Фото из архива «КП». (1 июля 2008)
До Чугуева и Мерефы – на метро?

До Чугуева и Мерефы – на метро?

Множество проектов по строительству подземки не реализовали из-за финансовых проблем. Оказывается, харьковское метро могло быть совсем другим. К примеру, в 60-х подземку хотели вывести за пределы города. Если бы этот проект внедрили, жителям Чугуева, Змиева, Мерефы было бы намного проще добираться до Харькова. Почему не удалось реализовать этот и другие проекты, корреспонденту «КП» рассказал Владимир Спивачук, проработавший 35 лет главным архитектором в «Харьковметропроекте».

Автомобили и трамваи можно пустить под городом

Когда в Харькове только стал вопрос о строительстве метрополитена, специалист по транспорту «Харьковпроекта» Роман Любарский предложил пустить электрички под городом. То есть в черте Харькова это было бы метро, а за его пределами – обычные электрички, выезжающие из тоннелей.

- Это была замечательная идея, которая помогла бы решить транспортную проблему для жителей Чугуева, Мерефы, Змиева, Белгородско-Казанского, Краснокутского, Волчанского направления, - говорит Владимир Спивачук. – Фактически, метро сразу было бы проложено до этих населенных пунктов. Но, к сожалению, прекрасную задумку так и не удалось реализовать. Все упиралось не столько в деньги, сколько в технические возможности того времени. Пустить электрички под землю в 60-е годы было очень сложно. Габариты перегонного тоннеля для метрополитена – 4,5 метров, а для электрички (она большего размера) – 6 метров в диаметре. Пускать же вагоны метро на поверхность можно было только после реконструкции всех наземных трасс. А для этого нужно было много времени и средств. Так и стартовало строительство харьковского метро в традиционном стиле.

Еще один хороший проект, на который не нашлось денег в 70-х, можно реализовать и сегодня, уверяют метростроевцы. Уже тогда под центром Харькова планировалось построить два подземных тоннеля – один для автомобилей, второй для трамваев. Это бы разгрузило историческую часть города от избытка транспорта. А для нынешнего времени это более чем актуально.

Автомобильный тоннель был бы в районе Госпрома, а трамвайный – неподалеку от «Советской», - говорит Владимир Александрович. – Для первого тоннеля даже опоры через реку уже есть. Мы их поставили параллельно со строительством метромоста, который соединяет станции «Киевская» и «Академика Барабашова». Этот мост пропускал бы автомобильный поток с Салтовки, а дальше машины въезжали бы под землю на спуске Веснина, а выезжали - на спуске Пассионария. А со стороны Московского проспекта планировался подземный тоннель для трамвая с выходом на Бурсацкий спуск. Именно там хотели сделать подземную пересадку с трамвая на станцию метро «Исторический музей». Для пассажиров это было бы очень удобно. Но эти проекты так и остались проектами. Но главное, что построить эти тоннели можно и сейчас. Если, конечно, будет должное финансирование.

Куда ведут закрытые двери на Госпроме

Оказывается, проблемы с финансирование были и в советские времена.

- На каждую станцию выделялась определенная сумма, и мы никак не могли выйти за ее пределы, - вспоминает Владимир Александрович. - Приходилось от чего-то отказываться. Но главное, что была заложена техническая возможность дополнительных выходов на некоторых станциях, и теперь строителям будет значительно легче их построить.

Кстати, на станции «Госпром» один из переходов на «Университет» закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.

- Когда мы открывали «Госпром», надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги. А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же - и на «Историческом музее» – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.

А вот большого торгового центра на станции «Архитектора Бекетова» уже никогда не будет. Владимир Спивачук очень жалеет об этом. Если бы в то время хватило денег, сейчас вместо пустыря над тоннелем и станцией были бы магазины, предприятия по обслуживанию пассажиров, банки, почта.

Попасть в торговый центр можно было бы прямо из вестибюля метро, - поясняет Владимир Александрович. – Для пассажиров это очень удобно – решил все вопросы, не выходя на улицу и поехал домой.

Кстати

«Кастрюльные» станции придумали в Харькове

Не на всех станциях харьковского метро есть мраморная отделка. Да, мрамор очень красивый, но в то же время самый дорогой материал, за которым сложно ухаживать. Поэтому метростроевцы изобрели и запатентовали абсолютно новый элемент отделки - металло-эмалевый. Его можно увидеть на станциях «Академика Барабашова», «Архитектора Бекетова», «Завод имени Малышева».

Штампуется эта «плитка» очень легко - покрывается как кастрюля эмалью и обжигается, - объясняет Владимир Спивачук. – Металло-эмалевый элемент намного устойчивее к химическим растворам и прочнее, чем некоторые виды мрамора. Поэтому мы стали применять его не только на станциях, но и в переходах метро. Получили и авторские права. Позже наше ноу-хау использовали и в других городах.

Конкретно

Что уже нельзя, а что можно сделать в нашей подземке

Проекты, которые нельзя реализовать     

Станция «Проспект Гагарина» задумывалась как «Левада» с огромным керамическим панно в виде васильков

«Ботсад» планировался в виде станции-моста через Саржин Яр с цветочными керамическими панно

Алексеевская линия должна была быть наземной

Торговый центр на «Архитектора Бекетова»

Движение поездом метрополитена до районных центров области

Проекты, которые можно внедрить

Кольцевая подземная дорога вокруг Харькова, которая бы соединила почти все крайние станции метро

Два тоннеля под центом города для автомобильного потока и трамваев

 

Пробивка дополнительных выходов и переходов на центральных станциях

 

Строительство новых станции метро по всем направлениям

Добавить несколько веток метро (помимо трех основных)

 

Политика

Вадим Новинский о  партии войны
Вадим Новинский о "партии войны" 323

Мир в стране можно добиться только путем переговоров, считает политик.

Еще один россиянин попросил политического убежища в Украине
Еще один россиянин попросил политического убежища в Украине 757 7

Ночью пограничники Сумского отряда с помощью прибора ночного видения задержали гражданина России, который пытался незаконно пересечь границу.

Мураев: наша основная задача - стать сильными 407 2

Внешние партнеры действуют исключительно в рамках своих интересов. Украина должна рассчитывать только на себя.

Происшествия

В Первомайске умер новорожденный, которого подбросили под больницу
В Первомайске умер новорожденный, которого подбросили под больницу 391

За жизнь Богданчика боролись более 8 дней, но ребенок не выжил.

Двое украинцев продавали краденые военные комплектующие для ракетных систем России
Двое украинцев продавали краденые военные комплектующие для ракетных систем России 218

Из двух братьев - организаторов преступной группы был задержан только один.

В Черновицкой области пьяный водитель микроавтобуса врезался в ЗИЛ, погиб ребенок
В Черновицкой области пьяный водитель микроавтобуса врезался в ЗИЛ, погиб ребенок 224

Грузовик был припаркован у обочины, но нетрезвый водитель его не заметил.

Экономика

Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов
Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов 1499 4

Больше регион торгует только с Германией и Польшей.

МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог
МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог 686 5

В фонде считают, что некоторые службы могли бы функционировать более эффективно, если бы не находились в государственной собственности.

Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов
Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов 791 5

Изменения вступят в силу с 2019 года и сразу же отразятся на стоимости табачных изделий.

Общество

В ФСБ РФ заявили, что два украинских корабля вошли в исключительную экономическую зону России
В ФСБ РФ заявили, что два украинских корабля вошли в исключительную экономическую зону России 167

Два украинских суда: корабль управления "Донбасс" и буксир "Корец" якобы находятся недалеко от берегов Крыма.

Массовое отравление в Сколе: 16 человек все еще в больнице
Массовое отравление в Сколе: 16 человек все еще в больнице 137

Все они 15 сентября питались в кафе "Горка" и находятся в состоянии средней тяжести.

От масонских соцсетей до бизнеса Кличко - новые книги, которыми гордятся издатели
От масонских соцсетей до бизнеса Кличко - новые книги, которыми гордятся издатели 254

"КП" в Украине" во время книжного форума во Львове узнала у представителей крупнейших украинских издательств о самых интересных новинках года.

Светская хроника и ТВ

Певец Иван Попович попал в ДТП, он в тяжелом состоянии
Певец Иван Попович попал в ДТП, он в тяжелом состоянии [фото] 1684

Авария произошла, когда артист вместе со своей командой ехал на концерт в Полтавскую область.

Александра Маринина: Мое поколение столько пережило, что стало неубиваемым
Александра Маринина: Мое поколение столько пережило, что стало неубиваемым 318

У одной из самых популярных писательниц выходит новая книга "Горький квест".

Певица Рианна стала послом Барбадоса в США
Певица Рианна стала послом Барбадоса в США 215

Артистка является уроженкой карибского острова и теперь будет заниматься официальной дипломатией.

Спорт

Экс-тренер  Манчестер Юнайтед  Фергюсон показался на публике после инсульта
Экс-тренер "Манчестер Юнайтед" Фергюсон показался на публике после инсульта [фото, видео] 154

В мае он перенес серьезную операцию после того, как был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг.

Александр Хацкевич:  Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно
Александр Хацкевич: "Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно" 577

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал ничью в первом матче группового этапа Лиги Европы против "Астаны"

Будет ли отставка?  Динамо  упустило победу над  Астаной
Будет ли отставка? "Динамо" упустило победу над "Астаной" 621

Киевляне не смогли выиграть стартовый матч в Лиге Европы, серия без побед продолжилась