Фото из архива «КП». (1 июля 2008)
До Чугуева и Мерефы – на метро?

До Чугуева и Мерефы – на метро?

Множество проектов по строительству подземки не реализовали из-за финансовых проблем. Оказывается, харьковское метро могло быть совсем другим. К примеру, в 60-х подземку хотели вывести за пределы города. Если бы этот проект внедрили, жителям Чугуева, Змиева, Мерефы было бы намного проще добираться до Харькова. Почему не удалось реализовать этот и другие проекты, корреспонденту «КП» рассказал Владимир Спивачук, проработавший 35 лет главным архитектором в «Харьковметропроекте».

Автомобили и трамваи можно пустить под городом

Когда в Харькове только стал вопрос о строительстве метрополитена, специалист по транспорту «Харьковпроекта» Роман Любарский предложил пустить электрички под городом. То есть в черте Харькова это было бы метро, а за его пределами – обычные электрички, выезжающие из тоннелей.

- Это была замечательная идея, которая помогла бы решить транспортную проблему для жителей Чугуева, Мерефы, Змиева, Белгородско-Казанского, Краснокутского, Волчанского направления, - говорит Владимир Спивачук. – Фактически, метро сразу было бы проложено до этих населенных пунктов. Но, к сожалению, прекрасную задумку так и не удалось реализовать. Все упиралось не столько в деньги, сколько в технические возможности того времени. Пустить электрички под землю в 60-е годы было очень сложно. Габариты перегонного тоннеля для метрополитена – 4,5 метров, а для электрички (она большего размера) – 6 метров в диаметре. Пускать же вагоны метро на поверхность можно было только после реконструкции всех наземных трасс. А для этого нужно было много времени и средств. Так и стартовало строительство харьковского метро в традиционном стиле.

Еще один хороший проект, на который не нашлось денег в 70-х, можно реализовать и сегодня, уверяют метростроевцы. Уже тогда под центром Харькова планировалось построить два подземных тоннеля – один для автомобилей, второй для трамваев. Это бы разгрузило историческую часть города от избытка транспорта. А для нынешнего времени это более чем актуально.

Автомобильный тоннель был бы в районе Госпрома, а трамвайный – неподалеку от «Советской», - говорит Владимир Александрович. – Для первого тоннеля даже опоры через реку уже есть. Мы их поставили параллельно со строительством метромоста, который соединяет станции «Киевская» и «Академика Барабашова». Этот мост пропускал бы автомобильный поток с Салтовки, а дальше машины въезжали бы под землю на спуске Веснина, а выезжали - на спуске Пассионария. А со стороны Московского проспекта планировался подземный тоннель для трамвая с выходом на Бурсацкий спуск. Именно там хотели сделать подземную пересадку с трамвая на станцию метро «Исторический музей». Для пассажиров это было бы очень удобно. Но эти проекты так и остались проектами. Но главное, что построить эти тоннели можно и сейчас. Если, конечно, будет должное финансирование.

Куда ведут закрытые двери на Госпроме

Оказывается, проблемы с финансирование были и в советские времена.

- На каждую станцию выделялась определенная сумма, и мы никак не могли выйти за ее пределы, - вспоминает Владимир Александрович. - Приходилось от чего-то отказываться. Но главное, что была заложена техническая возможность дополнительных выходов на некоторых станциях, и теперь строителям будет значительно легче их построить.

Кстати, на станции «Госпром» один из переходов на «Университет» закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.

- Когда мы открывали «Госпром», надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги. А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же - и на «Историческом музее» – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.

А вот большого торгового центра на станции «Архитектора Бекетова» уже никогда не будет. Владимир Спивачук очень жалеет об этом. Если бы в то время хватило денег, сейчас вместо пустыря над тоннелем и станцией были бы магазины, предприятия по обслуживанию пассажиров, банки, почта.

Попасть в торговый центр можно было бы прямо из вестибюля метро, - поясняет Владимир Александрович. – Для пассажиров это очень удобно – решил все вопросы, не выходя на улицу и поехал домой.

Кстати

«Кастрюльные» станции придумали в Харькове

Не на всех станциях харьковского метро есть мраморная отделка. Да, мрамор очень красивый, но в то же время самый дорогой материал, за которым сложно ухаживать. Поэтому метростроевцы изобрели и запатентовали абсолютно новый элемент отделки - металло-эмалевый. Его можно увидеть на станциях «Академика Барабашова», «Архитектора Бекетова», «Завод имени Малышева».

Штампуется эта «плитка» очень легко - покрывается как кастрюля эмалью и обжигается, - объясняет Владимир Спивачук. – Металло-эмалевый элемент намного устойчивее к химическим растворам и прочнее, чем некоторые виды мрамора. Поэтому мы стали применять его не только на станциях, но и в переходах метро. Получили и авторские права. Позже наше ноу-хау использовали и в других городах.

Конкретно

Что уже нельзя, а что можно сделать в нашей подземке

Проекты, которые нельзя реализовать     

Станция «Проспект Гагарина» задумывалась как «Левада» с огромным керамическим панно в виде васильков

«Ботсад» планировался в виде станции-моста через Саржин Яр с цветочными керамическими панно

Алексеевская линия должна была быть наземной

Торговый центр на «Архитектора Бекетова»

Движение поездом метрополитена до районных центров области

Проекты, которые можно внедрить

Кольцевая подземная дорога вокруг Харькова, которая бы соединила почти все крайние станции метро

Два тоннеля под центом города для автомобильного потока и трамваев

 

Пробивка дополнительных выходов и переходов на центральных станциях

 

Строительство новых станции метро по всем направлениям

Добавить несколько веток метро (помимо трех основных)

 

Политика

Вилкул: Я не боюсь говорить правду, поэтому  подання  ГПУ – очередная попытка власти надавить на меня и ограничить мою политическую активность
Вилкул: Я не боюсь говорить правду, поэтому "подання" ГПУ – очередная попытка власти надавить на меня и ограничить мою политическую активность 9

Оппозиционер подчеркнул, что ГПУ и не ставит задачу доказать его виновность в суде. Власти нужно получить право проводить обыски у его родных и друзей, и таким образом, оказывать на него давление.

Трамп: США все еще ведут переговоры по встрече с Ким Чен Ыном
Трамп: США все еще ведут переговоры по встрече с Ким Чен Ыном 12

Американский лидер даже назвал возможную дату встречи.

Павло Зибров о кандидатах-артистах: Иво Бобул запустил мульку, а другие продадут свои проценты
Павло Зибров о кандидатах-артистах: Иво Бобул запустил мульку, а другие продадут свои проценты 136

Народный артист рассказал, как он относится к баллотированию Бобула, Вакарчука и Зеленского в президенты.

Происшествия

Одна из версий убийства черкасского депутата: стрелок защищал свой бизнес
Одна из версий убийства черкасского депутата: стрелок защищал свой бизнес 604

В Сергея Гуру стрелял его бывший охранник, ушедший в предприниматели.

Нацполиция подтвердила, что Стерненко смертельно ранил бойца 25-й бригады ВСУ
Нацполиция подтвердила, что Стерненко смертельно ранил бойца 25-й бригады ВСУ 607

Полиция рассматривает все версии случившегося, а не только версию самого экс-лидера одесского "Правого сектора" о самообороне.

Нападение на Сергея Стерненко: убийство или самооборона
Нападение на Сергея Стерненко: убийство или самооборона 1545 2

Причиной нападения на экс-лидера одесского ПС могла стать его возможная незаконная деятельность.

Экономика

Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн
Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн 204

Компания "САМГАЗ", ведущий украинский производитель оборудования для измерения и учёта газа, запустила свой первый в Украине интернет-магазин по продаже счётчиков газа.

Доллар может немного подорожать
Доллар может немного подорожать 225

Эксперты говорят о стабильности на валютном рынке.

Экономист рассказал, почему держится гривна
Экономист рассказал, почему держится гривна 482

Так как украинская экономика сырьевая, маленькая и открытая, обменный курс полностью зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.

Общество

В миграционной службе произошел компьютерный сбой при оформлении биометрических паспортов
В миграционной службе произошел компьютерный сбой при оформлении биометрических паспортов 44

Проблемы возникли из-за выхода из строя сетевого оборудования.

Погода на Троицу 2018 в Украине
Погода на Троицу 2018 в Украине 77

Украинцев ждет комфортная нежаркая погода.

Будни ВНО: роды на тестировании, полиция с мигалками и штрих-код, как порождение Сатаны
Будни ВНО: роды на тестировании, полиция с мигалками и штрих-код, как порождение Сатаны 527

Без курьезных ситуаций в этом году сдача внешнего независимого тестирования не обошлась.

Светская хроника и ТВ

Натали из  Холостяк 8 :  Рождену не нужны отношения
Натали из "Холостяк 8": "Рождену не нужны отношения"

Экс-участница романтического реалити рассказала о жизни после проекта.

Вайнштейна отпустили под залог в миллион долларов
Вайнштейна отпустили под залог в миллион долларов 10

Суд также обязал продюсера носить электронный браслет и не приближаться к женщинам, которые подали против него иск.

Иван Дорн выступит в Киеве под грифом  Секретно
Иван Дорн выступит в Киеве под грифом "Секретно" [видео] 41

Билеты на концерт опального украинского певца продают от 500 до 3000 гривен, но место не называют.

Спорт

 Не убирать : в УЕФА заявили, что на поле  Олимпийского  реклама  Газпрома  останется
"Не убирать": в УЕФА заявили, что на поле "Олимпийского" реклама "Газпрома" останется 388 3

Рекламу сняли по городу, а вот со стадионом все намного сложнее. В спонсорском контракте российской компании и УЕФА прямо прописан пункт о ее наличии. .

Пограничников раскрасили в цвета команд финала Лиги
Пограничников раскрасили в цвета команд финала Лиги 368 3

Служба пошла навстречу дизайнерам от власти Киева и стала объектом для селфи с иностранцами.

Борисполь на грани: в аэропорту говорят, что накануне финала ЛЧ работают на пределе возможностей
Борисполь на грани: в аэропорту говорят, что накануне финала ЛЧ работают на пределе возможностей 610 1

Пассажиры, улетавшие сегодня из крупнейшего столичного аэропорта, столкнулись с большой загруженностью аэропорта.