23 ноября
Загрузить еще

Дмитрию Багалею приходилось каяться перед большевиками

Дмитрию Багалею приходилось каяться перед большевиками

А сегодня к 150-летию выдающегося историка Президент обязал выпустить юбилейную монету, почтовую марку и конверт

 Детей и внуков не принимали в партию

 В эти дни в Украине отмечают 150-летие со дня рождения Дмитрия Багалея. Президент издал указ о выпуске юбилейной монеты, почтовой марки и конверта в честь выдающегося историка. В харьковских музеях открылись выставки, а в вузах проходят «круглые столы», посвященные Дмитрию Ивановичу. Но человек этот, несмотря на все его заслуги, все еще малоизвестен для большинства. После смерти Багалея в 1932 году его имя оказалось под запретом, а книги были изъяты из хранилищ. Даже коллеги-историки пользовались его трудами, не ссылаясь на авторство.

- Да, было такое, - подтверждает завотделом Института археографии и украинознавства НАН Украины Игорь Гирыч. – Багалея заклеймили как буржуазного историка, его можно было цитировать только в негативном плане.

- Тяжело было носить фамилию Багалей в советские годы, - признается правнучка историка Ольга Юрьевна. - Моего отца из-за этого не приняли в партию, обвинив в украинском национализме. На вопрос, в чем это проявляется, ему ответили: «Ну, вы же были внуком городского головы!»

 Багалея рисовал сам Репин

 Между тем, Багалей был не только городским головой (с 1914 по 1917 год, во время Первой мировой войны). Он возглавлял Харьковский университет, был инициатором постройки собственного здания Публичной библиотеки (теперь ГНБ им. В.Г. Короленко), одним из организаторов Городского архива, а в советские годы - Украинской Академии Наук … Список его научных достижений не имеет смысла продолжать – достаточно сказать, что за свою жизнь он написал больше 350 работ! А поскольку многие документы, которые использовал историк, сегодня безвозвратно утеряны, его труды – как первоисточник для современных ученых.

К слову, версии Багалея насчет названия и происхождения Харькова до сих пор считаются одними из наиболее вероятных. Даже нынешняя граница между Россией и Украиной пролегает по той разметке, которую историк сделал еще в 1918-м…

Прямо в холле Харьковского исторического музея по инициативе его работников создана временная выставка, посвященный Багалею. (Экспозиция вместе с мебелью из бывшего кабинета ученого открылась в литературном музее.) Среди ценнейших экспонатов – портрет Багалея кисти Репина. Немногих своих земляков удостаивал такой чести великий художник. Позже картину передал в Городской музей сам ученый, именно поэтому портрет хранится в фондах исторического музея, а не художественного. Здесь же и «История города Харькова за 250 лет его существования» 1912 года издания, написанная Багалеем в соавторстве со своим учеником Мюллером.

- И по сегодняшний день эта книга – настоящая энциклопедия харьковщинознавства – остается основой этого курса в школах, - говорит завотделом дореволюционной истории Харьковского исторического музея Андрей Прохоров.

 Жили, как в «Собачьем сердце»

 Часть предметов для выставки предоставила семья историка. Из поколения в поколение, несмотря на гонения, родственники упорно хранят память о своем предке. В доме, где жил Дмитрий Иванович, а сейчас обитает его внучка с правнучкой (ул. Фрунзе, 9), кабинет ученого – в максимально нетронутом виде.

– Все именно так и происходило в те годы с учеными, как описал Булгаков в своем романе «Собачье сердце», - говорит Ольга Багалей. - Эти охранные грамоты, которые они пытались получить на свою жилплощадь, отсутствие отопления и так далее…

- Небольшая группа профессоров смогла наладить отношения с советской властью, - поясняет Андрей Прохоров. – Сначала у них пытались забрать квартиры, вплоть до подселения «Шариковых», лишая тем самым возможности работать. А когда советская власть встала на ноги, началось идеологическое давление. В результате Дмитрию Ивановичу неоднократно приходилось каяться в своих ошибках и неправильном понимании марксистской методологии, что, понятно, давалось ему нелегко. И не избежать бы ему репрессий, если бы он не ушел из жизни. Судя по документам, дело на него готовилось. Показания давали уже арестованные его коллеги по Академии наук, которые называли организацию буржуазного толка, естественно, вымышленную, и Багалея – среди ее лидеров.

На 75-м году жизни ученого не стало.

Сейчас семья Багалей вынашивает идею создать в своем доме мемориальный музей. Было бы неплохо, считают ее представители, на первом этаже разместить экспонаты, а на втором жили бы родственники. Одна загвоздка – второй этаж занимает совсем другая семья…

- К сожалению, там живут посторонние люди, которым досталась квартира в советские годы. Если бы найти для нее другую жилплощадь, и улицу Фрунзе переименовать в честь ученого… Но, к сожалению, обе идеи пока не реализованы, - досадует историк. - Правнучка подавала заявку в комиссию горсовета, но там посчитали возможным переименовать лишь один из небольших участков, примыкающих к Фрунзе. Пока же в городе вообще нет улиц в честь выдающегося историка. А кто, как не Багалей, заслужил внимание к себе со стороны города?

 Подробности

 Сковорода так и остался бы безвестным писателем…

 Имя Дмитрия Багалея стало возрождаться лишь с конца 80-х. И то автор первой монографии о нем позволил себе говорить о Багалее, лишь как о стороннике федерализма.

- Странно, что ученый до сих пор малоизвестен. Ведь Багалей был для Левобережной Украины тем же, что Грушевский - для Правобережной. Однако открыты два музея Грушевскому – в Киеве и Львове, а такая фигура, как Багалей, никак не отмечена в стране, - говорит завотделом института археографии и украинознавства НАН Украины Игорь Гирыч.

К слову, именно благодаря Багалею мы сегодня гордимся… Григорием Сковородой. Удивительно, но в 19 веке Сковороду вообще не считали философом – так, писателем-схоластом, да и темы его были непонятны многим... И только когда Багалей издал работы Сковороды, мир оценил его по достоинству. Та же история и с Каразиным, и другими культурными помещиками края.

 …А в это время

 Семья ученого возрождает и другое забытое имя – дочери Дмитрия Ивановича - Ольги, тоже историка. Ее объявили врагом народа за то, что с 1941 по 1942 годы во время оккупации Харькова она работала заместителем директора центральной научной библиотеки ХНУ им. Каразина.

- То, что она работала во время войны, мне кажется, можно понять. Их бросили в городе, где не было ни воды, ни пропитания, - вступается за свою бабушку Ольга Юрьевна Багалей. – Зато сколько она вместе с директором библиотеки сделала, чтобы сберечь книги! Мы знаем об этом благодаря библиографу ЦНБ. Как они вводили в заблуждение немецкое начальство и прятали ценные книги. Результат их труда налицо: ЦНБ сегодня богаче библиотеки Короленко.

Ольга Дмитриевна Багалей погибла – в 1942 году ее сбила немецкая машина. 65 лет в семье пролежала ее диссертация «История военных поселений в Украине», которую она должна была защитить в 41-м. К юбилею прадедушки семья, после консультации с историками, которые оценили работу Ольги Багалей как сильную, наконец, издала этот труд.