28 декабря
Загрузить еще

Какими правами обладает пациент?

Какими правами обладает пациент?

Уже с порога поликлиники больной сталкивается с нарушением Конституции, констатируют правозащитники

Нужно ли проходить доврачебный кабинет

 До 15 % обращений в Харьковскую правозащитную группу связаны с жалобами на медиков.

- Посмотрите на расписание приема врачей. Работающий человек, у которого смена заканчивается в шесть вечера, может вообще никогда не попасть к специалисту. Ведь врач тоже принимает до шести-семи, причем редко досиживает до конца. О какой доступности медицины может идти речь, - обращает внимание эксперт Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко. – Меня удивляет и другое. Сегодня к врачу редко идут за больничным листом. (По тем или иным причинам работодатель уже не так строго его требует). Но очереди к участковым почему-то не уменьшились! Похоже, что врачи умышленно сокращают часы приема, сознательно опаздывая на работу. Отсюда и очереди, как раньше. Плюс постоянные пятиминутки, затягивающиеся на час…

Но, даже упорно просидев перед кабинетом два часа и оказавшись, наконец, за заветной дверью, вы еще не попали к врачу. Выясняется, что прежде нужно еще посетить окулиста, гинеколога, измерить давление, слух, рост и вес, хотя всего лишь вам требовался  травматолог… Возможно, в вашем случае лучше вызвать «скорую» (а там уже медики сами решат, насколько опасно ваше состояние), чем обивать пороги, будучи больным.

- Прохождение профосмотров утверждается приказами Минздрава. Кроме обязательного, при приеме на работу, все остальные осмотры – дело добровольное, - заверяет юрист Харьковской правозащитной группы Андрей Роханский. – Принудить вас обойти эти кабинеты, в том числе доврачебный, никто не имеет права.

Очень часто к правозащитникам обращаются и с таким вопросом: «Должны ли врачи ставить в известность пациента о методах лечения?»

-         По закону перед любым оперативным вмешательством у пациента должны брать письменное согласие на проведение операции, - признает юрист Андрей Роханский. - Но объем информации, которую должен предоставить врач, пока не определен. Брать ли у больного расписку при любой инъекции? И что ему рассказывать - пособие по хирургии? Обычно же люди жалуются на то, что их не предупреждают о возможных негативных последствиях операции или выбранного курса лечения.

 Платить или не платить…

 Как поступать, если врач, с вашей точки зрения, явно превышает свои полномочия. Правозащитники советуют, пользуясь правом, данным Законом «Об обращениях граждан», написать заявление на имя завотделением, начмеда или главного врача.

- В таком случае должностное лицо обязано немедленно отреагировать или ответить письменно, - говорит Людмила Клочко. – Обычно администрация заинтересована в погашении конфликта в самом начале: чем меньше жалоб пациентов, тем меньше проверок со стороны контролирующих органов.

Есть и такой выход: поменять врача и даже лечебное учреждение. После отмены прописки у нас теперь есть такое право.

А как действовать, когда с вас требуют деньги за проведение анализов, УЗИ, а то и просто на нужды кабинета?

- Конституционный суд в 2003 году признал так называемые больничные кассы, как дополнительный источник финансирования. Но деньги с вас могут потребовать только тогда, если на данные исследования не выделяются бюджетные средства, - инструктирует юрист Андрей Роханский. – Выяснить это можно через общественные организации, как наша или обратившись в прокуратуру.

-         А еще можно написать заявление должностному лицу: «Я не могу оплатить благотворительный взнос, а врач или медсестра (фамилия) отказывается брать у меня кровь в соответствии с направлением врача», - добавляет Людмила Клочко. - Я думаю, что в этот же день вопрос будет решен. Очень часто люди ругаются не с теми, кто виноват в их бедах. Так что не стоит отстаивать свои права перед медсестрой, лучше сразу обращаться к ее начальнику.

 Анализы анализам рознь?

 Что делать, если в разных лабораториях, у вас получились противоположные результаты анализов?

- Они могут разниться даже у одного человека в разное время суток, в зависимости от настроения или съеденного на ужин, - предостерегает Инна Захарова. – Но бывает, что виновата в этом и сама лаборатория. Частично вы можете обезопасить себя, проверив, имеет ли медучреждение необходимые лицензии, аккредитацию и метрологические поверки аппаратуры. А лучше всего сразу обращаться в серьезные лаборатории при солидных учреждениях (в областную больницу, институт эндокринологии, институт повышения квалификации врачей). В таких больницах анализы обычно исследуют серьезно.

-         А я могу посоветовать оформить добровольную медицинскую страховку или стать членом общественных больничных касс, - добавляет Андрей Роханский. - Эти организации на профессиональной основе нанимают доверенных врачей. То есть они заранее определяют, какая лаборатория или медучреждение добросовестно выполняют свою работу. И делая взносы, вы получаете не только компенсацию за лекарства и другие услуги, но можете обезопасить себя от случайного попадания к недобросовестному врачу.         

А в это время

 На нарушение своих прав жалуются не только пациенты, но и медики.

-         Жалобы – от невысокой зарплаты до нехватки самого необходимого для работы: оборудования, лекарств, расходных материалов, даже перчаток для хирургов, оперирующих в ургентном порядке необследованных на ВИЧ больных, - перечисляет Людмила Клочко. - А сколько случаев откровенного давления на врачей. Взять хотя бы это дело о трансплантации, когда правоохранители посчитали плаценту органом и осудили врача по статье «Незаконная трансплантация». Хотя плацента не может быть ни органом, ни тканью.          

Вместо послесловия

 «Больной умер вопреки лечению»

 Харьков не раз потрясали громкие медицинские дела («Эксимер» или смерть девочки на операционном столе во время операции по удалению аппендицита... А сколько неизвестных, но не менее трагических случаев!) Доказать вину медика крайне сложно, признаются правозащитники. Почему?

- Хотя бы потому, что экспертами выступают сами медики, - говорит специалист Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко. – Они вышли в белых халатах и сказали: «Больной умер вопреки лечению». И вы ничего не можете с этим сделать. А их коллеги из судмедэкспертизы (тоже структура Минздрава) по полгода не выдают родственникам результатов вскрытия. Хотя это нарушение статьи 235 Гражданского кодекса, которая говорит о том, что родственники должны присутствовать при вскрытии и быть ознакомлены с его результатами, а в случае несогласия с причинами смерти – имеют право обратиться в суд. Мне кажется, что судмедэксперты затягивают специально, чтобы люди остыли, примирились с непоправимостью случившегося и перестали гореть мщением.

На руку недобросовестным «эскулапам» и наши медицинские карточки. Непронумерованные и непрошитые, при случае в них можно доклеить любую справку. И попробуй, докажи, что эта свеженькая страничка среди прочих, пожелтевших от времени, была там изначально, а не появилась после того, как картой заинтересовались компетентные органы.

 Важно!

 Мы коснулись лишь некоторых нарушений прав пациентов. Полный их перечень Харьковская правозащитная группа намерена подготовить к февралю. Такую памятку для пациентов будут раздавать во всех поликлиниках и больницах города. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

 Обратная связь

 Уважаемые пациенты и медики! Свое мнение по теме, затронутой в этом материале, можно высказать, позвонив в редакцию по телефону (057) 752-00-00. Звоните нам во вторник с 12.00 до 13.00 или в среду, в это же время.