В Харькове разгорелся скандал вокруг диспансера, который попал в перечень опорных больниц для лечения пациентов с COVID-19. Сотрудники медучреждения объявили, что не хотят работать с коронавирусом. За несколько дней до этого профильные пациенты, - а этот диспансер специализируется на помощи ликвидаторам аварии на ЧАЕС, - выходили на митинг и не пускали скорые, в которых находились больные с COVID-19. Теперь персонал в диспансер ищут волонтеры, говорят, что ситуация сложная, но надежда есть.
Областной специализированный диспансер радиационной защиты населения начал принимать больных с коронавирусом в понедельник, 22 июня. Незадолго до этого он возобновил свою работу после закрытия на карантин. 17 июня в диспансер госпитализировались первые пациенты - чернобыльцы. Но разговоры о том, что в больницу вот-вот начнут переводить людей с COVID-19 ходили задолго до этого, ведь потребность "разгрузить" инфекционную больницу назрела давно.
В Харьковской облгосадминистрации говорят, больницы, которые работают с коронавирусом, выбирали не на местах. Какие медучреждения привлекать для борьбы с эпидемией, решали медицинские чиновники в Киеве, именно там и сочли, что опорной больницей станет диспансер.
- Мы направляли в министерство информацию о всех больницах, которые есть на территории Харьковской области, без исключения. И после этого Минздрав, учитывая определенные критерии соответствия, вместе с главным санитарным врачом определил больницы на территории каждой области, которые будут принимать участие в борьбе с COVID-19. В этот список из 20 больниц Харьковской области попала и эта, - пояснил глава ОГА Алексей Кучер.
Медперсонал диспансера, хоть в нем и нет инфекционного отделения, не противился: спланировали, кто будет работать, как будут размещать больных, начали готовиться. Но чем ближе подходил момент, когда в приеме пациентов с COVID-1 появилась реальная нужда, тем больше начала нарастать смута.
|
Первыми забили тревогу чернобыльцы: уже на следующий день, когда стало известно, что профильный диспансер будет лечить не только их, они вышли под стены ОГА с пикетом. Позже проводили акции под стенами профильной больницы. Главные требования - не забирать диспансер и дать возможность чернобыльцам лечиться. Практически каждый, кто ликвидировал последствия аварии на ЧАЭС, сейчас имеет "букет заболеваний", в том числе у многих и онкология, и лечение для них - не прихоть, а жизненно необходимая потребность.
|
- Среди нас 6,5 тысяч инвалидов, которые находятся на диспансерном учете. И если не пройти курс лечения, то человек может не выжить, - говорит глава "Союза чернобыльцев Украины" Анатолий Винник. - В диспансере проводились и операции, там очень хорошая хирургия. После ремонта, который совсем недавно прошел, теперь есть реанимационное отделение, операционные, оборудование.
Против соседства с больными коронавирусом постоянные пациенты диспансера также выступали неоднократно на митингах - боятся последствий.
- У меня сердце, онкология, сахарный диабет. Положи меня рядом с коронавирусным, я же не выживу! Это путь на кладбище, - разводил руками один из участников акции.
На заверения чиновников, что чернобыльцев будут принимать в других больницах, ответ прост: там за все нужно платить, а в диспансере лечение бесплатное.
- Свой патриотизм мы показали в Чернобыле, а сейчас нужно искать компромисс, - говорят ликвидаторы аварии.
Позже начали отказываться от работы с коронавирусом медики диспансера: из 60 сотрудников, которые изначально не были против ухода за больными с COVID-19, половина изменила решение еще 15 июня. Но настоящая утечка кадров случилась, когда первый пациент приехал из "инфекционки" и то – прорывался в диспансер!
Скорая, которая везла тяжелого больного, по стечению обстоятельств чернобыльца с коронавирусом, не пускали на территорию его же побратимы-ликвидаторы: ложились на асфальт и блокировали главные ворота, пострадали двое полицейских. В соцсетях эту акцию протеста сравнили с событиями в Новых Санжарах, когда поселок восстал против того, чтобы в санатории на его территории проходили обсервацию украинцы, эвакуированные из Китая в разгар эпидемии там.
После столкновений главврач поделилась с журналистами, мол, массово начали увольняться люди. Работать с пациентами, у которых COVID-19, осталось 15-16 человек, поэтому первоочередная задача для диспансера - нанять новый персонал.
|
Волонтер платформы "Разом проти COVID" Елена Шержукова подключилась к поиску персонала для больницы, в том числе и через соцсети. Рассказывает, сейчас нужны 5 анестезиологов и 25 человек младшего медицинского персонала. Деньги на зарплаты есть - диспансер получает финансирование от НЦЗУ по пакету COVID-19 3,8 млн гривен ежемесячно.
- Младший медицинский персонал, который массово отказался работать в чернобыльской больнице, это в основном люди предпенсионного возраста - санитарки, медсестры. Не нужно их осуждать. Моя позиция такая, что нельзя заставить человека защищать свою страну, нельзя заставить врача лечить - от этого не будет толку. Я не говорю, плохие они или хорошие, сейчас не время давать оценку. Проблема в том, что некому работать, - говорит Елена Шержукова.
Первые отклики на объявление в соцсетях уже пошли.
- Мы решили обратиться к молодежи, которая потенциально легче переносит коронавирус. И когда мне начали писать, что никто не пойдет, я не верила, потому что я бы и сама пошла, будь у меня образование. И люди звонят. Отозвались студенты из Марокко. Мне позвонила жена парня, спросила можно ли. Я говорю, а почему сам муж не звонит, она дала ему трубку. Я ему – ну вы же иностранец, почему? А он в ответ, мол, это проблема всего мира, медики со всего мира помогают друг другу. У него был только один вопрос: а что, вы меня не возьмете? У него не было сомнений "идти-не идти", он лишь хотел знать, можно ли ему с иностранным гражданством. Он закончил лечебное дело в университете им. Каразина и до сентября, пока будет в Украине, готов помогать. У нас есть женщина, которая работает в колледже преподавателем, но у нее есть медицинское образование, она согласилась пойти санитаркой, - рассказывает Елена.
Волонтер подчеркивает: врачи, которые не бросают своих пациентов даже в свои выходные, которые после дневных смен в своих частных клиниках идут работать в ночные смены в больницы, где лечат людей с COVID-19, - настоящие герои нашего времени.
- Сколько врачей сегодня уволены и говорят о том, что реформы, сокращения. Вот - идите, работайте, есть места, зарплаты, сейчас же так нужна помощь, - разводит руками волонтер.
|
Видео митинга: ГУ Национальной полиции в Харьковской области
КОНКРЕТНО
Тех, кто хочет помочь сотрудникам чернобыльского диспансера в борьбе с коронавирусом и трудоустроиться в учреждение, можно позвонить Елена Шержуковой за подробностями: (096) 127-27-27.
А В ЭТО ВРЕМЯ
24 июня Украина вновь установила новый антирекорд по количеству больных за сутки – 940 человек получили положительный тест на COVID-19. Министр здравоохранения Максим Степанов говорит, что пора готовить к приему пациентов с коронавирусом новые больницы.
- Мы тщательно работаем над развертыванием второй волны больниц, которые будут оказывать помощь больным. Мы уже понимаем, что в некоторых областях с таким отношением граждан к нашим рекомендациям будет резкий рост количества людей, которым нужна госпитализация. А в больницу попадают люди с тяжелым течением болезни, - отметил министр. - Подумайте над тем, что когда-то может закончиться и вторая волна больниц, и третья волна больниц. И просто не будет возможности оказывать медицинскую помощь. Смотрите еще раз кадры из Италии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ