История сидевшего на цепи маленького Стасика каждый день обрастает новыми подробностями, и от этих "новостей" волосы встают дыбом.
Главную подозреваемую в издевательствах над приемными детьми, 56-летнюю Анну Житник, уже лишили опекунства над тремя младшими – 8-летним Стасом, 6-летней Ангелиной и 4-летним Ярославом. Через суд планируют забрать официально удочеренную старшую дочь Мирославу. Все дети пока находятся в реабилитационном центре под присмотром психологов.
Специалисты утверждают: дома над ними совершали физическое и психологическое насилие. И больше всего доставалось Стасику – самому "проблемному", который отстает в развитии и практически не разговаривает.
Одним из "воспитательных" методов было сажание на цепь. Именно в таком виде, прикованным и с завязанными глазами, 21 августа мальчика обнаружили сотрудники ювенальной превенции и службы по делам детей. Кроме цепи на шее, на теле мальчика были синяки и ссадины. Дома в это время находилась старшая Мирослава, младшие были в детском саду, а мама-опекун - на работе. Всех четверых детей сразу же забрали из семьи, а мать, как главную подозреваемую, арестовали. Суд отправил женщину на два месяца под ночной домашний арест, но прокуратура просит более строгой меры пресечения и наказания в виде 10 лет тюрьмы.
Сотрудники Нацполиции Днепропетровской области проведали детвору в реабилитационном центре и узнали из первых уст, как им жилось в семье опекуна. Малыши, как только немного успокоились после пережитого, выдали психологам всю правду о своей "заботливой маме".
- На детей ругались матом, кричали, часто наказывали. У мамы была специальная палка, которой она била младших, - передает слова детей психолог центра социально-психологической реабилитации Мария Атрошкина. - Мы обсуждали с Мирославой, почему она к нам попала, как к детям относились в семье. Девочка часто оставалась дома и присматривала за малышами. Призналась, что не справлялась, дети ее не слушались. Вечером девочка жаловалась маме, и она наказывала сначала дочку, а потом Стаса, Ангелину и Ярика. Могла посадить на цепь, избить.
Мира твердо заявила - в семью возвращаться не хочет и мать видеть не желает. Говорит, боится ее. Такие же запуганные и младшие. Ангелина только поначалу спрашивала, где мама, но призналась, что тоже не хочет к ней. По словам психолога, дети привязаны друг к другу, целуются, обнимаются при встрече, очень ласковые. Младшие особенно любят Миру, считают ее своей мамой. Вот только видно, что дома им не хватало тактильного контакта и материнской любви.
- У Станислава проблемы с развитием. Мальчик практически не разговаривает. Самый младший Ярослав гиперактивный, тяжело ему усидеть на месте, также отстает в развитии, - охарактеризовала своих маленьких подопечных Мария Атрошкина. - Ангелинка знает не все, что должен знать ребенок в шесть лет. Старшая Мира находится на инклюзивном обучении, ей тяжело дается учеба в обычной школе.
Начальник управления-службы по делам детей Днепровского горсовета Анна Довготько рассказала "КП" в Украине", что, когда ехала на вызов, думала это какая-то ошибка. Опекуна Житник знает десять лет - она, оказывается раньше работала юрисконсультом в городском центре социальных служб. Одно из ее образований – юридическое. Женщина консультировала приемные семьи и прекрасно знает законы.
- В комнате мы обнаружили прикованного мальчика. Я сняла повязку с его глаз, малыш зажмурился от дневного света, улыбнулся мне. Я просила, где же ключики, чтобы снять замок, который у тебя на шее? Ребенок показал пальчиком на навесную полку, - вспоминает Анна Довготько. - Затем показал ручкой на рот, мол, я кушать хочу. Ему сначала яблоко дали, мальчик его с аппетитом сгрыз. Мира в холодильнике борщ нашла, покормили ребенка.
Руководитель городской службы по делам детей уверена: опекунша приложила усилия, чтобы сделать из этих детей инвалидов. Денег ведь больше платят за проблемных малышей. За Стасика опекун получала в месяц около 7 тысяч гривен. На всех троих с января по июль получила 100 тысяч гривен социальных выплат.
- В учебно-реабилитационном центре, который посещал 8-летний Станислав, он иногда оставался жить неделю, бывало, и две. Воспитатели тогда замечали, что начиная со второй недели пребывания мальчик начинал спокойно спать, намного лучше разговаривал. Был совсем не похож на тяжело умственно отсталого, - говорит начальник управления-службы по делам детей.
Теперь соцслужбы изучают, как женщине фактически без жилья могли отдать троих детей. Подозревают, что без обмана не обошлось. Житник, оформляя опеку, указала своим жильем двухкомнатную квартиру, на которую, как оказалось, не имела никаких прав. Она досматривала какую-то бабушку, указала ее адрес в документах, чтобы, когда приедут жилищные условия смотреть, нареканий не было. После смерти пенсионерки переехала туда с детьми, но вскоре нашлась наследница.
Семья была вынуждена переехать в общежитие, комната в котором оформлена на 13-летнюю Мирославу. Там Анна Павловна создала удовлетворительные жилищные условия, претензий к семье не было, а заодно прописала родных сыновей. Своего угла, как оказалось, у женщины нет. Зато детям она рьяно выбивала просторную квартиру, чтобы потом в ней жить.
Созданная годами безупречная репутация не давала повода думать о женщине плохо, поэтому и в школе, где она работает, так изумляются произошедшему. На деле выяснилось, что педагог вела двойную жизнь,
Мать-опекун все обвинения считает необоснованными. Клянется, своих малышей отродясь не била, а цепь, объясняет, вообще предназначалась для собаки. Только странно, что на этой цепи был не только ошейник, но и "воротничок" из старого шерстяного то ли носка, то ли рукава. Явно это делалось для "комфорта". Только не собаки, а 8-летнего мальчика.
- Там еще про палку какую-то говорили, которой я якобы детей луплю. Да отродясь у меня в доме палки не было, - оправдывается Анна Житник. – Малыши ко мне тянулись, всегда зацелованные и приголубленные. Яричек часто повторял: "Моя мама!".
Абсолютное непонимание у матери вызывают показания старшей Мирославы.
- Пусть мне скажет в глаза, что ненавидит, что я ее обижала, что не хочет со мной жить, - говорит Анна. – Вот когда я это услышу, приму любое решение дочери. Я ведь ей всегда все самое лучшее покупала. Мира в школе каждую перемену прибегала ко мне, обнимала!
Но что бы она не говорила, детям собираются искать новую приемную семью. Только теперь будут очень тщательно проверять кандидатов в родители. В службе говорят, что ребятишки очень домашние, и, несмотря на пережитое, не озлобились, не перестали доверять взрослым и подпускать их к себе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Женщину приговорили к 8 годам, но пересчитали срок по "закону Савченко".