Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Год назад генералы АТО захотели выслужиться в Донецке"

Фото: После того как противник занял крышу нового терминала... Фото: eastnews

За свою новейшую историю донецкому аэропорту имени Прокофьева трижды суждено было стать символом. Впервые - в мае 2012-го, когда после открытия он стал визитной карточкой столицы Донбасса. Именно с воздушных ворот города начиналось знакомство с Донецком заполнивших его фанатов Евро-2012. Второй раз это случилось 26 мая 2014 года - когда после штурма нового терминала в окрестностях Донецка начались полномасштабные боевые действия, а для горожан закончилась мирная жизнь. Третий раз, как говорится на официальном уровне, благодаря киборгам -  на его развалинах возродился боевой дух украинской армии. Всего три года такой разной жизни… 

Атаку готовили к выборам?

Многие в Донецке до сих пор уверены, что 26 мая  стало черным днем для красавца "Прокофьева" далеко не случайно. Связывают это с прошедшими  в Украине накануне президентскими выборами. Не исключают подобной связи и эксперты.

- Сейчас понятно, что выборы президента 25 мая и удар по аэропорту 26 мая можно связывать. Скорее всего, политика, что называется, ударила в голову. В то же время можно говорить и о том, что военное руководство в это время находилось в стрессовом состоянии из-за крымских событий и опасалось повторения сценария на востоке… - считает Руслан Бортник, политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики. 

О штурме знали заранее?

Удивительно, но еще утром перед штурмом аэропорт продолжал работать в штатном режиме. До последнего  казалось - несмотря на напряженную ситуацию в терминале прямого конфликта удастся избежать.

- Я попал в последний самолет, которому дали добро на вылет, - в 7.10 на Киев. В аэропорт приехал, даже не подозревая, что здесь неспокойно. Знал - вооруженные люди пришли накануне в терминал, так они тогда практически все стратегические объекты брали под свой контроль. Это никого уже не удивляло. Только на месте понял: что-то тут не так, - вспоминает менеджер металлургической корпорации Андрей  Лаков. - Продавцы спешно закрывали свои лавочки, работники аэропорта  буквально бежали из здания. На регистрации у нас даже не проверили багаж и документы - сразу началась посадка. А вот на взлетном поле и на крыше терминала увидел десяток вооруженных мужчин-"ДНРовцев". Когда мы уже мчались по рулежке,  рядом с полосой обратил внимание на две машины с зенитками ВСУ. Уже в столице узнал - начался штурм…

Пассажиров других самолетов в аэропорт не пустили, милиция закрыла въезд на его территорию, а весь транспорт разворачивала в обратном направлении без объяснения причин. Когда в 12.00 по графику в небо должен был взлететь очередной  борт,  началась атака военных на новый терминал. Ее нанесли  штурмовик Су-25, несколько боевых  Ми-23 и Ми-24. Гражданские самолеты, поднявшиеся в небо на рассвете 26 мая, стали последними в современной истории "Прокофьева". 

Фото
Фото
26 Мая 201419:18

Почему применили силовой вариант? 

В майские дни прошлого года  во­оруженные люди в камуфляже по  очереди брали под свой контроль   главки силовиков и здания, где обитали властные структуры. Происходило все большей частью без глобальных инцидентов. Максимум доходило до незначительных потасовок. Так пали  здания СБУ, прокуратура, мэрия, резиденция губернатора… А вот захват аэропорта пошел по другому сценарию. 25 мая вечером сюда пришли представители "ДНР", а 26 мая начался штурм.

- Ничего удивительного в решении атаковать со стороны командиров ВСУ нет, - считает военный эксперт, кандидат исторических наук Леонид Марейченко. - Было два существенных различия по сравнению с захватами других зданий. Во-первых, они ("ДНРовцы") выдвинули ультиматум с требованием украинским военным покинуть территорию аэропорта. Этого  делать было категорически нельзя - здесь располагались главные ударные силы ВСУ. Во-вторых, аэропорт - объект стратегический. Попав внутрь охраняемых территорий (насколько мы знаем, там не обошлось без предательства со стороны офицера СБУ), противник занял крышу нового терминала - господствующую высоту на местности. Существовала реальная угроза, что они возьмут под контроль весь аэропорт. 

... силы ВСУ вынуждены были бросить в бой авиацию. Фото: eastnews

Нужно ли было развивать  наступление? 

Фактор внезапности сделал свое дело. "ДНРовцы" явно не ожидали, что по аэропорту будут наносить воздушный удар. Сработал и элемент плохого взаимодействия между группировками обороняющихся. Оценивая действия своих бойцов, один из командиров впоследствии признает: многие лидеры попросту испугались лезть "в пекло", и их подчиненные, оставшись без руководства, не знали не только "в кого стрелять, но и куда бежать". Случай, когда выпущенный снаряд угодил в машину со своими же ранеными (тогда погибло от 30 до 50 человек), по данным наших источников, правда. Кажется, что со стороны ВСУ было бы логичным продолжить наступление и двинуться к центру Донецка.

- Нет, этого делать было нельзя, - рассуждает Леонид  Марейченко. - Во-первых, были бы большие жертвы среди мирных жителей. Все это понимали. Во-вторых, бросать на город авиацию - абсурдно, а живой силы все же было недостаточно. В-третьих, на тот момент такой задачи и не ставилось, главное было - закрепиться на отвоеванном плацдарме и постоянно держать в напряжении противника. Что в итоге и произошло, а аэропорт на долгие месяцы стал центром противостояния на востоке.

Аэропорт на Евро-2012. 

ИЗ АРХИВА

В Донецке в ходе боевых действий за один день погибли 40 человек

- По состоянию на утро в ходе АТО погибли 2 мирных жителя и 38 участников боевых действий, - информация, опубликованная на сайте мэра.

Мэр Донецка: "Среди раненых в городе - восемь россиян"

По словам мэра, в результате АТО в больницах Донецка находится на данный момент 43 пострадавших. 

- Одна женщина и 42 мужчины. Восемь - жители Донецка, восемь - граждане России, в том числе жители городов Грозный, Гудермес, Москва, - сказал он. 

К моргам Донецка КамАЗами привозят убитых и готовятся к объявлению ЧС

О том, что одними ранеными дело не обошлось, во вторник подтвердили и в больнице Калинина. К ним в морг в начале дня привезли грузовик с 30 погибшими.

- Телами был заполнен почти весь кузов, - вздыхает один из сотрудников объединения. - Когда санитары начали переносить их в помещение, на одном из погибших обнаружили несработавший снаряд. Вызвали милицию и саперов.

В морг Донецка постоянно подвозили убитых. Фото: Рейтерс

Жители Донецка на дороге к аэропорту строят баррикады

На дороге к аэропорту 27 мая стали появляться блок-посты, сюда активно привозят резиновые шины, мешки с песком, мужчины складывают из них баррикады. Как рассказал "Комсомольской правде" пресс-секретарь "Донецкой Народной Республики" Кирилл Руденко, на улицы вышли местные жители, которые после начавшейся 26 мая АТО возле донецкого аэропорта, встали защищать себя, своих детей и собственные жилища от бомбежки. Женщины не решаются выходить на помощь и предпочитают оставаться дома с детьми.

Баррикады в Донецке год назад. Фото: Рейтерс

Над Донецком продолжают летать боевые самолеты

Ранним утром дончанам казалось, что небо над Донецком стало мирным, но уже в полдень вновь стали кружить боевые самолеты, гул слышен даже в центре города. 

МВД: "В Донецке захватили школу"

На территорию общеобразовательной школы № 96 в Калининском районе вошли вооруженные люди, представившиеся сторонниками "ДНР", с требованием предоставить матрацы для раненых. В связи с этим, учащиеся школы отпущены домой. На место прибыли сотрудники МВД и представители районного исполкома, после чего представители ДНР покинули школу, сообщается на официальный сайт городского головы Донецка Александра Лукьянченко.

Новости по теме: Аэропорт Донецк ООС (АТО)