Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Зернового коридора» больше нет: экономические последствия для Украины

«Зернового коридора» больше нет: экономические последствия для Украины
Фото: REUTERS/Alexander Ermochenko

17 июля закончился срок действия «зернового соглашения», благодаря которому украинская агропродукция экспортировалась за рубеж. После весьма категоричных отказов России продолжать сделку, отечественные чиновники и эксперты принялись дружно обсуждать альтернативные маршруты.  Правда, все они вряд ли имеют какой-то смысл при столь активном обстреле врагом украинских портов.

Сможет ли зерновой коридор функционировать без участия РФ, сколько потеряет Украина, если не найдет другие варианты транспортировки, и что ждет наш внутренний рынок, если он окажется переполнен зерном? Ответы на эти и другие вопросы KP.UA искала вместе с экономистами.

«Риски слишком высоки»

События последних дней дают мало поводов для оптимизма.

- Думаю, что уже первые ночи после окончания действия зернового соглашения наглядно показали, что Россия перешла к физическому уничтожению портовой инфраструктуры юга Украины, и это ее продолжение истории с прекращением зерновой сделки, - говорит аналитик Даниил Монин. – Украина, конечно, может вместе с Турцией защитить флот в море, но много ли найдется желающих грузить украинское зерно, когда в порт прилетают ракеты? Думаю, что не очень. Если обстрелы продолжатся, в течение ближайших двух месяцев большая часть портовой инфраструктуры будет уничтожена. Уцелеет разве только что-то на Дунае на границе с Румынией. Просто потому, что туда запускать подобные ракеты очень рискованно, ведь они могут прилететь в румынский порт. Так что в целом вынужден констатировать, что у Украины в этом году будут проблемы с зерновым экспортом.

Непосредственная работоспособность «зернового коридора» никак не связана с РФ, говорит аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак. То есть, уточняет эксперт, теоретически Украина могла бы продолжать пользоваться уже выстроенной в рамках «зерновой сделки» инфраструктурой и логистикой для отгрузки и перевозки своей сельхозпродукции.

- Однако, в условиях войны на первое место выходит безопасность, а не отлаженность бизнес-процессов, - продолжает Орыщак. – И, к сожалению, без гарантий второй стороны военного конфликта, то есть России, риски для бизнеса становятся слишком высоки и несоизмеримы с уровнем прибыли, которую обеспечивает транспортировка и продажа украинской сельскохозяйственной продукции.

В качестве примера эксперт напоминает о ситуации в октябре 2022 года. Тогда Россия объявила о приостановке своего участия в «зерновой сделке», и сразу после этого часть страховок на суда, перевозившие украинские сельскохозяйственные товары, была отозвана. А поскольку без страхования, то есть без понимания финансовых рисков, никто возить грузы не станет, часть судов тогда была вынуждена вернуться в порт.

- Украина сейчас пытается заполнить этот пробел госгарантиями вновь созданного страхового фонда, - отметил Максим Орыщак в беседе с KP.UA. - Но тут важно понимать, что бизнес есть бизнес, и финансовые гарантии страны, на территории которой ведется полномасштабная война, могут быть недостаточно надежными.

В такой ситуации, говорит эксперт, необходимы страховые услуги третьей стороны. Но эти «третьи стороны», как видно по кейсу 2022 года, на себя такие риски брать не очень-то и хотят. Тем более после того, как Минобороны России заявило, что будет считать, что все приближающиеся к Украине суда перевозят оружие. 

Впрочем, оказалось, что в эту «игру» можно играть вдвоем, и реакция Минобороны Украины не заставила себя долго ждать. Как говорится в заявлении ведомства, обнародованном 20 июля, с 21 июля все суда в Черном море, следующие в направлении российских и оккупированных украинских портов, могут рассматриваться Украиной как военные цели.

О чем будет говорить Эрдоган

Несмотря на все вышесказанное, экономисты все же практически единодушно считают, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать конвоирование судов «зернового коридора» ВМС Турции.

- Если военный флот Турции возьмет под контроль западную часть Черного моря, или корабли НАТО просто зайдут в Черное море, то зерновой коридор может функционировать и без России, - отметил в комментарии KP.UA президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Максим Орыщак также считает: такой защиты, скорее всего, было бы достаточно, чтобы страховщики и бизнес продолжили свою деятельность.

- Однако, если Турция пойдет на такой шаг, то из-за опасения военного столкновения с Россией, НАТО будет вынуждено либо отговорить турков, либо оставить их наедине с россиянами, заранее сняв с себя ответственность, - рассуждает эксперт. – Можно уверенно прогнозировать, что из-за 5-7 млрд долларов, а именно в такую сумму можно оценить годовые потери Украины при закрытии поставок в рамках «зерновой сделки», рисковать вступлением в войну с РФ ни Турция, ни США, ни все НАТО, скорее всего, не захотят. Отсюда и заявления представителей официального Вашингтона о том, что конвоирование – это не вариант.

Максим Орыщак обращает внимание и на достаточно мягкую риторику официальной Анкары относительно выхода России из зерновой сделки. По всей видимости, приходит к выводу эксперт, после удачных выборов у руководства Турции теперь достаточно времени на дипломатию.

- Думаю, что Реджеп Эрдоган планирует убедить Путина вернуться к «зерновой сделке» на личной встрече в августе, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. - Так что, если и ожидать возможного возобновления поставок в рамках «зернового коридора», то не раньше августа, а возможно и сентября. Ведь точной даты встречи Эрдогана и Путина нет.

О том, что коридор будет временно заблокирован до августа, а, точнее, до встречи двух президентов, говорит и аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ.

- На встрече с Путиным турки, скорее всего, поставят россиян перед фактом: коридор действует под защитой турецкого ВМФ, - говорит Кущ. – И остается только гадать, что турки предложат россиянам для подслащивания такой «пилюли». Думаю, что это будет предложение использовать Турцию в качестве хаба для российского газа, зерна и минеральных удобрений. Плюс, насколько это возможно, лояльный финансовый мониторинг для россиян. Возможно, параллельный импорт стратегических комплектующих. В общем, будут предложены опции, которые выгодны самим туркам.

«Проблемы будут, но не критичные»

Александр Охрименко говорит, что зерновой коридор Украине, безусловно, нужен, но в то же время его отсутствие будет для страны уже не так критично, как год назад. Проблемы будут, но не настолько огромные, как сегодня прогнозируют многочисленные «вестники апокалипсиса».

Во-первых, поясняет эксперт, сейчас много зерна идет транзитом через ЕС, поэтому экспорт снизится, но незначительно.

Во-вторых, украинский бизнес уже научился работать в условиях войны и отсутствием «зернового коридора» его не напугаешь.

В-третьих, если внутренний рынок будет переполнен зерном, цены на него упадут, а, значит, снизятся цены на муку и на хлеб.

И, наконец, говорит Охрименко, такая ситуация стимулирует бизнес работать более разумно и наконец-то больше думать о переработке, а не просто о продаже.

А пока перевозки остановлены, добавляет Максим Орыщак, нужно требовать от ЕС и США субсидий на поддержку украинских фермеров, а также финансирования расширения логистики сухопутных поставок украинских сельскохозяйственных товаров через ЕС. Кстати, как сообщает Reuters, 18 июля глава Агентства США по международному развитию (USAID) Саманта Пауер уже пообещала выделить 250 млн долларов финансирования для помощи украинским фермерам, которые страдают из-за блокирования экспорта зерна.

- Что касается потерь, то математика здесь несложная, - резюмировал Орыщак. - Каждый месяц отсутствия поставок по линии «зернового коридора» будет обходиться Украине примерно в 500 млн долларов. При номинальном размере экономики Украины в 143,3 млрд долларов, это эквивалентно потере около 0,3% ВВП. То есть, если поставки не будут осуществляться, например, год, то потери экономики могут достигнуть 2,5-3%. ​