21 ноября
Загрузить еще

Карантин выходного дня: спасет ли государство малый и средний бизнес

Карантин выходного дня: спасет ли государство малый и средний бизнес
Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Украина пережила первые карантинные выходные. Бизнес рапортует об убытках, люди, которые были вынуждены отложить свой шопинг выходного дня, клянут правительство, а чиновники обещают компенсировать предпринимателям убытки. "КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, есть ли у государства деньги на эти мероприятия и как нужно спасать экономику во время локдауна.

Бизнес подсчитывает убытки

Столица в эти субботу-воскресенье практически вымерла: торговые центры закрыты, непродовольственные магазины, кино,  рестораны и кафе тоже. Даже в продуктовых было не особо людно. И практически так же почти во всех украинских городах – некоторые регионы на местном уровне проигнорировали решение правительства, но в большинстве соблюдали. И происходило это не из-за сознательности бизнеса, а из-за массовых проверок в этот период.

Всего работали 1542 рейдовые группы, которые проверили более 17 000 субъектов хозяйствования.

По данным властей, за первые сутки действия "карантина выходного дня" полицейские начали 9 уголовных производств и составили 990 административных протоколов за нарушение карантинных ограничений. В результате только за первый день, по официальным данным, приостановлена работа 1355 учреждений, деятельность которых запрещается в выходные.

Но если для какого-то небольшого магазинчика штраф в 17 тысяч гривен может больно ударить по финансовому состоянию предпринимателя, то для несоблюдавших карантин крупных магазинов и предприятий сферы услуг –того же "Эпицентра" или спортклуба "5-й элемент", которые пафосно не закрывались на выходных, штраф в 17 тысяч – это капля в море.

Первыми подсчитали свои убытки заведения общественного питания. За 14-15 ноября они потеряли 27% оборота. Всего за неделю оборот кафе и ресторанов упал на 10%, по сравнению с предыдущей.

- На субботу и воскресенье приходится основная часть выручки заведений общественного питания. В выходные дни рестораны зарабатывают в среднем 41% от своего недельного оборота, бары - 40%, пиццерии и кальянные - 35%, фастфуд - 31%, кондитерские - 30%, - говорится в исследовании Poster.

Власть предлагает искать возможности

Власть же, с одной стороны, обещает помочь бизнесу, с другой - кажется, что чиновники решили поглумиться над предпринимателями.

На прошлой неделе премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал компенсировать часть зарплат работников в связи с простоем производства. По его словам, прорабатывается механизм реализации форс-мажорных обстоятельств в связи с карантином выходного дня.

Это значит, если тот же ресторан не смог открыться в выходные, то штрафные санкции за непоставку ему заказанной ранее еды накладываться не должны. В этом случае должен применяться механизм форс-мажора.

Также в правительстве пообещали ввести программу портфельных гарантий, которая должна заработать в ближайшее время: до 80% кредита для предпринимателей будет покрываться государством.

Но красивые обещания премьера, высказанные на прошлой неделе, в понедельник решила уточнить заместитель министра здравоохранения Ирина Микичак. И вышло так, что устами чиновницы более низкого ранга бизнесу решили объяснить, что в правительстве думают о нем.

В частности, она предложила предпринимателям, чей бизнес должен простаивать из-за карантина выходного дня, искать дополнительные источники дохода, а также идти работать в больницы. В общем, правительство простых решений – во всей своей красе.

- Мы просто просим оглянуться вокруг себя и найти другие дополнительные источники дохода, где можно зарабатывать во время карантина, из дома, онлайн, дистанционно, предоставляя дистанционные услуги на вынос, на вывоз и тому подобное, - со знанием дела заявила Микичак.

Кроме того, по словам Микичак, бизнесменам стоит на выходных идти подрабатывать в больницы.

- Приходите в больницы. У нас есть возможность принять на работу каждого. Помогите медицине спасать жизни каждого из нас, наших родных и близких, - сказала замминистра.

Что говорят эксперты

Сложно всерьез обсуждать предложения чиновников, когда бизнесу предлагают самостоятельно заработать побольше денег, а на выходных прийти поработать в больницу, поэтому мы решили поговорить с экспертами на тему возможных компенсаций предпринимателям во время карантина выходного дня. Премьер же их все-таки обещал.

Экономист Борис Кушнирук говорит, что карантин выходного дня не сможет уберечь людей от заражения, но существенно ударит по малому и среднему бизнесу.

- Большинство из тех предпринимателей, что сейчас попали под карантин выходного дня, тяжело пережили весенний локдаун, - говорит Кушнирук. – При этом большинство выручки магазинов непродовольственных товаров и сферы обслуживания приходится как раз на выходные дни. У государства нет возможности полностью компенсировать убытки бизнеса, поэтому помочь предпринимателям, как это делается на Западе, не получится. Заявленная правительством помощь не поможет компенсировать убытки, ведь часть бизнеса находится "в тени", и предприниматели не смогут претендовать на помощь в полном объеме.

По словам Кушнирука, можно было бы на период карантина снизить ставку ЕСВ для предпринимателей до 10% от минимальной зарплаты, чтобы ФОПы работали легально и могли брать кредиты в банках.

Экономист Алексей Кущ уверен, что у Украины была возможность аккумулировать средства для поддержки бизнеса и населения во время локдауна.

- Когда говорят, что у государства нет на это денег, это манипуляция, - поясняет Алексей Кущ. – Если богатые страны могут помогать бизнесу в критической ситуации, то и Украина может. Вопрос в том, что помощь эта должна быть пропорциональна размеру экономики. То есть если в США предпринимателям доплачивали по 50 тысяч долларов из-за локдауна, то в Украине можно было бы ввести пакет помощи малому бизнесу исходя из суммы в 50 тысяч гривен. При этом предоставление такой помощи должно было бы происходить по методу открытого окна, когда единственным критерием получения такой помощи была бы работа в сфере услуг или продажи непродовольственных товаров. Чем меньше условий государство ставит при реализации таких программ, тем меньше в них коррупционных составляющих. Те же программы кредитования под 5%-7%-9% уже обрастают "решалами" и коррупционерами, потому что бизнесу нужно соответствовать ряду критериев для получения льготных кредитов.

По словам Куща, важным элементом таких программ является контроль использования средств.

- Это могут быть как прямые доплаты бизнесу на период карантина, так и беспроцентные кредиты, например, сроком на 1 год, - продолжает Алексей Кущ. – Со второго года процент может быть немного увеличен. При этом такие деньги должны использоваться по трем направлениям – на выплату зарплат, на так называемый "ремонт бизнеса", так в развитых странах называют пополнение оборотных средств и ассортимента товара после карантина, а также на реновацию бизнеса, когда предприниматель из-за карантина закрыл текущий вид деятельности, но готов попробовать себя в новой сфере.

Правда, деньги, по словам Алексея Куща, государство на эти цели не сумело аккумулировать, хотя такой шанс был.

- Нужно было проводить переговоры с кредиторами и реструктурировать выплаты до конца пандемии, - говорит Кущ. – По моим расчетам, государство могло бы аккумулировать от 300 до 400 млрд грн, если бы не проводило досрочные выплаты кредиторам, сотрудничало с МВФ и договорилось об отсрочке выплат. Этих бы денег хватило не только на поддержку бизнеса, но и социально незащищенных слоев населения. Если выдать пенсионерам с пенсией ниже 3 тысяч гривен еще одну пенсию, то эти деньги вернулись бы в экономику. Вместо этого, государство делало выплаты в интересах внешних кредиторов и тратило ковидный фонд на ремонт дорог, что привело к обогащению местных политических элит.

По словам Алексея Куща, в Украине около 1 млн ФОПов, которые работают в сфере услуг и продажи непродовольственных товаров. Пакет помощи для них на уровне 50 тысяч гривен обошелся бы государству в 50 млрд грн, что существенно меньше тех средств, которые можно было бы аккумулировать в случае грамотной финансовой политики правительства. Но даже без поддержки правительства весь бизнес не умрет. - Даже если правительство никак не поможет бизнесу, он все равно переживет все эти карантины, - резюмирует Алексей Кущ. – Ведь малый бизнес похож на озоновый слой, который защищает планету. Да, точки динамического равновесия в экономике снизятся, ухудшится структура и качество этого самого малого бизнеса. Говоря простым языком, начнут образовываться озоновые дыры. Экономика станет плоской, а освободившиеся ниши начнут занимать финансово-промышленные группы. Но у нас не плановая экономика, и бизнес выживет. Кризис уничтожит его перспективы, Но полностью не убьет.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Что нужно предпринимателям

Экономист, преподаватель Киево-Могилянской академии Валерий Пекар предлагает правительству шесть шагов для поддержки малого и среднего бизнеса на время карантина выходного дня (КВД):

1. Компенсация части постоянных затрат предприятий, которые попадают под КВД. Формула простая и основывается на количестве работников (если брать реальные расходы, то схема будет сложной и коррупционной, поэтому получить компенсацию будет невозможно).

2. Кредитные каникулы: заемщики не платят проценты, банки получают компенсацию из госбюджета. Запрещаются штрафы, взыскания и так далее.

3. Налоговые каникулы: каникулы по ЕСВ для ФЛП, учреждений культуры и еще нескольких категорий предприятий. Каникулы по налогам на землю и недвижимость на 4-й квартал.

4. Регуляторные каникулы: отсрочка фискализации, мораторий на проверки и уплаты штрафных санкций.

5. Форс-мажор: ТПП разрешается выдавать сертификаты о форс-мажоре тем, кто попал под КВД.

6. Компенсация расходов работодателей на тестирование сотрудников. Все компенсаторные меры должны действовать по основным КВЭД: непищевая розничная торговля, бытовые услуги, индустрия гостеприимства (отели, рестораны, туризм и т.д.), культура и спорт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что быстрее угробит экономику - локдаун или карантин выходного дня