Новая кредитная программа для Украины на 5 млрд долларов, рассчитанная на 18 месяцев, может быть утверждена буквально на днях. После этого Украина получит первый транш кредита, который пойдет на пополнение бюджета - 1,9 млрд долларов. А вот для получения следующих траншей Украина снова должна будет выполнить ряд условий – так называемых "структурных маяков".
Как нетрудно заметить, возникает довольно странная ситуация. Ведь несколько месяцев кряду нам говорили о том, что для получения транша есть только два препятствия – закон о рынке земли и закон, запрещающий возврат национализированных банков бывшим владельцам, который для простоты часто называют "антиколомойским". И вот теперь после того, как эти два препятствия преодолены, остается еще как минимум пять. Просто удивительная арифметика!
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что для наших читателей ничего неожиданного не произошло. О том, что МВФ будет выдвигать все новые и новые требования, "КП" в Украине" писала еще 15 мая. В частности, говоря о сотрудничестве с фондом, экономист Владислав Банков в комментарии "КП" в Украине" говорил, что причинно-следственная связь "антиколомойский закон равен кредиту МВФ" слишком надумана.
- Как и любое некомпетентное правительство в любой другой стране третьего мира, правительство Шмыгаля уподобляется ослу, который бежит за привязанной перед ним морковкой, - привел тогда наглядное сравнение Банков. - Будут новые и новые требования, вплоть до того момента, пока "хозяева" не увидят, что в погоне за морковкой ослик вот-вот сдохнет. Вот тогда его и покормят, то есть в нашем случае дадут кредит.
Итак, перед Украиной стоит новый пакет маяков, который касается пяти сфер. Для получения второго транша нашей стране надо будет изменить устав "Нафтогаза", дабы усилить независимость этой компании от государства, и упростить процедуру смены поставщиков газа (энергетическая сфера), внести изменения в закон о банках (финансовая сфера), изменить процедуру конкурсного отбора членов Высшего совета правосудия (судебная сфера), разработать механизм, который бы позволил с 2021 года Государственной налоговой службе и Государственной таможенной службе работать как единым юрлицам (фискальная сфера), и провести аудит средств госбюджета, потраченных на борьбу с COVID-19 (медицинская сфера).
Эксперты говорят, что эти требования выполнить не так уж сложно. Вопрос в другом, точнее, этих вопросов минимум два. Как мы уже неоднократно писали, никаких "требований МВФ" на самом деле не существует: Украина самостоятельно берет на себя определенные обязательства, а кредитор впоследствии лишь требует их выполнения, что вполне логично. Так почему эти требования постоянно меняются, множатся и откуда они вообще берутся?
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что разговоры о "новых требованиях МВФ будут вестись постоянно, поскольку украинские власти приспособились использовать МВФ как "мальчика для битья".
- Оказалось, что проще всего все непопулярные решения власти списывать на МВФ, - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Довольно часто во время переговоров с МВФ не представители фонда, а представители украинского Кабмина предлагают разного рода "новые требования", которые выгодны прежде всего им самим, а не международному кредитору. Вот и сейчас требования к "Нафтогазу" выгодны больше Коболеву, чем МВФ, а требования к банкам выгодны, в первую очередь, руководству НБУ.
Эксперт института Growford Алексей Кущ добавляет: дело в том, что озвучить все требования сразу невозможно, ведь обе стороны по ходу дела креативят, как могут.
- Украина сотрудничает с МВФ долгие годы, и, чтобы требования с каждым разом не повторялись, обеим сторонам приходится напрягать фантазию, - поясняет Алексей Кущ. - Для стран, которые обращаются за помощью фонда редко, "меню требований" не так уж велико и известно сразу. Но в случае с Украиной программа каждый раз требует того, чтобы ее разнообразили – чтобы это был не постоянный "день сурка", а хотя бы видимость поступательного движения вперед. Процесс это гибкий, и поскольку новые идеи возникают постоянно, никто не в состоянии их озвучить сразу. Но зато возникает иллюзия эволюции.
Учитывая, что условия кредитования могут и дальше "корректироваться" по ходу реализации программы, возникает вполне закономерный вопрос: доколе?!
По мнению экономиста Владислава Банкова, слышать о тех или иных требованиях МВФ мы будем до тех пор, пока будет продолжаться сотрудничество с фондом. То есть, говорит эксперт, в наших условиях - практически бесконечно. Это связано с тем, что данное взаимодействие позволяет любой власти оправдывать самые непопулярные, бессмысленные, а порой и просто вредительские по отношению к гражданам и экономике решения, не забывая дополнять их личным профитом, как это было в случае с командой прошлого президента.
- Глядя, как чиновники радуются началу новой кредитной программы, я вспомнил корейский фильм "Дефолт", посвященный азиатскому кризису 1997-го и программе сотрудничества Южной Кореи с МВФ, - говорит Алексей Кущ. - Для корейцев день подписания меморандума стал днем национального позора, тогда как для наших чиновников он грозит превратиться в очередной официальный праздник. Поэтому, наверное, не сам кредит МВФ является "злом" или "добром", ведь в случае с Южной Кореей все получилось: страна вошла в мировой топ-10 и создала инновационную экономику творческого типа. Все дело в отношении к кредиту МВФ. Если страна воспринимает его как позор, у нее есть сильная мотивация вырваться из этой кабалы и доказать свою состоятельность. Если же относиться к очередному траншу как к победе, то и желания совсем другие: чтобы такие "победы" не заканчивались.
По словам эксперта, за время сотрудничества с фондом Украина заплатила ему только в виде процентов 3,4 млрд долларов – это больше, чем показатель прямых иностранных инвестиций за прошлый год. С каждым годом соотношение привлеченных выплат по кредитам фонда к объему инвестиций ухудшается, а инвестиционная привлекательность замещается кредитной зависимостью.
- Все это может закончиться только со сменой политических элит и изменениями во внутренней политике, - говорит Алексей Кущ. – В пример можно привести войну, которая изначально была исключительно внешним фактором и предметом нашей внешней политики. Но по мере того, как этот вопрос начал использоваться в целях внутренней политики, возможности мирного урегулирования резко снизились, и сегодня он приобрел максимальную политическую токсичность. То есть для любой последующей власти решить эту проблему все сложнее и сложнее. То же самое сегодня происходит с МВФ: обычный финансовый инструмент превратился в инструмент внутренней политики. Политики постоянно ссылаются на этот кредит, делают его элементом предвыборных программ и отчетов перед избирателями. В результате вместо того, чтобы быть финансовым и экономическим инструментом, который заканчивается, когда в нем отпадает необходимость, кредит МВФ стал политическим инструментом, который не заканчивается никогда.
"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, как президент проделал путь от предвыборных обещаний о "конце эпохи бедности" до утверждения, что зарплата в 5-6 тысяч грн - это не показатель бедности.