Принятие так называемого "антиколомойского закона" в надежде на зеленую улицу для сотрудничества с МВФ показали даже самым упрямым, что президент Голобородько и президент Зеленский – совсем не одно и то же. Это в фильме актер Зеленский довольно бурно отказался выполнять кабальные условия фонда, а в жизни у президента Зеленского все вышло наоборот.
13 мая Верховная Рада таки приняла резонансный
Примечательно, что принятием данного документа, запрещающего возврат национализированных банков бывшим владельцам, недовольны все эксперты, но при этом единодушия среди них нет.
"Следующие два закона на очереди, наверное, национализация всех квартир граждан, которые не соблюдают карантин, и затем отдельный закон - запрет возврата забранных квартир обратно в частную собственность", - эмоционально оценил принятие закона на своей странице в соцсети аналитик
При этом эксперт института Growford Алексей Кущ уверен: те, кто считают, что принятие данного закона направлено против Коломойского, ошибаются. Этот документ в очередной раз показывает, что в Украине никогда ничего не происходит однозначного.
- Сегодня "Приват" – как чемодан без ручки, и Коломойскому он не нужен, - поясняет Кущ. – В случае отмены национализации государство забрало бы из банка 140 млрд, и Коломойский получил бы банк с обязательствами на сумму 220 млрд грн. Поэтому, думаю, что Игорю Валерьевичу все же нужен был не банк, а признание национализации незаконной и присуждение ему компенсации.
Здесь надо сказать, что даже после принятия резонансного закона кредит МВФ остается под вопросом.
- Для рядового гражданина более значима внятная экономическая стратегия правительства, чем кредиты МВФ, которые пойдут на пополнение резервов, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Владислав Банков. - Не знаю, с чего возникла такая причинно-следственная связь, что "антиколомойский закон" равен кредиту МВФ, но думаю, что, как и любое некомпетентное правительство в любой другой стране третьего мира, правительство Шмыгаля уподобляется ослу, который бежит за привязанной перед ним морковкой. Будут новые и новые требования, вплоть до того момента, пока "хозяева" не увидят, что в погоне за морковкой ослик вот-вот сдохнет. Вот тогда его и покормят, то есть в нашем случае дадут кредит.
Но даже если смотреть на вещи с большим позитивом и считать, что с принятием закона последний рубеж на пути сотрудничества с МВФ пал, возникает закономерный вопрос: а нужно ли Украине сегодня это сотрудничество?
Мнения экспертов разделились и здесь.
В частности, о том, что кредит фонда Украине в нынешних условиях необходим, ранее в интервью "КП" в Украине" говорил советник президента Олег Устенко.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что кредит МВФ – это, скорее, желание власти "погреть руки" на госбюджете, чем реальная помощь экономике Украины. По мнению эксперта, чиновники все еще надеются, что им дадут потратить эти деньги на финансирование дефицита госбюджета, правда, МВФ не соглашается.
То, что для привлечения иностранных инвестиций нам необходимо сотрудничество с МВФ – большая ложь последних лет, считает Алексей Кущ. На самом деле все с точностью до наоборот: сотрудничество с фондом прямо указывает на то, что страна "больна" кризисом, и к ней лучше не приближаться. Эта ситуация устраивает лишь финансовых спекулянтов, вкладывающих деньги в наши долги, которые понимают: мы в любом случае найдем, чем и как расплатиться.
- МВФ действительно является источником дешевых денег, но сегодня Украине нужен другой формат сотрудничества, - считает Кущ. - Нам нужны деньги не на пополнение резервов НБУ, а на структурные реформы в экономике.
Что касается немалых усилий, которые, несмотря ни на что, предпринимаются каждой украинской властью, чтобы продолжить сотрудничество, то, говорят эксперты, это в общем-то бессмысленно, поскольку на самом деле МВФ заинтересован в продолжении сотрудничества не менее, чем Украина. В ближайшие годы мы должны отдать более 5 млрд долларов, то есть вернем все, что получим от фонда.
Большинство экспертов, опрошенных "КП" в Украине", уверены, что гривна в ближайшей перспективе останется стабильной. В частности, Александр Охрименко считает, что курс гривны уже давно не зависит от кредита МВФ.
- В 2019-м нам обещали, что, если не будет кредита, курс будет 50 грн за доллар, - напоминает эксперт. – И что же? Кредита не было, но была ревальвация. Вот и сейчас, даже во время карантина, у нас снова ревальвация, и НБУ скупает валюту в связи с ее излишками.
Даже в текущей кризисной ситуации мы видим устойчивое стремление национальной валюты укрепляться по отношению к доллару, соглашается экономист Александр Гаврутенко. По мнению эксперта, очевидно, что это происходит как на фоне положительных ожиданий по перспективам кредита от МВФ, так и является следствием устойчивости и оздоровления банковской и финансовой системы страны, результатом проведенных реформ в этой сфере.
В то же время Владислав Банков не уверен, что стране нужна "стабильность", при которой экономика практически стоит, население проедает сбережения, в том числе и валютные, доходы в гривне значительно сокращаются. Да, на фоне отсутствия явной эмиссии эти факторы являются стабилизирующими для гривны, но что будет дальше?
Аналогичного мнения придерживается Алексей Кущ, который считает, что нынешняя монетарная модель, предполагающая низкую инфляцию и стабильный курс с акцентом на укрепление, не самая удачная.
- Эта антиэкономическая система макроэкономической стабильности выгодна финансовым спекулянтам для вывода капитала и получения высокой доходности на государственных долговых инструментах, - говорит эксперт. – При этом денег не будет ни у населения, ни у бизнеса – они будут только у нерезидентов на рынке ОВГЗ и банков. Эта стабильность, "купленная" умерщвлением экономики и платежеспособного спроса, - макроэкономическая стабильность кладбища.
После выходных европейская валюта преодолеет психологическую отметку. Время покупать сейчас?