4 июля
Загрузить еще

В городе – транспортный кризис: Донецк остался без новых автобусов

В городе – транспортный кризис: Донецк остался без новых автобусов
Фото: Пока судьба новой техники решается, пассажиров спасают старенькие, но надежные «рогатые». Фото Константина БУНОВСКОГО

Ожидаемая простыми пассажирами

Уж чего наверняка ждали больше всего по окончании Евро-2012  пассажиры, так это обещанного обновления общественного транспорта.  Власти заявляли: купим новую технику, отработаем чемпионат, а по его завершении наступит благодать. Машин хватит для всех маршрутов, в салонах будет просторно и комфортно, а на остановках толпы людей перестанут топтаться часами в ожиданиях своего "номера".  Евро прошел, а ситуация не изменилась.

Оказалось, что большая часть автобусов, заказанных к Евро-2012, просто не добралась до города. Из 30 автобусов, которые заказывали на Львовском автозаводе, город получил меньше половины. Где находятся остальные и почему давно оплаченный транспорт до сих пор не в городе - главный вопрос, на который никто не может дать вразумительного ответа. Тем более учитывая то, на что пошла донецкая мэрия, чтобы оплатить свой масштабный заказ. Как известно, чиновники брали колоссальный кредит (порядка 375 миллионов гривен) и под залог оставили, ни много ни мало, даже само здание Донецкого городского совета.

ЛАЗу выставили счет

Накаляться обстановка стала еще в конце мая, когда львовяне устроили проволочки с поставкой автобусов. Уже в начале июня, перед стартом Евро, было очевидно, что в течение нескольких дней автобусы не появятся. А уже по окончании чемпионата чиновники донецкой мэрии пошли на радикальные меры и подали в суд. Рассчитывают хотя бы отсудить законное и возместить свои расходы.

- По факту из 30 автобусов, которые нам задолжал ЛАЗ, мы получили 9. Мы подали иск в суд, где предъявили претензии за несовременное выполнение контрактных обязательств, - заявил мэр Донецка Александр Лукьянченко. - С Минским автозаводом у нас ни разу не возникло проблем. Но мы хотели поддержать отечественного производителя. К сожалению, предприятие оказалось несостоятельным партнером.

Уже известны и требования мэрии, которые предъявлены в иске.  Для начала Донецкий горсовет намерен отсудить себе 26 миллионов гривен. Чиновники заказывали дополнительно 10 мягких автобусов специально для гостей чемпионата по футболу. Однако, они так и не пришли. Соответственно, по окончании Евро и необходимость в таких автобусах отпала. Поэтому горсовет требует вернуть перечисленные 26 миллионов за этот исчезнувший транспорт. К слову, где сейчас находятся эти мягкие автобусы и были ли они собраны вообще, неизвестно.

Кроме того, дончане выставили для ЛАЗа штрафные санкции за несвоевременные поставки всех 30 автобусов. Сумма штрафа, которую хочет отсудить муниципалитет, пока не оглашается.

Виноват немецкий автоконцерн?

О том, чем Донецк выкручивался без 21 автобуса, которых не удалось даже увидеть, можно только догадываться. Хотя этим вполне можно объяснять тот коллапс, который происходил в Донецке после матчей, когда в отдаленные районы просто не хватало машин. Поскольку троллейбусы, привязанные к маршрутам, не особо спасали ситуацию.  Нынче все осложняется еще и тем, что летом маршруточники срываются из города и зарабатывают на доставке курортников к Азовскому побережью.

Причины таких глобальных неприятностей для Донецка пока неоднозначны.

- Нам мотивируют срывы поставок автобусов тем, что не пришла комплектации из Европы. То есть силовых агрегатов и двигателей от немецкой компании. Взаимоотношения между ЛАЗом и этой компанией, мне конечно, неизвестны. Возможно, ЛАЗ несвоевременно заплатил за поставки деталей либо еще что-то,  - заявил мэр Донецка Александр Лукьянчекно. - При этом  со своей стороны мы свои финансовые обязательства по контракту выполнили своевременно.

Тем временем на Львовском автозаводе объясняют случившееся иначе.

- Задача, которую поставил Донецк, была очень сложной. Донецк хотел машины совсем другой комплектации, и контракт на них был заключен в самый последний момент. Соответственно многих деталей на такие автобусы попросту не было. Мы автобусы даже сверхурочно сделали, а комплектующих не было, - объяснили свою позицию в пресс-службе Львовского автозавода.

Точку в этой истории теперь поставит суд. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Кондиционеры не заработали

Разрекламированные кондиционеры в общественном транспорте пока на многих маршрутах так и остались в проекте. Как выяснилось, на 115 машинах, которые уже поставил Львовский автозавод в Донецк, на 42 кондиционеры оказались в нерабочем состоянии. К счастью, автобусы – на гарантии, и уже вызваны специалисты сервисного центра, которые занимаются наладкой оборудования.