- В Украине в 2004 году был принят закон о третьем уровне пенсионной реформы – системы негосударственных пенсионных фондов. За это время там скопилась немалая сумма – 1,3 миллиарда гривен. Как отразится вторая волна кризиса на этих активах? И какое будущее у негосударственных пенсионных фондов?
- Меня даже больше пугает та пиковая стадия кризиса, которая по многим прогнозам придется на 2016-2017 годы. Потому что это будет более системное явление, которое, в принципе, может повернуть ход истории нашей страны и поставить под сомнение ее существование в том виде, в котором она есть, в тех границах, в которых она есть. Хотя и вторая волна может носить очень тяжелые последствия. Что будет с третьим уровнем? Трудно спрогнозировать, можно провести аналогии. Когда начался кризис 2008 года, крупные банки вдруг начали объявлять о том, что нет денег выплачивать депозиты. Некоторые из них до сих пор не выплатили. Все идут процессы их реструктуризации, трансформации и т.д. Все помнят, что оказалось со вкладами в советский Сбербанк. Поэтому вероятность того, что в случае такого масштабного кризисного явления, негосударственные пенсионные банки могут столкнуться с проблемой выплат, конечно есть. Вероятность есть всегда, но в случае кризиса она увеличивается. То, что касается пенсионной системы, всеукраинский союз ученых экономистов еще 2 года назад предложил принципиально новую концепцию пенсионной реформы. Она, к сожалению, не была принята к реализации. Хотя мы представляли ее в ВР Украины и ни у кого она не вызывала ни сомнений, ни мнений, что это не то, что нужно стране. Все говорили, что это чудесно, но это завтрашний день. А сегодня нам надо закрывать дырки в Пенсионном фонде. В чем заключаются главные проблемы существующей Пенсионной системы? Первое – это крайняя несправедливость существующей пенсионной системы. Существующая система и пенсии не отражают реальный трудовой вклад гражданина Украины в создание общественного продукта. Пенсии назначаются субъективно. Собралась группа товарищей, каким-то образом попавшая в Верховную Раду, и приняла решение, что таким-то категориям населения мы установим такие-то пенсии, себе мы установим хорошие, потому что мы много делаем для простого человека. Какой-то труд, например, шахтерский, назовем престижным – им побольше, труд учителей – не престижный, им будет поменьше. Т.е. абсолютно субъективный подход, который не отражает реального вклада. Это главная проблема пенсионной системы. Но та пенсионная реформа, которая прошла, видела главные проблемы в другом - в дефиците Пенсионного фонда. И я ее даже не могу назвать пенсионной реформой. Как можно назвать реформой то, в результате которой ничего не изменилось, кроме того, что женщины будут работать чуть дольше. В ближайшие 10 лет я в этот третий уровень не верю. (О том, как долго может продлиться в нашей стране экономический кризис читайте ЗДЕСЬ>>> )
- А что предлагали вы?
- Мы предлагали принципиально другой путь. Мы предлагали полностью уйти от начислений на заработную плату в солидарный пенсионный фонд, к системе отчислений от заработной платы на личные пенсионные счета, функционирующие по принципу депозитных вкладов как фиксированный процент от заработной платы. Это есть прямое отражение реального трудового вклада каждого гражданина в создание общественного продукта. Смысл в том, что в государственном пенсионном банке на личные пенсионные счета осуществляются эти вклады. Это есть деньги того человека, с зарплаты которого идут эти отчисления. Но важный принцип еще состоит в том, что мы убираем теневую составляющую - фактор теневой экономики в виде конвертов с заработной платой. Почему? Потому что ни для одного предпринимателя нет смысла скрывать заработную плату своих сотрудников, если нет начислений на заработную плату. А их нет. Соответственно, эти деньги индексируются на коэффициент инфляции, плюс 1%. Сейчас если любой человек в нашей стране всю жизнь работал, были начисления на его заработную плату в Пенсионный фонд и он, к примеру, умирает за один месяц до выхода на пенсию, то все эти деньги распределяются на всех остальных. Он всю жизнь работал, а его детям ничего не перепадает. Все это уходит куда-то в небытие. В той системе, которую предложили мы, эти деньги являются собственностью гражданина. В случае его смерти они переходят по наследству к его детям, жене и т.д. Т.е. совершенно справедливый механизм. Правда, реализация этой реформы при существующей структуре производства, при ее рентабельности – это длительный процесс, который по нашим расчетам (при тех доходах, которые сегодня получает национальная экономика) можно было бы реализовать в течение 30 лет, поэтапно. Я думаю, что к этой реформе рано или поздно наша страна вернется, потому что она создает совершенно прозрачную и абсолютно справедливую пенсионную систему.
Полную видеоверсию прямой линии с Александром Кендюховым смотрите ЗДЕСЬ>>>
ДОСЬЕ КП:
Александр Кендюхов родился 23 октября 1972 года. Школу закончил с серебряной медалью. В 1996 году закончил ДонНТУ по специальности "Экономика и управление в отраслях горной промышленности". Кандидат экономических наук с 2000 года. В 2003 году получил звание доцента кафедры менеджмента и маркетинга, в 2011 – профессора кафедры экономики и маркетинга. В 2007 году защитил диссертацию на соискание научной степени доктора экономических наук. Александр Кендюхов является председателем Всеукраинского союза ученых-экономистов, заведующим кафедрой стратегического управления экономическим развитием ДонНТУ, академиком Академии экономических наук Украины. Автор основных идей Стратегии социально-экономического развития Украины "Новая экономика", концепций налоговой и пенсионной реформ. Имеет 225 публикаций.