Сотрудники НКВД перевозили какой-то секретный груз
"Титаник" не годится и в подметки
Поисковое судно "Балта" нарезает очередной галс вдоль побережья между Гурзуфом и "Артеком". С замиранием мы смотрим на экран компьютера, на котором гидролокатор выписывает очертания морского дна. Опять ничего. Куда исчез 108-метровый санитарный транспорт, потопленный немецкой авиацией, непонятно.
По количеству жертв "Армения" не уступает немецкому лайнеру "Вильгельм Густлоф", потопленному в 1945 году на Балтике подводной лодкой "С-13" под командованием Маринеско. Этот теплоход пилоты вермахта потопили торпедами, проигнорировав "красные кресты" на бортах. Огромное судно раскололось на 2 части, подобно "Титанику", и вместе с людьми погрузилось в морскую пучину за считанные минуты.
- Три года назад, работая с архивными материалами, мы наткнулись на интересный объект, - рассказал корреспонденту "КП" начальник Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины и руководитель экспедиции Сергей Воронов. - Ведь это самая трагическая катастрофа в истории человечества. Гибель теплохода "Армения" превосходила историю с "Титаником" в несколько раз: на "Титанике" погибло 1503 человека, а здесь - около 7000. Это были эвакуированные 23 госпиталя и гражданское население Симферополя, Севастополя и Ялты. Спастись им так и не удалось.
Планировалось, что, когда теплоход найдут, на поисковое судно прибудет президент Украины Виктор Ющенко и спустит на воду венок в память о погибших.
Место гибели скрыли нарочно
Это уже четвертая экспедиция по поиску легендарного санитарного транспорта. Каждый раз археологи прочесывали морское дно от мыса Никитин до Аю-Дага примерно в 10-мильной зоне от берега, на глубине от 80 до 700 метров. Именно здесь сходятся все официально известные координаты места крушения корабля и показания очевидцев.
- Мы проверили координаты, указанные в трех официальных справочниках, - отметил Сергей Воронов, - в Центральном военно-морском архиве РФ, Главном архиве Минобороны РФ и специальном справочнике "Потери Военно-морского флота СССР на Черноморском бассейне военных действий в 1941-1944 гг.". Координаты везде разные, но все они оказались неверными. Место гибели судна явно пытались скрыть. Это подтверждает тот факт, что в 1949 году дело по "Армении" в отделе Центрального военно-морского архива было уничтожено. Возможно, это связано с тем, что на борту корабля были сотрудники НКВД, которые перевозили какой-то секретный груз.
Последняя свидетельница гибели "Армении", которой удалось спастись, умерла буквально за несколько дней до того, как департамент приступил к поискам. Но в интервью она связывала место трагедии с траверзом мыса Аю-Даг. Именно здесь на 1,5-метровой глубине пару лет назад местный аквалангист обнаружил торпеду, которая врезалась в скалу и не взорвалась. Тем не менее, судна в этом квадрате найти не удалось.
- Техника, которой мы располагаем, "бьет" на большие глубины, но не видит расщелин и впадин, которых здесь очень много, - говорит Сергей Александрович. - Рельеф дна оставляет желать лучшего. Если до следующего года "Армения" не будет найдена, мы скорее всего воспользуемся подводным роботом "Геркулес", который американский океанолог Роберт Баллард использовал при обследовании "Титаника". Но уже сейчас подготовлен проект о присвоении памятнику статуса международного морского мемориала или места гибели большого количества людей. Пока такой статус имеет только "Титаник".
Справка "КП"
Считается, что теплоход "Армения" погиб из-за того, что по какой-то причине вышел в море утром, нарушив приказ об эвакуации исключительно под покровом ночи. Приняв на борт раненых, женщин и детей, корабль вышел из Ялтинского порта в сторону Туапсе, но успел отплыть всего на несколько миль. Если верить показаниям очевидцев, "Армению" потопили немецкие самолеты-торпедоносцы. Одна из торпед угодила в носовую часть корабля и расколола его на две части. Судно ушло на дно за 4 минуты. Почти все пассажиры, включая медперсонал, и экипаж погибли.
А в это время...
"Арменией" заинтересовались инопланетяне?
Экспедиция по поиску судна обернулась совершенно неожиданными сюрпризами. В 5 километрах от носа Медведь-горы на глубине 80 метров археологи наткнулись на корабль длиной около 15 и шириной около 6 метров с явно приподнятыми кормой и носовой частью, что выдавало в нем средневековый парусник. А на следующий день сонар нарисовал на мониторе... подводный НЛО! Он будто бы летел над дном в толще воды, освещая дно расходящимися лучами. Специалисты, работающие с гидролокатором, были в шоке и с уверенностью заявили, что это не дефекты изображения, а какой-то реально движущийся неопознанный объект.
Фото автора.