"Согласовывать ничего не нужно, как сказал, так и пишите", - говорит в беседе с нами основатель стендап-клуба в Днепре стендап-комик Андрей Кит. В общем, у нас получилась самая настоящая импровизация из жизни стендапера. Все тонкости этой кухни - в нашей беседе.
- Андрей, начну с поздравлений. В январе у вас были две прекрасные даты: 23 января 2014 года появился StandUpDnepr, 29-го - день рождения STNDP show. И вы писали, что достигли юмористического совершеннолетия. То есть твердо стоите на ногах?
- С творческой точки зрения, твердо на ногах стоять можно. Но когда ты твердо стоишь на ногах, значит, ты все делаешь однообразно. Надо, чтобы были и взлеты, и падения. Особенно в стендапе. Стендап - это самоирония, и если в твоей жизни все хорошо, то в стендапе тебе делать нечего. Тут надо знать о жизни хотя бы немножко, чтобы было что рассказать зрителям.
С финансовой точки зрения - та же самая ситуация, что и с творческой. Благодаря нестабильным ситуациям в жизни есть что рассказывать на сцене.
- Видела, на ваши концерты часто sold out, то есть все билеты распроданы. Стендап может быть в Украине выгодным бизнесом? Насколько он у нас сейчас популярен?
- Наш стендап-рынок только начинает зарождаться, хотя ему уже около 8 лет. Но вот в последнее время стендап прям стал модным: хотим стендап и туда, и сюда, и на корпоративы… Многие люди хотят стендап, хотя толком не понимают, что это такое - они просто слышали это новое слово, и оно их манит.
Что же касается того, чтобы сделать стендап своей профессией… Можно, но не в нашей стране, так как это будет минимальный заработок. Если ты хочешь уделить время только одной стендап-комедии, будь готов, что себя ты еще прокормишь, а вот семью – вряд ли. Это, скажем так, хорошая поддержка штанов, дополнительный заработок. Но основной профессией это сделать нереально. Все равно надо подрабатывать или сценаристом, или вести мероприятия, либо же завести другую более серьезную работу.
- А когда же писать монологи? Написать классный текст - на это нужно время. У вас как? Сколько нужно времени, чтобы написать материал для выступления?
- Есть разные схемы написания и придумывания. Кому-то достаточно посидеть полчаса в день пару дней в неделю – и у него будет нормальный монолог, который можно проверить на "Открытом микрофоне" (это бесплатное мероприятие, которое проходит в небольших клубах или барах, где комики могут читать свои монологи на публике. – Авт.) и вводить в основной концерт.
Кто-то идет по улице, что-то видит, придумывает, записывает заметки, надиктовывает на диктофон. А кто-то прям сидит за ноутом и пишет. Я, например, так писать не могу. Я - человек ленивый. Мой вариант – первый: что-то вспомнил, записал, надиктовал. Потом могу поделиться своими идеями с друзьями-стендаперами. Они могут мне что-то подсказать либо сказать, что это фигня, и я сразу это отбрасываю. Хотя, опять-таки, ориентироваться в стендапе на чье-то мнение нежелательно. Но для внутреннего спокойствия между собой мы все же делимся материалом. Поэтому нет универсальной техники написания, у каждого – по-разному.
- Можно ли этому ремеслу научиться или без таланта никак?
- Стать стендапером может любой человек. Можно даже и без таланта (смеется). Есть стендап-комики, которые что-то увидели, загорелись, думают, раз они прикольные в компаниях, знают прикольные истории, значит будут прикольными и на сцене, - и они выступают. И делают они культуре нехорошо.
Научиться – нельзя. Если это, конечно, не какой-нибудь придуманный персонаж, которому монологи пишут сценаристы, а он их просто читает. Если просто читать чужие мысли и идеи – то, в принципе, можно. Но ни на каких курсах быть стендапером вас не научат. Можно, конечно, читать, смотреть западных комиков, что-то у них подсматривать, пробовать, применять в своем творчестве, но, как показывает практика, если ты этим не горишь, не понимаешь эту культуру, тогда через год-два тебе этот жанр просто надоест.
Я сейчас наблюдаю тенденцию, когда популярные ведущие ринулись в стендап: мол, я же тоже так могу, я тоже буду, это легко, что тут такого! Яркий пример – Владимир Остапчук. Вроде бы серьезный мужичек - да не лезь ты в эту культуру! Но он полез, и, естественно, ничего у него не получилось. И не получится, потому что он просто хочет быть в тренде. А стендап должен быть в душе.
- Да, то, о чем мы обмолвились вначале. Как говорят, "чув дзвін, та не знаю,де він".
- Да. Недавно меня заказали на корпоратив для 50 человек. Говорят: "Хотим стендап". Отвечаю: "ОК. Могу сбросить свое видео, посмотрите". А мне: "Нет, не надо, нам сказали, вы смешной, приезжайте!". Приезжаю, меня спрашивают: "Так, а где ваш напарник?". Я не понял: какой напарник? И мне в ответ: "Ну, вы же миниатюры будете показывать?" То есть люди застряли с мнением про юмор еще где-то в 2008 году, думают, мы будем показывать "Камеди Клаб". Есть, к сожалению, такие случаи.
|
- Что касается комплексов. Насколько легко мы можем воспринимать шутки на разные темы? А то, бывает, скажешь при старших слово "секс" - и все уже краснеют.
- Пока у нас нет культуры черного юмора, потому что в силу своего менталитета мы еще зажаты. А так, в принципе, запретов нет, мы готовы ко всему. Единственное - я всегда против грязного юмора.
Кстати, шутки про секс, на бытовые темы, политические, к сожалению, наш народ больше хавает – тот, который транслируют центральные каналы. Они дают низкий уровень юмора, скажем так, ниже пояса, и людям заходит. Поэтому к каким-то размышлениям, философским взглядам эта публика сейчас не готова.
Даже мы, когда начинали в нашем StandUpDnepr 7 лет назад, сначала давали простые бытовые шутки и, грубо говоря, воспитывали зрителя. Поэтому наш днепровский зритель понимает, что он идет к нам за качественным юмором, он идет не придолбаться к юмору - я бы хотел сказать другое слово, но нельзя материться, - он идет наслаждаться юмором.
- У нас еще люди, мне кажется, слишком обидчивые. Часто бывает, что ни шутка, то и скандал. Один из громких примеров – история "Квартала 95" про сгоревший дом Гонтаревой. Есть какие-то запретные темы, на которые шутить не стоит, потому что не поймут?
- Как по мне, всегда под запретом – это болезни и инвалидность. Если я не болел какой-то болезнью и смеюсь, подшучиваю над людьми, которые от этой болезни страдают, - я просто урод. Если я смеюсь над человеком с инвалидностью, прям издеваюсь – я нехороший человек. Только сам человек с инвалидностью, который живет этой жизнью, может показать свою самоиронию – и тогда это будет настоящий юмор. Я не могу над кем-то насмехаться. Единственный человек, над которым могу насмехаться, - это я сам. И если ты это делаешь, исходя из своего опыта, зритель тебе верит: мол, он смеется сам над собой, а не над кем-то, он не пафосный, он настоящий.
У нас же у всех, по сути, практически одинаковые проблемы. Я не могу выйти на сцену и сказать: я успешный, богатый, хороший… А если я скажу, что уязвимый, что у меня все плохо – люди поверят, потому что у них такие же проблемы. И мы просто все вместе над этим посмеемся.
Если у человека нет самоиронии – жить сложно. Я не помню досконально историю со сгоревшим домом, но понимаю, о чем вы говорите. Но, например, 14 февраля был крупный скандал, когда депутат Киевсовета набросился на стендап-комика, начал оскорблять его и требовать остановить концерт, на который, кстати, он зашел без билета. Вот это еще раз показывает культуру чиновничества: я - такой и будет так, как я скажу. Да нет! У нас все по-другому! И вот этот случай очень показательный в плане того, что люди еще зашоренные. У них еще Советский Союз в башке: надо все сделать правильно, без мата, без высмеивания, культурно, но при этом сами ведут себя, как быдло. Очень жаль, что в политике есть такие люди, которые показывают пример куда хуже, чем комик, который на сцене говорит на откровенные темы. Он более настоящий, чем тот мужичок из партии "Голос".
- Видела, у вас стендап-лекция для девушек. Что это такое? Учите их шутить или это специальное выступление только для дам?
- Скорее, второй вариант. Я очень давно хотел сделать что-то свое. И у меня была идея сделать стебную лекцию по поводу зарабатывания денег. Это же сейчас модно: учить, как стать успешным, богатым… Правда, это не работает, единственные люди, которые на этом зарабатывают, - это те, которые на сцене. И мне вот хотелось именно постебаться. Но я понимал, что с этим сейчас перенасыщение, и мне пришла в голову мысль сделать лекцию в юмористическом жанре про отношения между мужчиной и женщиной. Поэтому мой главный посыл – все, что вы услышите на лекции, это просто шуточные идеи, их не надо воспринимать всерьез. Мы с девушками общаемся, смеемся, высмеиваем друг друга, я больше взаимодействую с девчонками во время этих лекций, чем на концерте. На концерте я даю в основном какой-то готовый материал, у меня минимальное общение со зрителем, а на лекциях я слушаю их, они выговариваются – я эдакий общий психолог для всех присутствующих. Они выговариваются, отдыхают и едут домой спокойные, весело отдохнувшие.
- И как – успешный такой проект?
- Был успешный до локдауна. У меня была запланирована поездка в Германию, были переговоры с Израилем. Были концерты в Польше, по всей Украине. Но когда грянул карантин, все притормозилось. Пробовал делать онлайн, но онлайн эта тема не особо работает, нужно живое общение, и я просто это забросил. Сейчас периодически катаюсь по Украине, собираю небольшие залы. Но локдаун меня обломал в этом плане, и я немножко разленился.
- Как вы пробились в Польшу? Получается, украинский стендап рулит?
- Все очень просто. Мои знакомые в Польше сделали свой проект и периодически приглашают к себе украинских стендап-комиков из разных городов. Пригласили меня. Думал, соберется человек 10, а пришло 60 девчонок, зал забитый. Спрашиваю их: "Кто меня знает?" Только одна девчонка подняла руку, сказала, что родом из Днепра и помнит меня по студенческим годам. Все! Остальных спрашиваю: "Вы чего пришли, куда?" А они и говорят: "Нам просто интересно". То есть там зритель неискушенный, он соскучился по живому юмору, он пришел просто отдохнуть. И это очень круто!
- В Украине какой город смеется громче всех? Где публику легче рассмешить?
- По стендапу самый сложный город, как бы банально это ни звучало, это Киев. В столице много клубов, практически каждый день в Киеве проходит пара выступлений стендап-комиков. То есть киевский зритель уже привык к стендапам, он уже перенасыщен.
Мне очень нравится харьковский зритель и одесский. Одесский – точечный. Ты можешь выступать в зале на сто человек, из них 10 будут просто умирать со смеха. Остальные тоже смеются, но десять процентов прям валяются со смеху. Наш днепровский зритель – он уже родной. Мы его воспитали. Люди идут именно на стендап – они не идут за выпивкой, или за фоточкой для фотоотчета, или пообщаться, они идут послушать и расслабиться. Горжусь нашим днепровским зрителем.
- Можно сказать, что не везде одинаково заходит один и тот же юмор? Скажем, в Днепре смеются, в Полтаве – нет? Есть ли особенности региональные?
- Разницы между городами нет, есть разница в заведениях, в которых ты выступаешь, и грубо говоря, в зрителе, который в эти места приходит. Мы можем выступать в Харькове в каком-то пафосном, очень крутом ресторане, куда приходят люди с определенным заработком, соответственно, мы не можем им рассказывать, как не круто кататься в метро. Они далеки от этого. Надо подстраиваться под аудиторию.
Есть, конечно, универсальные штуки, которые зайдут и 50-летней женщине, и 20-летнему парню, но большинство стендап-комиков подстраиваются. У них есть заготовленный материал, но если они видят, что у них что-то не заходит, то для определенной публики есть другие заготовки. Я тоже часто подстраиваюсь. У нас был концерт в Киеве, и обычно я знаю, что будут студенты. А тут вижу, наоборот, приходят люди в возрасте. Поэтому быстро менял свой материал, потому что понимал: то, с чем я приехал, не зайдет. Надо подстраиваться. А как иначе?!
- Так сразу перед выступлением меняли репертуар?
- Да. В этом проблемы нет. У всех стендап-комиков, которые выступают от 5 до 7 лет, есть около часа-двух хорошего проверенного материала, который мы обкатали на других площадках. И мне не составляет труда выкинуть какой-то блок и заменить его другим. Возможно, для кого-то это проблематично. Для меня – нет.
Единственное, эта штука не поможет, когда ты катаешься с сольными стендап-концертами. Если ты написал сольник и у тебя все в течение часа подвязано, каждая тема, - да, тут можешь вытянуть только харизмой, если твой зритель не пришел. А если это сборная солянка, выступает 4 или 5 комиков, то все взаимозаменяется. У меня было такое, что я полностью отказывался от какого-то монолога и ставил другой.
- Скоро 8 Марта, к нему многие неоднозначно относятся. Шутки про 8 Марта еще заходят?
- Да, конечно! Смотря как ты пошутишь и в какой форме все подашь. Главное, уйти от каких-то банальных телевизионных вещей, как этот праздник обшучивают "Квартал", "Дизель" и им подобные шоу. Хотя, опять-таки, они такой юмор дают, потому что зритель хавает. А если это перевести в другую плоскость - перефразировать, добавить философские размышления, всегда можно даже банальное превратить в актуальное.
- Дайте совет, как развеселить девушку на 8 Марта.
- Если хотите чего-то оригинального, вообще ничего не дарите. Девушка сама все сделает, чтобы этот день был незабываемым для вас и для нее. А так… Девушек надо не веселить, девушек надо любить (улыбается). А если она тебя любит, тогда сможешь ее и развеселить. Многие считают, что самые лучшие парни – это парни с чувством юмора. Но, как показывает практика общения с ребятами, у которых хорошее чувство юмора, у них зачастую хорошее чувство юмора и не особо много денег (смеется).
|
ОБ ОДНОФАМИЛЬЦАХ
- Я когда гуглила, нашла, что есть Андрей Кит, российский рэп-исполнитель и битмейкер, и депутат Андрей Кит. Никогда вас не путали?
- У меня была реальная история с депутатом. Это, кстати, не мой родственник, мы вообще никак не связаны. Но у моей бабушки во дворе коммунальщики чего-то не хотели сделать, я уже даже не помню, в чем была проблема, и ее соседка говорит: "Ее внук – народный депутат Андрей Кит". Сразу же сделали все, что нужно.
А с исполнителем Андреем Китом я когда-то даже переписывался. "Южные Головорезы" - это была моя любимая группа в детстве. Но с ним меня не путают, я же не рэпер. А вот с народным депутатом – раз было.
СПРАВКА
Андрей Кит. 32 года. Родился в Днепре. По образованию журналист, окончил журфак Днепровского национального университета.
"Но я из тех людей, которые поступают, а потом говорят: а, вот это и есть журналистка? Мне просто нравились в детстве Черепашки-ниндзя, я обожал Эйприл О’Нил и думал, что журналистика именно такая. Но пришел в журналистику и понял, что тут надо рассказывать про спиленные деревья и как депутат подарил магнитофон какой-то танцевальной группе. Это не моя тема. Решил оставить профессию более квалифицированным людям", - признается Кит.
Основатель стендап-клуба StandUpDnepr и STNDP SHOW. Занимается стендап-комедией 7 лет. Участвовал в "Рассмеши комика". Женат. Есть сын. В общем, как он сам о себе говорит, обычный человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ