Украинский Минздрав продолжает жить в своей удобной реальности, где семейная медицина работает, деньги ходят за пациентом, а тестироваться на коронавирус при любом симптоме респираторного характера можно бесплатно. Министр здравоохранения Максим Степанов не первый месяц рассказывает о миллионах бесплатных тестов у семейных врачей и уверяет, что их хватает на всех – только придите и сделайте.
Давайте, пан Степанов, я вам расскажу, как это работает в реальности. Дочитайте до конца – честное слово, скучно не будет.
Итак, мы с мужем заболели в один день, даже, можно сказать, в одну минуту – в субботу, 27 марта. Сначала появилась сильная слабость и усталость, похожая по ощущениям на то, как будто долго ходил по жаре. Через час началось легкое покашливание. Поскольку неделей ранее ровно такие же первые симптомы были у моей мамы, а также у брата и всей его семьи, мы практически не сомневались – у нас тоже "корона".
|
В воскресенье мы с мужем пошли разными путями: у него подскочила температура до 39, а у меня началась дикая ломка и невыносимая тошнота при стабильных 36,6.
Минздрав настоятельно советует не заниматься самолечением и обращаться к семейному врачу. В выходные мы решили семейного доктора не беспокоить – надо же и совесть иметь. А вот в понедельник с 8 утра, удостоверившись, что наша доктор уже на приеме, принялись звонить по указанному в декларации номеру телефона.
Муж звонил 7 часов (!) каждые 20-30 минут. За это время он также несколько раз звонил по номеру клиники, где советовали "попробовать набрать еще раз", "немного подождать" и "написать в вайбер". Набирали, ждали и писали – реакции ноль. И ведь заметьте: речь идет о больных людях, которым вроде как нужна помощь. В конце концов муж снова позвонил в администрацию и уже достаточно раздраженно потребовал, чтобы нас хотя бы записали на ПЦР-тест.
"На бесплатный?" - на всякий случай переспросили в клинике.
"Естественно, на бесплатный. Платный сегодня делают на каждом углу, и для того, чтобы его сделать, не надо висеть 7 часов на телефоне", – резонно пояснил муж.
Кстати, о самом тесте. Идет второй год самоотверженной борьбы с пандемией, но я не нашла ни единой рекомендации Минздрава, на какой день надо сдавать тест. В СМИ и Сети есть много информации о том, что тест нужно делать как минимум на пятый день, а лучше на седьмой. При этом все путаются в показаниях и не могут сформулировать – на пятый день после возможного заражения или после появления симптомов?
Так почему этой информации до сих пор нет на сайте ведомства? Допускаю, что тесты можно делать и в первый день – так напишите об этом! Почему мы должны об этом догадываться, а не знать наверняка? У вас времени не хватило этим озаботиться, руки не дошли или вы сами толком ничего не знаете?
Но вернемся к нашей истории. На тест нас записали, а через несколько часов перезвонила семейный врач для того, чтобы "уточнить данные". Уточнила все – ФИО, дату рождения, адрес – словом, все те данные, что указаны в декларации. Но при этом ни одного вопроса о здоровье: как вы себя чувствуете, есть ли температура, меряете ли сатурацию – ну хоть бы что-то спросила! Ну хоть бы из вежливости! Как, например, мы из вежливости не звонили ей в выходной. Но нет. Нас-то много, а она одна. Не до вежливости.
Сказали приехать в клинику в среду, 31 марта, с 8 до 12.
В клинику мы приехали в 10 и снова начали отвечать на те же пункты, что у нас указаны в декларации и на которые мы отвечали по телефону. Внезапно откуда-то снизу выскочила женщина в белом халате и маске, скомандовала нам "бегите за мной" и реально побежала по очень крутой лестнице в подвальное помещение. Хорошо, что мы были не в таком состоянии, как многие больные, и смогли последовать за ней. Но елки-палки, вы же врач! Можно же спросить: вы не то что бежать – идти по лестнице-то можете?!
Кстати, раздеться нам не предложили. В верхней одежде мы с мужем зашли в кабинет и сели рядышком на кушетку. Врач взяла мазок из горла и сообщила, что, когда будут результаты, нам сообщат.
Возможно, вам уже надоело, но я скажу еще раз: снова ни единого вопроса о том, как мы себя чувствуем, чем мы лечимся. Да кого это вообще интересует, верно?
Но больше всего нас поразило не это, а то, что результаты теста нам пообещали через две недели! Пан Степанов, в клинике нам не смогли ответить на этот вопрос, но, возможно, ответите вы: на кой нам этот результат через две недели? Ну вам-то понятно, надо же вам каждый день что-то говорить на брифинге. Так что вы будете в очередной раз вещать о десятках тысячах заболевших, а нам он зачем?! Ведь это уже будет через три недели после появления симптомов – к тому времени люди уже либо выздоравливают, либо умирают.
Для тех, кто считает, что система в принципе работает, а наш случай – это досадное недоразумение, приведу в пример другие известные мне случаи тестирования за последние две недели.
Итак, моей маме (Святошинский район Киева) сделали бесплатный экспресс-тест, результат сказали в тот же день. Моему брату сказали результат на следующий день (он делал тест через свою страховую), двоюродной сестре (Шевченковский район) – через день (она делала бесплатный через семейного врача). А жене брата (Дарницкий район) сообщили, что бесплатных тестов нет, так что надо не жадничать и делать платный. Причем и ей, и троим детям.
Кстати, отправлять людей на платные тесты, в то время как в МОЗ уверяют, что семейные врачи обеспечены бесплатными, - это еще одна популярная фишка наших докторов. Такое впечатление, что эти "бесплатные тесты" оплачены не из нашего с вами кармана, а лично из кармана каждого семейного доктора.
"Мы вчера прошли бесплатный тест в прославленной "Феофании", - рассказывает знакомая. - Согнали людей в предбаннике, минимум человек тридцать. Администратор, открывая дверь, кричит - следующий. Подходим, отвечаем на все вопросы: ФИО, номер карточки, первичное ли обращение. Дает анкету и отправляет к одному из двух терапевтов. На мой вопрос, зачем мне терапевт, отвечают: без приема врача вы не пройдете тест. Доктор начинает с тех же вопросов, меня начинает трясти. Врач удовлетворена и отправляет еще в один кабинет, где еще раз все рассказываю, наконец получаю регистрацию и топаю опять в коридор, где собралось людей еще больше. Опять занимаю очередь. В поликлинике была в 8.10 и вышла в 11.40. И услышала от доктора: если вам тест, то идите в платную и сдавайте".
|
Справедливости ради скажу, что среди моих знакомых есть пару человек, которые своими семейными врачами вполне довольны и на этом основании считают, что "семейная медицина" работает. Мне кажется, это в корне неверный вывод. Если человеку повезло с семейным врачом, это только и значит: ему повезло с семейным врачом. Но если любая система в одном случае работает, а в другом – нет, вывод однозначный: в целом она не работает.
"Чуть больше двух недель ни у семейного врача, ни в больнице невозможно выбить схему лечения от коронавируса, - пишет знакомая на странице в
Я совершенно далека от того, чтобы требовать от семейного врача невозможного. Да и вообще по большому счету не во враче дело. Дело в тотальной "разрухе в головах" и в повальном пофигизме, который накрыл всю страну вообще и медицину в частности.
Я не понимаю, почему за целый год не была сделана элементарная памятка тем, кто подозревает, что заболел коронавирусом. В ней коротко написать ответы на основные вопросы: на какой день после появления симптомов сдавать тест, сколько дней можно не беспокоиться о высокой температуре и чем ее сбивать, принимать ли антикоагулянты, витамины С и D и в каком количестве, почему при ковиде очень нежелательно лежать на спине, какие простые дыхательные упражнения необходимо делать и т. д.
Все это распечатать на листах А4 и положить в приемных КАЖДОЙ клиники.
Неужели это так сложно?
И к министру Степанову у меня всего два вопроса.
КСТАТИ
Пока я писала этот текст, муж дозвонился на горячую линию МОЗ и спросил, действительно ли тест на ковид могут делать в течение двух недель. Некая оператор Татьяна ответила "сколько надо – столько и делают" и бросила трубку.
Пан Степанов, ваша система здравоохранения реально не дает сбоев – работает как часы! Спасибо, что просто отфутболивают на раз-два, а не расстреливают.
Но муж у меня сдаваться без боя не привык и позвонил на горячую линию снова. На этот раз он попал на другого оператора, тот уточнил информацию, сказал, что две недели – это явный перебор, и предложил оставить жалобу. Что мы и сделали.
О результатах сообщим.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ