Лечившуюся от ковида Веру Алентову выписали из больницы. 79-летняя актриса вернулась домой и сможет попрощаться с мужем. Владимир Меньшов умер от последствий коронавируса 5 июля, его похороны состоятся сегодня, 8 июля на Новодевичьем кладбище
За свою жизнь Владимир Меньшов снял несколько полнометражных фильмов. А в историю вошел всего двумя: "Москва слезам не верит" и "Любовь и голуби". С одной стороны, это невероятно мало. С другой - далеко не каждому режиссеру в жизни выпадают хотя бы две такие ослепительные удачи.
За славой этих двух режиссерских работ Меньшова как-то померк факт, что по основному образованию он был актером. На его счету были картины, которые сейчас помнят не очень хорошо ("Человек на своем месте", "Ар-хи-ме-ды!", "Соленый пес"), но тогда, в начале 70-х, их активно смотрели.
Именно актером он и мечтал стать с детства (хотя отец готовил его к карьере военного). Приехал из Астрахани в Москву поступать в театральное училище, его туда не взяли по причине неподготовленности - и он с горя уехал в Воркуту, работать на шахте. Но тут знакомого (он тоже провалил экзамены, а Меньшов уговорил его поехать с собой) пригласили стать диктором на местном телевидении. А Меньшова позвали на главную роль в спектакле, который ставили на том же телевидении с актерами Воркутинского драмтеатра. Через год он, уже с опытом, поступил в Школу-студию МХАТ. А потом отправился во ВГИК - стал аспирантом, учился режиссуре у классика советского кино Михаила Ромма.
"Я во всем и всегда полагаюсь на судьбу. Она все сама за меня выбирает", - сказал он однажды в интервью. А в другом ему задали вопрос: почему он снял так мало фильмов? Он ответил примерно то же самое: что человек предполагает, а судьба располагает. Что он всегда хотел снимать много. После каждой картины начинал искать новую тему, в которой "можно было бы сказать главные слова о нашей жизни". И все складывалось совершенно не так, как он планировал.
Например, он не был в бурном восторге от сценария "Москва слезам не верит" - поначалу ему приглянулся только переход между двумя сериями, когда Катерина ложится спать, заводит будильник и просыпается через 20 лет. Он попросил сценариста Валентина Черных сделать множество поправок. Поначалу не собирался брать свою жену Веру Алентову, но все другие претендентки постепенно отсеялись… В общем, ничто не предвещало, что фильм станет рекордсменом по кассовым сборам и получит "Оскар", обойдя фильмы Франсуа Трюффо и Акиры Куросавы. Даже после выхода фильма, после того как на него начали выстраиваться очереди, Меньшову пришлось пережить множество тычков со стороны коллег. Он употреблял слово "травля" и говорил, что период между премьерой "Москвы" и "Оскаром" был одним из самых тяжелых в его жизни: его обвиняли в том, что он идет на поводу у вкусов дурачков-зрителей, что порядочные режиссеры снимают интеллектуальное кино, которое сначала могут понять и оценить по достоинству двадцать человек, но которое потом остается на века… Но судьба так сложилась, что множество раздумчивых "авторских" фильмов той поры забыли, а на века осталась как раз мелодрама о трудном счастье Катерины Тихомировой.
А после "Москва слезам не верит" он хотел снимать серьезное кино о Горьковском автомобильном заводе, ездил туда, общался с директором, всерьез готовился… Но потом увидел в Москве спектакль "Любовь и голуби" с Ниной Дорошиной и понял, что надо снимать фильм именно по пьесе Владимира Гуркина. После "Любви и голубей" опять думал снять что-то актуальное - про строительную программу, которую в Свердловске осуществлял местный первый секретарь Ельцин, но это не осуществилось, и Меньшов об этом вроде бы никогда не жалел: вместо социальной драмы он, несколько лет помолчав, снял "Ширли-мырли" - абсурдистскую комедию, которую одни считают обидным провалом, а другие - одной из самых недооцененных картин 90-х годов.
В списке его режиссерских работ должен был быть еще "Большой вальс" по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара, к которому он приступил в 2000-е. Но возникли проблемы с финансированием, съемки встали, и вспоминать об этой картине Меньшов не любил - видимо, тоже списал все на судьбу, не пожелавшую, чтобы он ее снимал.
И он никогда на нее не жаловался. Потому что, конечно же, понимал, как много она ему дала.
|
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Меньшов и Алентова поженились на втором курсе Школы-студии МХАТ, где вместе учились в начале 60-х. Педагоги страшно переполошились. Ах, какая досадная ошибка: она - перспективная студентка, ее готовят к вводу в спектакль МХАТа, с которым театр должен ехать на гастроли в Америку, и вдруг этот странный брак с парнем с периферии.
Сама же Алентова так не считала: "Мы прожили огромную жизнь. Интереснейшую, трудную, счастливую. Вырастили дочь, Володя стал большим режиссером. Мы получили много наград и неимоверную любовь зрителей к фильму "Москва слезам не верит". Но тогда мы только окончили Школу-студию и повисли в воздухе"…
После института Меньшова распределили в Ставрополь, а Алентова была принята в Московский театр им. А. С. Пушкина, в котором служит до сих пор. Они ежедневно писали друг другу письма.
Но был и другой период - добровольного расставания. Меньшов вернулся в Москву - в аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. Денег не хватало. Долго жили в общежитиях: Алентова в своем - при театре, он в своем - при ВГИКе. Бытовая неустроенность, маленький ребенок и вечные конфликты... "Нам казалось, что, если мы расстанемся, эти житейские испытания будет легче преодолевать по отдельности", - объясняла актриса. Не разводились, но жили каждый своей жизнью почти четыре года. Алентова пыталась построить новую семью. Но последнего шага так и не сделала. И Меньшов пытался. Он закрутил роман с актрисой...
"Если бы Володя женился и у него родился ребенок, я бы никогда в жизни не решилась больше с ним соединить свою судьбу", - откровенничала Вера Алентова. Но он не женился. Соединила их снова дочка Юленька, которую они повели в 1-й класс. И вернулись домой уже втроем, объявив дочери, что теперь папа будет жить с ними.
В итоге Меньшов и Алентова еще несколько лет назад отметили золотую свадьбу. Только после этого повенчались и покой в их душах воцарился окончательно.
Вера Алентова - женщина мудрая и умеет обходить острые углы. Она объясняла их долгий союз с Меньшовым тем, что, невзирая на прожитые годы, они сохранили уважительное и терпимое отношение друг к другу. Да, это требовало усилий и труда, а кому легко?
5 ЕГО ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ:
- "Розыгрыш" (1976, дебют)
- "Москва слезам не верит" (1979)
- "Любовь и голуби" (1984)
- "Ширли-мырли" (1995)
- "Зависть богов" (2000)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ