Реестр насильников: побил жену - записали обоих. Еще и соседку в придачу

В Украине не оставляют идею создать базу домашнего насилия.

Ахмадуллин Дмитрий

В Украине опять поднят вопрос о создании реестра домашних насильников. Теперь его планируют встроить в некий единый глобальный реестр, который сейчас разрабатывается в Минсоцзащиты и который призван реализовать стратегию цифровизации социальной сферы, сказала на недавнем совещании министр социальной политики Марина Лазебная.

Что это будет за база, информации пока нет, а вот вокруг реестра домашних скандалов споры идут давно и судьба у него сложная.

Доступ ограниченный, но достаточно широкий

Создание "Единого государственного реестра случаев домашнего насилия и насилия по признакам пола" предусмотрено законом о домашнем насилии, который был принят в 2018 году и получил силу в полном объеме 11 января 2019-го. Предполагалось, что к этому времени заработает и реестр, но, как видим, этого не произошло до сих пор.

- Закон предусматривает, что в базу данных будет вноситься информация как об обидчике, так и о жертве, - говорит юрист Анна Саенко. - А это имеет свои "плюсы" и "минусы". Положительные моменты состоят в том, что социальные службы, психологи, работающие с этой проблемой, полиция смогут оперативно обмениваться информацией о том, что произошло, и пострадавшей не придется по нескольку раз рассказывать о своей беде, заново переживая стресс. Отрицательные - это наша коррупционная составляющая.

Доступ к реестру будет открыт для ограниченного круга лиц. Но все же их достаточно, чтобы информация просочилась в массы. Особенно, если речь идет о маленьком городке, где каждый друг другу кум или сват и много любителей перемывать косточки.

- Во многих случаях жертве приходится скрываться от обидчика. Однако ее персональные данные и место пребывания будут внесены в реестр - это информация предназначена для служб оказания помощи. Но она может оказаться в руках обидчика, который купит сведения за деньги или в обмен на другие услуги, - отмечает Анна Саенко.

Не все будут рады

Точно так же может произойти и с обидчиком. Не все семьи, где случаются конфликты, жаждут рассказать об этом миру. И не все будут рады, если фабула драмы "Иванов свою жену Маню спьяну изнасиловал" станет достоянием местных сплетен. А если начальство точит на Иванова зуб - то еще и предлогом для увольнения по морально-этическим соображениям.

Пострадать от такой коллизии могут и дети.

- Мне известны случаи, когда после создания реестра алиментщиков подростки травили ребят, у которых отцы числились в должниках, - говорит Анна Саенко.

Правозащитники опасаются, что, если реестр таки заработает, реальная картина домашнего насилия будет здорово искажена в сторону приуменьшения. Не каждая жертва согласится, чтобы информация о ней хранилась в государственной базе три года. Это во-первых.

Во-вторых, кроме жертвы и обидчика в реестр вносятся данные человека, сообщившего о семейном ЧП. Например, соседки, которая через стенку услышала, как муж бьет жену, и позвонила в полицию. Вряд ли она окажется рада, узнав, что ее персональная информация будет болтаться в какой-то базе целый год. И сама зарок даст, и другим посоветует не лезть в чужую жизнь. Пусть там хоть убивают.

- Ничего подобного в мире нет, - утверждает юрист. - Регистрируются либо факты домашнего насилия, либо ведутся реестры агрессоров, чтобы держать их на учете.

Эксперты считают, что не все будут рады созданию подобного реестра. Фото: Ахмадуллин Дмитрий

Конфиденциальность или безопасность

В свое время много споров было вокруг так называемого реестра педофилов: нужно ли его закрывать или открывать для всех. В результате доступ к данным оставили только для правоохранительных органов, а проверить по реестру человека можно либо при его нотариально заверенному согласии, либо при приеме на работу, связанную с детьми.

Тем временем в Украине есть много реестров, которые находятся в публичном доступе. Например, , который включает и базу алиментщиков. Или реестр недвижимости, реестр лиц, совершивших коррупционные преступления. Правозащитники уверены, что свободный доступ к личным данным нарушает статью Конвенции о правах человека, которая защищает конфиденциальность.

- Это так, но есть другая сторона медали - вопросы безопасности, - говорит адвокат Алексей Сиротин. - Например, вы ведете бизнес и подыскали компаньона. Имеете право убедиться, что он не в долговой яме и не в полицейском розыске. И женщине нелишне "прогнать" по реестру должников своего кандидата в мужья.

Всего в Украине больше 20 публичных реестров, по которым можно получить информацию о человеке. Есть даже электронные сервисы, которые за относительно небольшую плату выполняют эту задачу автоматически.

Какие еще хотят создать реестры

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правозащитник: Есть случаи, когда от домашнего насилия страдают жены сотрудников СБУ