Жена убитого арабского профессора: В полиции меня уверяли, что муж сбежал за границу

Людмила Муц и ее адвокат опасаются, чтобы дело не развалилось в суде из-за того, что в нем оказались замешаны правоохранители.

Архив Людмилы Муц

Дело о похищении и убийстве профессора Запорожского национального университета Муц Луая Файсала обрастает новыми подробностями. Один из подозреваемых в преступлении оказался сотрудником Днепровского райотдела Нацполиции города Запорожье.

Был переводчиком в делах с иностранцами

Муц Луай Файсал был высокообразованным человеком, блестяще знал пять языков: украинский, русский, английский, арабский и курдский. Во многом именно благодаря этому одним из направлений работы профессора стали вопросы, связанные с иностранными студентами. А еще он выступал переводчиком как в гражданских, так и уголовных делах.   

- Переводчику нужно платить немалые деньги, а Луай соглашался работать бесплатно, причем не только при райотделе, но и сопровождал дела в суде. Никаких денег он не брал. Даже если это касалось не его студентов, - рассказывает "КП" в Украине" жена покойного профессора Людмила Муц. – Занимался переводами уже много лет, начал еще в начале двухтысячных.  

Казалось, в этом и мог бы крыться мотив для похищения и убийства. Ведь за много лет Луай поучаствовал в очень большом количестве дел и вполне мог нажить себе недоброжелателей. Но жена профессора уверена - вряд ли такая деятельность мужа могла послужить поводом для расправы. 

- Луай лишь делал перевод. На ход каких-то действий он не влиял. Это не могло послужить мотивом, - считает Людмила Муц.

В деле есть на и другая версия. Муц Луай Файсала могли похитить с целью вымогательства денег. Но бандиты перестарались и случайно задушили свою жертву.

Предупреждал жену, что задержится

10 ноября 2020 года для семьи Муц стало роковым.  

- В течение дня мы пару раз созванивались. Последний мой звонок был в 14.24. Он сказал, что за ним должны приехать на машине, и он поедет поработает переводчиком. Якобы задержаны два иностранных студента с наркотиками. Предупредил, что дома будет наверняка поздно, так как придется долго переводить, - вспоминает Людмила Муц.

В 14.30 Луай сел в черный "Тойота Кэмри" и был увезен в неизвестном направлении.

То, что произошло неладное, заподозрили практически сразу. Муц Луай Файсал человек ответственный и никогда не выключал телефон. Даже во время судебных заседаний. Всегда ставил гаджет на беззвучку и по мере возможностей отвечал.

- Около 16 часов мне начали звонить коллега мужа. У него была назначена на тот день встреча с комендантом общежития. Она спросила, не знаю ли я, где Луай. Но я и сама не могла ему дозвониться, поскольку у него был выключен телефон, - рассказывает Людмила Муц. - Я не выдержала, села в машину и поехала по больницам. До половины первого ночи объехала все больницы, мне показывали неопознанных пациентов. Среди них моего мужа не нашлось.

После Людмила набрала в полицию – и около часу ночи подала заявление о пропаже мужа.

Может, загулял и еще вернется

Но в полиции Людмилу стали успокаивать: мол, муж, небось, где-то загулял, а телефон сел. Придет в себя – вернется домой.

- В Днепровском райотделе полиции почему-то были уверены, что мой супруг с кем-то пил всю ночь, и уверяли, что он вернется. Но я не успокоилась, а побежала осматривать окрестности университета. Искала камеры наблюдения и просила показать видео, - вспоминает жена погибшего профессора. - Некоторые шли на уступки и давали посмотреть записи. Кто-то говорил, что покажут, но по запросу полиции.

Позже нашлись и свидетели, подтвердившие, что Луая увезли на черном "Кэмри".

- Я опять вернулась в полицию. Объяснила, что мне не показывают видео. Может, давайте начинать искать человека? А они мне опять заладили - он загулял и придет, - рассказывает женщина.  

Лишь на вторые сутки после пропажи Луая Людмиле все же выделили полицейского, чтобы получить доступ к видеокамерам. Но дальше поиски мужа словно застопорились, а последующие визиты Людмилы в полицию давали лишь поводы для расстройства.

- Я приходила в райотдел. А мне говорили, что муж уехал по поддельным документам за границу. Каждый день придумывали разные страны: Россия, Турция, Болгария, Австрия. Сложилось впечатление, что полиция не собирается ничего расследовать. Каждый день придумывались новые версии, - говорит Людмила Муц.

К тому же все документы профессора: паспорт гражданина Украины, загранпаспорт, банковские карточки остались дома. У него с собой был только пропуск в университет.

Супругу погибшего в полиции пытались убедить, что профессор попросту загулял. Фото: znu.edu.ua

Тунисец, полицейский и житель Запорожья

Лишь спустя пять месяцев после пропажи Муц Луай Файсала найдут зарытым в лесопосадке. А в деле появятся конкретные подозреваемые и приблизительное понимание, что произошло 10 ноября 2020 года.

- Благодаря следственному управлению и управлению розыска Запорожской области удалось выйти на подозреваемых. Полиция области проделала колоссальную работу, за которую семья профессора им очень благодарна. Розыскники сразу поняли, что в этом деле не все просто. Руки не опустили, стали работать и добиваться правды, - говорит адвокат, представляющий в этом деле интересы семьи профессора Елена Титаренко.  

Первым вычислили водителя черной "Тойоты". Он пошел на сделку со следствием, показал место, где закопали тело Луая, и сдал подельников. Водителя перевели в статус свидетеля.

В деле же появились три подозреваемых: ранее неоднократно судимый житель Запорожья, гражданин Туниса, живущий в Запорожье и занимающийся предпринимательской деятельностью; и действующий сотрудник уголовного розыска Днепровского райотдела полиции. Первому суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 суток 31 марта.

Тунисец и без того находится в СИЗО, но по другому делу. Он замешан в наркоторговле. Пытался подбросить наркотики сотруднику СБУ, мешавшему его "бизнесу". Дальше хотел дать наводку правоохранителям на СБУшника, но затея провалилась, и теперь у него только прибавилось уголовных дел.

Третьего подозреваемого, сотрудника полиции, суд оставил на круглосуточный домашний арест без отстранения от службы. По предварительным данным, именно полицейский заманил Луая в ловушку, а затем вошел в состав розыскной группы профессора и знал о каждом шаге в этом деле. 

- Полицейский якобы звонил Луаю с мобильного телефона, предлагал ему выступить переводчиком в райотделе по делу со студентами. А когда Луай подошел к "Тойоте", показал служебное удостоверение, чтобы тот сел в машину, - говорит Елена Титаренко.  - Что происходило дальше в автомобиле, нам неизвестно.  

Боятся, что дело может развалиться

На сегодняшний день официальная версия – это похищение и вымогательство с целью наживы. Но был ли профессор человеком, который располагал внушительными финансовыми возможностями?

- Видели бы вы Луая. Он всегда одевался очень просто. Дорогих вещей у него не было. Автомобилем не управлял. Денег - немного. Вымогать у него в принципе было нечего, - считает Людмила Муц.

Возможно, похитители считали – раз профессор работает с иностранными студентами, то получает от них какой-то доход. Но тогда почему после гибели Луая они не продолжили свою "игру" и не начали требовать денег у Людмилы? Ведь она не знала, жив муж или нет.

- Мы даже ждали, что после пропажи мужа будут какие-то звонки, требования. Но – нет, - продолжает Людмила Муц.

Людмила Муц и ее адвокат Елена Титаренко до недавнего времени не выходили на связь со СМИ и не давали комментариев по этому делу. Однако обратиться к прессе и все рассказать их вынудили опасения того, что дело может развалиться в суде.

- Согласно УПК, подследственность преступлений сотрудников полиции должна осуществляться ГБР. Наша областная прокуратура почему-то определила, что этим делом могут заниматься следователи следственного управления, - говорит Елена Титаренко. – Но ведь работник полиции не может вести следствие против работника полиции. Прокуратура почему-то посчитала иначе. Не исключено, когда дело передадут в суд, это может стать "очевидно недопустимыми доказательствами". И, собственно, даст оправдательный приговор всем подозреваемым по делу, из-за того, что неправильно ведется досудебное расследование.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сын погибшего бизнесмена: Не надо использовать смерть отца против президента "Ингульца"