Пандемия повлияла практически на все сферы жизни украинцев: из-за локдауна многие лишились работы или ушли на самоизоляцию всей семьей, доходы упали, плановая медпомощь приостановилась, а немало медиков перешли чуть ли не на полувоенный режим работы. И вот что обидно: пресловутое гендерное неравенство проявилось и здесь - женщины пострадали от коронакризиса больше мужчин.
Закрытие школ и детских садов, удаленная работа и увольнения привели к тому, что женщины с головой окунулись в бытовые дела, которых стало несоизмеримо больше. И все это сопровождается либо выросшей рабочей нагрузкой, либо потерей финансовой самостоятельности. Кому как повезло. Точнее, не повезло.
Сами себе учителя
- Я за этот год так школьные знания освежила – могу экзамены сдавать! – смеется Алена, мама девятиклассника. – Кстати, узнала массу новой информации по всем предметам, недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
Оптимизму Алены можно только позавидовать. Большинство же знакомых, у которых в семье подрастают дети-школьники, вспоминают минувший год с содроганием. Он был очень непростым для учеников, а уж для родителей и подавно.
2020 год наглядно показал, что любой вирус может мгновенно лишить детей по всему миру права на образование. Конечно, многие вспомнят о дистанционном обучении, но здесь есть два больших "но".
Во-первых, образовательная удаленка была доступна далеко не всем – как в мире вообще, так и в Украине в частности.
Во-вторых, спросите учителей о том, что они думают об онлайн-уроках, и вы узнаете много нового.
Словом, дети почти на год перешли на домашнее обучение, которое, как нетрудно догадаться, полностью легло на плечи их родителей, причем в подавляющем большинстве случаев – на женские плечи. А если мама "не тянула" образовательную программу или, к примеру, говорила, что ее ребенку тяжеловато учиться дистанционно, это приводило к подозрениям и даже обвинениям: мол, может все дело в вас самих? Может, вы недостаточно внимания уделяете ребенку?
|
"И швец, и жнец…"
Конечно, с детьми, их школой и их уроками большинство мам справляются на раз-два. Но в условиях, когда дети с утра до вечера находились в четырех стенах, лишенные не только общения со сверстниками и привычных кружков, но и элементарных прогулок, многим женщинам пришлось отпрашиваться с работы или договариваться о частичной занятости. Не удивительно, что они первыми попадали под сокращение.
Но и это еще не все, ведь помощь пожилым и больным близким, многие из которых весной-летом 2020-го вообще не выходили на улицу, снова-таки легла на женские плечи. И тут уже не помогал даже неполный рабочий день: поначалу, когда мы все думали, что карантин продолжится несколько недель, женщины брали отпуск, потом, когда несколько недель ничего не изменили, – отпуск за свой счет, потом пришлось увольняться.
- По-человечески работодателя понять можно: чем больше у меня семейных проблем, тем менее ценным сотрудником я являюсь, - говорит Снежана, которая до пандемии работала в страховой компании. – До карантина, кстати, особых проблем и не было: дети – с няней, родители – и мои, и мужа – живут отдельно, с бытовыми делами справляются. Но карантин все поставил с ног на голову: если помните, в первые месяцы мы просто шарахались от людей, естественно, посторонних в квартиру не пускали. От услуг няни пришлось отказаться, а забота о родителях – от покупки продуктов до моральной поддержки – полностью легла на меня. Ни сил, ни времени на работу просто не осталось.
Снежана говорит, что им еще повезло, поскольку муж хорошо зарабатывает и им не пришлось решать материальные вопросы. Но у многих ситуация была еще хуже: они остались со своими проблемами один на один, без работы и без поддержки.
"А где обед?!"
Как бы парадоксально это ни прозвучало, но на женские плечи легли не только дети и пожилые родственники, но еще и мужья.
- Мне всегда нравилось быть домохозяйкой, и у меня сложилось свое расписание дня, - рассказывает Наталья. – С утра – приготовила завтрак, отправила мужа на работу, завезла близняшек в школу полного дня, на обратном пути – супермаркет, химчистка или фитнес, в зависимости от дня недели. Потом – уборка, стирка, глажка, другие бытовые дела, приготовление ужина. К шести ехала за детьми в школу, после семи приходил муж с работы, и мы вместе ужинали. Загрузила посуду в посудомойку, поговорили с детьми о школьных делах, с мужем – о рабочих, и день прошел. Некоторые думают, что домохозяйки только и делают, что сериалы смотрят, но это не мой случай. Иногда вечером я могла немного повышивать, на что-то большее времени не оставалось.
Последний год заставил Наталью пересмотреть свои взгляды на домохозяйские дела и всерьез задуматься о выходе на работу.
Первый удар она пережила, когда дети перешли на домашнее обучение. Оказалось, что одни учителя плохо объясняют материал в онлайн-режиме, а другие – не объясняют вообще. Наталье пришлось вникать чуть ли не в каждый школьный предмет, чтобы объяснить его дочкам. Плюс проследить, сделаны ли уроки. Плюс позаботиться о трехразовом питании и перекусах, о которых раньше заботилась школа. Плюс обеспечить досуг – не могут же дочки сидеть над учебниками с утра до вечера.
Вторым ударом оказался приезд свекрови. Официально она приехала "помогать с детьми", а на деле Наталье пришлось обсуживать на одного человека больше. Свекровь – в принципе человек хороший, с ней можно поговорить за чашечкой кофе на интересные темы, только одна проблема: времени на чашечку кофе у Натальи не оставалось.
Третьим ударом, который едва не добил их семью, стал переход мужа на удаленку.
- Я сначала даже обрадовалась, решив, что муж увидит, как я "зашиваюсь", и если не поможет, то хотя бы оценит, какой объем работы я проворачиваю за день, - признается наша собеседница. – На деле все оказалось с точностью до наоборот. Я только и выслушивала претензии. "У нас что, нет уже ни одной чистой чашки? Я как раз собирался выпить кофе!", "Можно как-то занять детей, чтобы они не шумели? У меня совещание!", "А что, на обед только борщ? У нас на работе – первое, второе и десерт!" Мы были в шаге от развода, но, к счастью, муж вернулся на работу в офис.
Борцы за права женщин не первый год говорят о том, что одна из больших гендерных проблем заключается в том, что домашний труд не только не оплачивается, но еще и совершенно не ценится. Как часто домохозяйки, которые крутятся целый день как белка в колесе, вечером слышат обидное: "Ты что, целый день была дома и даже белую рубашку мне на завтра не погладила?!"
Коронавирус в разы увеличил число домашних дел и в те же разы уменьшил число благодарных слов. А ведь немало женщин уже целый год делают ровно то же самое, но при этом еще и удаленно работают!
|
Потеря доходов
В заключение отметим, что женщины пострадали гораздо больше мужчин не только морально и физически, но и материально.
Во-первых, во всем мире женщины чаще мужчин заняты в теневом секторе, где урезание или невыплата зарплаты – в порядке вещей.
Во-вторых, в период локдауна пострадали в первую очередь сферы, в которых преимущественно работают женщины. Это ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, индустрия красоты (подробнее см. "В тему"), торговля, сервисы уборки, няни, гувернантки и т.д.
В-третьих, даже в бизнесе, где, казалось бы, все равны, мужчины оказались "равнее". Исследование ООН и Всемирного банка , что в период пандемии среди малого и среднего бизнеса предпринимательницы пострадали сильнее предпринимателей: 64% против 52%.
И, наконец, как уже говорилось выше, женщинам в период карантина было практически невозможно остаться на работе, если в семье есть дети или пожилые люди, требующие ухода.
Надо сказать, что и без всякого коронавируса эксперты прогнозировали: на устранение глубокой пропасти между полами в общественной и деловой жизни уйдут десятилетия. Вирус же уверенно перечеркнул эти прогнозы, отодвинув призрачное гендерное равенство на очень далекие перспективы.
В ТЕМУ
Испытание красоты
Это мужчинам трехдневная щетина только добавляет привлекательности, а у женщин все по-другому. И то, что индустрия красоты попала под тотальный запрет на долгие месяцы, не добавило женской половине населения радости. Спустя пару месяцев карантина в соцсетях стали появляться наигранно-бодрые отчеты на тему "сама покрасилась", "сама постриглась", "сама сделала педикюр". Мои подруги тоже пытались бодриться и даже находить какие-никакие плюсы.
- А я решила – пусть волосы и ногти отдохнут! – заявила подруга, закрутив волосы в дульку и героически спилив гелевый маникюр.
Я прислушалась к себе и поняла: мои волосы и ногти не устали, так что отдыхать им вроде бы незачем. Поэтому, выдержав небольшую паузу, чуть ли не полуподпольно таки записалась на маникюр и стрижку.
Тут надо сказать, что никогда в истории салоны красоты не радовались клиентам так, как прошлым летом. И их можно понять: сначала вообще не работали, а потом работали с такими ограничениями, что оказались на грани выживания. И ведь заметьте: в индустрии красоты подавляющее большинство составляют женщины – и среди владельцев бизнеса, и среди сотрудников, и среди клиентов. Вот так и получилось, что в этой сфере коронакризис нанес по женщинам двойной удар: с одной стороны, он лишил их рабочих мест и заработков, а с другой – привычных и крайне необходимых услуг.
КСТАТИ
Как , одним из последствий пандемии стал ужасающий рост насилия в отношении женщин. За последний год почти каждая пятая женщина в мире подвергалась насилию. Причина все та же: люди заперты дома. Если раньше женщина, будучи в конфликтных отношениях с партнером, могла уйти из дома – например, к маме или к подруге, то во время локдауна ей приходится быть в замкнутом пространстве с агрессивным человеком постоянно. То есть эти женщины находятся дома со своими насильниками, как в ловушке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ