Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Учителя о дистанционном обучении: качество снижается, но, кто хочет быть специалистом - учится

Учителя о дистанционном обучении: качество снижается, но, кто хочет быть специалистом - учится
Фото: Фото: соцсети.

Пока в Украине заболеваемость коронавирусом только увеличивается. И врачи, и эксперты здравоохранения отмечают, что одна из причин, почему с сентября кривая заболеваемости так резко побежала вверх, - начало образовательного сезона: школьники и студенты вернулись за парты, и циркуляция вирусов стала активнее. Минобразования вместе с Минздравом рекомендовали школам пока уйти на каникулы, а студентам и вовсе не ездить на занятия и учиться дистанционно. Школы в некоторых регионах решили по-своему: ушли не отдыхать, а учиться на "удаленке". "КП" в Украине" расспросила участников учебного процесса, готовы ли школы к новому-старому онлайн-режиму работы?

Ушли в онлайн из-за "красной" зоны

Официально после рекомендаций МОН на дистанционное обучение уходят школы Ужгорода и Запорожья, однако в Украине и без того множество школ уже учится удаленно – много заболевших ковидом. Например, рассказывает директор школы пгт Гусятин Тернопольской области Александра Демкура, ученики ее заведения не успели насладиться школьным духом в новом учебном году, как их область оказалась в "красной" зоне.

Александра Демкура говорит, что семьям, которые не могли купить гаджеты, помогли спонсоры. Фото: ФБ.

- После первой недели обучения мы оказались в "красной" зоне и сразу плавно перешли на удаленный формат. Мы зарегистрированы на Classrom. И мы опять на дистанционном обучении – у нас есть подтвержденные случаи среди сотрудников - 9 человек. Мы еще до рекомендаций МОН были на онлайн-обучении, - рассказывает Александра Владимировна. – Сейчас мы на дистанционном обучении, потом каникулы, думаю, что после них опять будем работать удаленно, если ситуация не улучшится.

По ее словам, к новой "удаленке" дети отнеслись без ропота, но перестроиться требовало труда.

- Тяжелее было начинать учебный процесс после затяжного дистанционного обучения с марта. Более того, на учебу мы ходили со вторника по пятницу, понедельник был удаленным. Первые четыре дня были самыми тяжелыми, потому что дети давно не сидели за партами. На переход с одного формата на другой мы смотрим, как на волны в море. Так настроены не только сотрудники, но и учителя, и ученики – в любой момент все может измениться. Выбора у нас нет, поэтому нужно приспособиться к новым условиям, - объясняет Александра Демкура.

Готовились все лето, а с гаджетами помогли спонсоры

Директор отмечает, опыт первого дистанционного обучения, когда мало кто представлял, что это и как, был сложным, но за летние каникулы педагоги "подтянулись" - три месяца посвятили тому, чтобы освоить онлайн-навыки лучше.

- Весной, как и все, мы были не готовы, карабкались, чтобы хоть как-то выйти из ситуации, но мы видели, что ситуация не улучшается, поэтому с коллективом целое лето с готовились к дистанционному обучению. Фактически к 1 сентября мы были готовы к такому формату, - говорит Александра Владимировна. - Улучшилось ли дистанционное обучение в плане качества? По опыту моей школы - да. Я видела не раз материалы СМИ о том, что сельские школы не обеспечены связью, у родителей нет интернета и возможности его провести. Конечно, у них ситуация хуже, у нас же мы эти моменты решили. У нас были единичные семьи, у которых не было гаджетов, мы обращались в органы местного самоуправления, они нам помогали. Выходили на спонсоров, которые деткам покупали соответствующие телефоны для работы, сейчас проблемы нет.

Опрос родителей заставил пересмотреть подход

Директора львовского лицея №28 Ивана Лозенко наш звонок застал за удаленным уроком – их заведение также перевели на онлайн-формат из-за количества заболевших. Для Ивана Васильевича "удаленка" сейчас и тогда – две огромные разницы.

Лозенко - Иван Васильевич считает, что успех дистанционного обучения зависит от желания педагога работать. Фото: school28.edukit.lviv.ua

- Прошло целое лето, каждый учитель имел возможность бесплатно закончить огромное количество курсов, в том числе и онлайн, и разобраться, какие формы и методы более подходят во время дистанционного обучения. Сейчас мы работает в Zoomи Classrom, у нас есть учительские чаты, в котором педагоги делятся опытом с коллегами. Более того – у нас педагоги пенсионного возраста купили себе ноутбуки, работают в онлайн-режиме, и это приносит им удовольствие, - не без восхищения коллегами рассказывает Иван Васильевич.

Лозенко говорит, что качество преподавания онлайн улучшилось, и он это видит, "посещая" занятия коллег.

- Сейчас мы работаем хорошо, но в марте-мае… Я тогда провел анонимный опрос среди родителей и был поражен ответами, родители писали о некачественной подготовке некоторых учителей. Мы проводили онлайн-совещания, искали пути, как работать. Опыта нам уже достаточно, но опыт – это далеко не все, что нужно, - говорит Иван Васильевич.

Сложнее не детям, а учителям

Лозенко объясняет, что проблем было две – чисто технические и педагогические.

- Лето – это был огромный шанс подготовиться. Мы закупили шесть роутеров, которые охватывают два здания нашей школы, камеры, пусть и б/у, но рабочие. Нам выделили деньги, чтобы провести высокоскоростной интернет. Сейчас у нас два провайдера. Город нас не бросил, - говорит директор.

По его словам, куда важнее в дистанционном обучении – желание педагога работать.

- Кто хочет быть грамотным специалистом, учится. Я вот даже сейчас любому могу сбросить 10 онлайн-курсов о дистанционном обучении. У нас, например, есть учителя, которые болеют, но настолько любят своих учеников, что бесплатно на больничном общаются и проводят уроки. Поддерживают класс и держат руку на пульсе, - улыбается директор. – Да, дистанционное обучение не заменит живого общения – нельзя увидеть глаза, эмоции… Нельзя поддержать словом, как это бывает вживую. Качество обучения однозначно снижается. Конечно, дети, которые мотивированы, будут учиться при любом формате, но есть же и дети, родители которых только уходят на работу, а у ребенка вдруг не работает камера – кто знает, что он делает во время урока? Качество обучения разное, но этот разрыв можно преодолеть только качественной подготовкой учителя – ребенка нужно мотивировать, заинтересовать, дать им толчок. Вот такого учителя школьники закидают выполненным домашним заданием!

Для примера Иван Лозенко рассказывает о своем недавнем уроке – чтобы заинтересовать детей в немецком языке, нашел для них самую актуальную информацию о коронавирусе: детям понравилось!

- Сложнее не детям, а учителям – нужно больше и лучше готовиться, искать материал. Дети отдохнули за лето от дистанционного обучения, хотят учиться. Успешность дистанционного обучения – в руках учителя, детям легче перестраиваться, - считает директор лицея.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

За обучением онлайн - будущее

Эксперт в сфере образования и владелец частной школы европейского формата обучения "Гранд" Владимир Спиваковский выделил семь типов педагогов, которым не нравится дистанционное обучение.

"Одни говорят, что их этому не учили, и они не знают, что делать, боятся и не хотят. Другие считают, что онлайн – это явление случайное, недолговечное и быстро само отомрет, тогда зачем морочить себе голову. Третьи считают, что обучение онлайн вредно, карикатурно и не дает нужных знаний, что это профанация. Четвертые не готовы технически, так как у них нет нужного компьютера, интернета, видеокамеры, наушников и вообще никаких условий ни дома, ни в школе. Пятые не хотят менять свой налаженный образ жизни и выходить из зоны комфорта. Шестые обнаружили, что в онлайн к учителям более высокие требования. Нужно готовить видеоролики, сжатые конспекты, уметь филигранно оперировать зумом, вайбером, почтой. А это напрягает. Седьмые расстроились, что нужно выполнять дополнительную работу", - отметил Владимир Спиваковский на своей странице в Фейсбуке.

По его словам, за обучением онлайн - будущее, поэтому хочет педагог или нет, овладеть навыками работать дистанционно придется всем учителям.

"Сейчас наступила информационная эпоха. И кто из учителей быстро перестроится на новые "рельсы", тот будет "молодец". Потому что переход на новые информационные технологии – неизбежен", - считает Владимир Спиваковский.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мама разновозрастной тройни из Марганца: Мы нашли настоящего папу

Малышкам Лике, Стеше и Злате, которых Алена Седова родила с разницей в 38 дней, исполнилось пять лет.