Спасатель о пожаре в больнице Запорожья: Жесткие проверки в Украине прошли лишь один раз

Почему мы раз за разом наступаем на одни и те же грабли.

061.ua

Ночной пожар в Запорожской инфекционной больнице, где лечили больных COVID-19, унес жизни четверых человек: трех пациенток и молодого врача-анастезиолога.

Огонь вспыхнул на первом этаже в одной из палат реанимационного отделения и охватил, казалось бы, не так много - 20 квадратных метров. Но этого оказалось достаточно для трагедии.

Не так страшен огонь, как дым

Восьмерых пациентов пожарным удалось спасти. А ведь это лежачие больные, которые подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ), находящиеся в полубессознательном состоянии.  

- Эвакуировать ходячих всегда легче. Достаточно одного, максимум двух бойцов, чтобы вывести одного человека. С лежачими беда, их нужно вытаскивать либо на носилках, либо на простынях, а для этого нужно больше людей, - объяснил "КП" в Украине" один из киевских пожарных на условиях анонимности. - В запорожской инфекционке горел первый этаж, но весь дым поднимался на самые верхние этажи. Видимость там близка к нулю. Даже наши фонари не сильно помогают. А люди в панике ничего не видят, не понимают, что делать, лезут в шкафы и под кровати, где их еще труднее найти.  

Единственный плюс - персонал больницы всегда знает точное количество находящихся в здании.

Аппараты ИВЛ сильно нагреваются

По словам главврача больницы, все погибшие были подключены к ИВЛ. Да и сам пожар, по его словам, начался из-за взрыва швейцарско-итальянского аппарата ИВЛ марки "Гамильтон".

- У меня друг лежал в больнице с коронавирусом. У него в палате находились еще три человека на ИВЛ. Аппараты очень сильно грелись, в палате было жарко, несмотря на мороз за окном, - продолжает наш собеседник. - Ведь аппараты ИВЛ работают на нагрев кислорода до уровня температуры тела человека.

Легко ли может взорваться такой аппарат? С учетом того, что у него есть баллон, в котором находится кислород под высоким давлением, при термальном воздействии - запросто. Сила взрыва и мощь ударной волны не будет слишком огромной, но главная опасность тут не в этом. Происходит большое высвобождение кислорода, из-за которого пламя разгорается еще сильнее.

Опять же нагрузку на электросеть аппараты ИВЛ дают немалую. Она колеблется в диапазоне 300-800 ватт. А если в палате их три-четыре, суммарная нагрузка на электросеть может быть от полутора тысяч ватт. Это примерно, как в одном помещении включить сразу 6 пылесосов или 3 электроплиты.

- В больших городах с проводкой лучше. В местных бюджетах есть деньги на ремонты. А в малых проводку могут не менять с советских времен. И хорошо будет, если она 80-х годов и проектировалась на серьезные нагрузки. А если 60-х, то это настоящая пороховая бочка, - уверяет спасатель.

Эвакуировать лежачих больных сложнее всего: нужно несколько спасателей на каждого такого пациента. Фото: 061.ua

Как проводят проверки

После пожара в Запорожье власть наверняка даст очередную отмашку на проверку пожарной безопасности в больницах. Пока на месте проверяют лишь, как обстоят дела в тех больницах, где лечат коронавирус. Но вот рассказ о том, как проходят эти проверки.

- Да, инспектор придет. Найдет реальные проблемы, напишет рапорт с просьбой устранить недостатки. А вот что произойдет потом. Если речь идет о какой-то мелочи типа закрытого эвакуационного выхода - его откроют. Поставят огнетушитель куда надо. Но если обнаружат проблемы в проводке и попросят ее заменить или перестроить часть здания из-за того, что там перекрытия из дерева, соломы и глины, то это глухой угол.

Все мы знаем, что больницы финансируются из бюджета. Если денег нет, их и не будет. Никто не станет закрывать больницу, пока искры не посыплются на головы врачам. Да, когда-то, может быть, найдут деньги, поставят здание в план ремонта. Но когда это будет? К тому времени найдут проблему в другой больнице.

- Самые жесткие на моей памяти проверки в Украине проводили после того, как в Кемерово сгорел торговый центр "Зимняя вишня". Мы постоянно ездили и проверяли каждый гидрант, каждый кран, каждый выход, каждую лестницу и окно, - говорит пожарный. - Тогда проверки действительно провели масштабные. А сейчас, после одесских пожаров, все не столь серьезно. Но польза от них всегда есть. Хоть какие-то неполадки устраняем.

Не наказывать, а стимулировать

Тогда после "Зимней вишни" в Украине выявлены тысячи нарушений правил пожарной безопасности в торговых центрах. Но решение этих проблем растянулось на годы. Действующего механизма заставить частного предпринимателя принять меры по устранению недостатков - нет.

Доходит до абсурда и открытого беспредела. Яркий пример - пожар в одесском хостеле "Токио Стар". Пожарных инспекторов туда просто не пускали под предлогом смены владельцем формы собственности. Он уходил от проверки, понимая количество нарушений. В итоге отель-монстр забрал восемь жизней.  

- Нужно не карать штрафами и делать их драконовскими. Потому что получим на выходе коррупцию среди инспекторов. Они тогда возомнят себя богами, - рассуждает наш собеседник. - Нужно стимулировать улучшение пожарной безопасностью путем каких-то льгот или вознаграждений, если говорить о частниках.

Что же касается государственных учреждений, то здесь необходимо вводить отдельную статью бюджета на пожарную безопасность, улучшая ситуацию на каждом объекте поэтапно. В условиях тотальной нехватки денег в стране такая мера может помочь шаг за шагом минимизировать риски.

После пожара в Запорожье проверят другие больницы. Фото: 061.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Знакомые погибшей в Запорожье врача-анестезиолога: Она выполнила свою миссию - до последней минуты пыталась спасти пациентов