Экологическая катастрофа в Донбассе: точка невозврата пройдена

Заброшенные шахты, скопления метана, неконтролируемая капсула шахты "Юнком", где проводились ядерные испытания, - далеко не полный перечень проблем с экологией, с которыми сегодня сталкивается регион.

Фейсбук

Донбасс всегда был одним из тех регионов, которые принято называть экологически неблагополучными. Местные шахты, химзаводы, металлургические и машиностроительные предприятия отводили заботам об окружающей среде едва ли не последнее место, сосредоточившись на добыче и производстве. В воздух летели вредные вещества, в природу сливались стоки неочищенных вод, отходы производств не утилизировались современными методами.

До начала военных действий экологам и экоактивистам удавалось понемногу воздействовать на руководство предприятий, требуя от них принимать хоть какие-то меры по защите окружающей среды. Не без задержек, но на заводских трубах менялись фильтры, воду очищали по современным методикам, за терриконами, особенно тлеющими внутри, приглядывали.

С 2014 года на неподконтрольных территориях Донбасса активность "зеленых" сведена к нулю. Да, там высаживают клумбы и деревья, но это декоративные коммунальные акции, которые не имеют ничего общего с заботой об экологии. Закрытие и затопление шахт - вот что действительно убивает экологию и в скором времени может стать причиной страшных катаклизмов.

Вода идет наверх

О том, что Донецк, Луганск и прилегающие к ним города и поселки могут провалиться под землю из-за подтопления шахтными водами, говорилось не раз и задолго до войны. Криком украинские экологи начали кричать с 2018 года, когда "власти" неподконтрольных территорий стали массово закрывать шахты, особо не вникая в технологические тонкости этого процесса. Как итог - шахтные выработки начали заполняться подземными водами.

- Пройдена точка невозврата, и повернуть процессы вспять практически невозможно! - говорит доктор технических наук, глава Центра эколого-ресурсного восстановления Донбасса Государственной экологической академии последипломного образования и управления Виктор Ермаков. - Десятки шахт в ОРДЛО прекратили свою работу и затапливаются уже несколько лет. Подземные воды уже перешли нулевую отметку и начали подниматься ближе к поверхности. Потом на поверхность начнет выходить газ метан, который выталкивается водой наверх из подземных трещин. После этого начнется проседание земной поверхности из-за того, что породы (пласты в земной коре), условно говоря, начнут размокать.

Для того чтобы примерно представить себе картину ближайшего донбасского будущего, можно вспомнить случай в Донецке в июне 1981 года. Фундамент одного из домов в центре города подмыли поднявшиеся шахтные воды. В ночь на 21 июня дом внезапно дал осадку, часть здания обвалилась. Были разрушены десятки квартир, погибли, по разным данным, от 6 до 18 человек. При этом, как сообщали очевидцы трагедии, за несколько лет до катастрофы жители дома писали во все инстанции жалобы о том, что в подвалах дома стоит вода…

Сейчас в Донецке вода не только стоит в подвалах, но и течет по улицам - дончане сообщают о многочисленных порывах коммуникаций, давно не видевших обновления. Ремонтных бригад не хватает, ручьи воды текут неделями, при этом жильцы домов могут сутками оставаться без водоснабжения в квартирах. Из-за дисбаланса водной системы региона небольшие реки начали пересыхать, вода ушла из колодцев, водоемы превращаются в болота.

Снизу вода и пустоты шахтных выработок - сверху вода и перепады температур. Ожидать катастрофы от такого взаимодействия можно в любой день, в любую минуту…

Шахта "Юнком": стабильно опасно

Такое отношение "властей" ОРДЛО заставляет задуматься: неужели они не понимают всех последствий?

Доктор технических наук Виктор Ермаков. Фото: Фейсбук

- Понимают, конечно, - считает Виктор Ермаков. - Но, как говорится, они ловят рыбу в мутной воде. Когда бесконтрольно проводятся различные мероприятия, когда вокруг неразбериха, то под шумок можно и металл на шахтах порезать, и обогатиться. Также у них нет денег на эксплуатацию этих шахт, на их реструктуризацию, то есть закрытие. Сейчас на неподконтрольной территории затапливаются 26 (!) шахт. На подконтрольной, к примеру, в Луганской области шахта "Золотое" прекратила добычу угля, потому что расположенная в так называемой "ЛНР" шахта "Голубовская" прекратила откачивать воду, из-за чего на "Золотом" уровень подземных вод поднялся и угрожает подтоплением зданий и оседанием поверхности.

Особую тревогу у жителей региона и всей Украины вызывает состояние старой шахты "Юнком" под неподконтрольным городом Енакиево. В апреле 2018 года по приказу "властей ДНР" из шахты была прекращена откачка воды.

Напомним, именно здесь в сентябре 1979 года был проведен эксперимент "Кливаж" - ядерный взрыв на глубине 903 метра, который должен был снять напряжение в горном массиве и снизить вероятность внезапных выбросов метана. Мощность взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила, а место эксперимента было забетонировано в капсулу. Подземные воды активно откачивались, чтобы не допустить длительного взаимодействия воды и бетона, повреждения капсулы и выхода радиоактивного загрязнения в воду, а потом и на поверхность.

В 2017 году "власти ДНР" вместе с россиянами, как следует из их заявления, провели обследование места взрыва и приняли решение отключить на шахте "Юнком" водоотлив и перевести ее в стадию "мокрой консервации". По сути - затопить. Почему-то была высказана уверенность, что низкая скорость затопления "скорее всего" не нарушит целостность капсулы и "не должно" привести к проседанию почвы и выходом радиоактивных вод на поверхность.

Удивительно, что "специалисты ДНР" проигнорировали тот факт, что во время обследования капсулы в 1989 году там уже были зафиксированы участки разрушения. Ну и предположения их не оправдались - уже известно, что скорость затопления многократно превысила расчетную и процесс стал неуправляемым.

- Шахта "Юнком" затапливается полным ходом, - говорит Ермаков. - И неизвестно, когда и какого качества вода выйдет на поверхность. В шахтный ствол уже никто опуститься не может, чтобы там посмотреть. Физически это невозможно, и туда никого не пускают. Можно было бы сделать какие-то предпрогнозные материалы, какой-то мониторинг ситуации, но у нас нет расчетных материалов - они все в России. А РФ категорически отказывается отдавать нам эти материалы еще с советских времен. Сначала они были под грифом "секретно", а сейчас россияне предлагают Украине обращаться за ними непосредственно к так называемым "ДНР" и "ЛНР". В самих же непризнанных "республиках" утверждают, что "ситуация на "Юнкоме" стабильна и находится под постоянным контролем специалистов".   

Разрушение не исключается

В исследовании кандидата технических наук, доцента кафедры экологической безопасности Государственной экологической академии последипломного образования и управления Оксаны Луневой можно найти некоторые прогнозы масштабов бедствия, ожидающего регион, если не будут приняты экстренные меры по противодействию.

"Затопление горных выработок ("Юнкома". - Ред.) может привести к накоплению в подземных водах радионуклидов с возможным гидравлическим выносом их на земную поверхность или в поток грунтовых вод… При дестабилизации системы и отсутствии дополнительных мер не исключается разрушение объекта с выходом радиоактивно загрязненных шахтных вод в подземные водоносные горизонты  со скоростью 300 куб. метров в час", - утверждает эксперт.

Еще одним источником повышенной опасности Оксана Лунева в своих исследованиях называет шахту "Александр-Запад", которая находится в неподконтрольной Горловке. Предприятие в стадии ликвидации сбрасывает шахтные воды через реки в Азовское море. Откачку воды в шахте прекратили в 2017 году.

"Затопление шахты может привести к затоплению окружающих территорий, повлиять на уровень подземных вод, стать причиной проседания грунта. В результате могут быть повреждены здания и сооружения, в частности - сети водоснабжения, подземные газопроводы, канализационные и водопроводные системы. Кроме того, затопление шахты приведет к загрязнению подземных и поверхностных вод железом, хлоридами, сульфатами, другими минеральными солями и тяжелыми металлами", - резюмирует ученая.

Подземные воды не знают границ, и не исключено, что головная боль от затопленных шахт Донбасса может появиться не только у украинцев, но и у россиян. Не придерживается географии и газ метан, который циркулирует по подземным выработкам, может выйти на поверхность и взорваться при определенных условиях (например, попав в здание и смешавшись с воздухом в концентрации от 6 до 17%). Случаи эти не редкость, и не только в Донбассе - о том, как из-за взрыва газовоздушной смеси взлетают на воздух дома с людьми, рассказывают в новостях из разных стран мира.

Шахта "Юнком" сейчас находится в состоянии затопления. Фото: karachun.com.ua

Отравленные земля и воздух

Кроме воды, беда в Донбасс может прийти и из воздуха. Он насыщен токсичными и серными газами от разорвавшихся боеприпасов. Каждый дончанин с легкостью покажет, где в его районе ближайший полигон, на котором боевики упражняются в стрельбе, а окраины города слышат вовсе не тренировочную стрельбу почти ежедневно.

Нет покоя и земле, в которой находятся сотни снарядов и осколков от них. Донбасс стал одним из самых заминированных регионов в мире, и поэтому трудно говорить о полноценном ведении сельского хозяйства и рекультивации земель, если трактор может в любой момент наехать на неразорвавшийся снаряд или осколок. Плюс к этому - тяжелые металлы, которые попадают в почву, а затем - в организм человека, вызывая поражения чуть ли не всех его систем и органов.

Вырубка деревьев - еще одна масштабная экологическая катастрофа. Под предлогом кронирования и санитарной вырубки идет планомерное уничтожение зеленого массива.

- Года три назад мы видели, как вырубаются деревья вдоль Макшоссе - дороги, ведущей из Донецка в Макеевку. Вырубались многолетние, но далеко не старые и не больные тополя. Ни о какой санитарной вырубке и речи не шло - там работали десятки человек с символикой "МЧС". Когда местные жители стали выяснять, зачем убивать деревья, сначала была высказана версия о том, что деревья нужны для крепи в шахтных выработках. Но это же поселок шахтеров, там знают, что тополя для шахтной крепи не особо подходят. Потом уже стало известно, что деревья пошли на строительство блиндажей и укрепление окопов, - рассказал "КП" в Украине" житель Донецка Александр. - От них остались только пеньки. А корни этих деревьев уплотняли грунт, ведь под Макеевкой все изрыто шахтами…

В Донецке предвестников грядущей катастрофы предостаточно. Взрывы на шахте имени Скочинского. Нестерпимо воняющая хлором вода из-под кранов либо странная жидкость коричневого цвета. Затопленные подвалы, которые могут показать, например, жители поселка шахты "Октябрьская", затопленной одной из первых. Плохо оттираемый с окон жирный налет, который, как предполагают горожане, появился во время активных боевых действий и связан с выбросами в воздух от разорвавшихся боеприпасов. Нелегальные когда-то, а теперь гордо называющиеся "малыми предприятиями" шахты-копанки, которыми изрыты многокилометровые территории под Торезом и Снежным. В совокупности все это - бомба замедленного действия, таймер на которой тикает все громче, но его слышат только те, кому некуда бежать из оккупированных городов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Затопление шахты "Юнком" в Донбассе грозит экологическим бедствием не только Украине