Издатель: Гонорар автора учебника меньше, чем у кассира в супермаркете

В чем проблема украинских школьных пособий и как борются с тем, чтобы в них не было глупостей и ошибок.

Фото: архив «КП»

Каждый год в Украине печатают новые школьные учебники. В этом году по новейшим пособиям будут заниматься ученики 3-х и 7-х классов: для младших школьников вышли 84 оригинальных учебника, для семиклассников – 47. В следующем году издадут учебные пособия для 4-х и 8-х классов, конкурс для проектов уже объявлен. Тем временем группа народных депутатов подготовила законопроект с требованием улучшить качество учебной литературы.

Три эксперта решают судьбу учебника

Одной из причин низкого качества учебников специалисты в области образования называют экспертизу материалов. По словам исполнительного директора "Национального образовательного сообщества" Дмитрия Гамаша, судьбу пособия, которое появится или не появится в классе, решают всего три человека.

- Требования к людям, которые хотят стать экспертами, небольшие. Если говорить об эксперте для учебников начальной школы, то он должен работать в школе, должен подтвердить, что у него есть документ об педагогическом образовании и предоставить справку с места работы. Эти документы отправляются вместе с анкетой и резюме. В организации, которая занимается экспертизами, проверяют, действительны ли документы, после этого кандидатов делят на группы - читать проекты учебников, которые поданы на конкурс. Распределяют, кто и что будет читать, не автоматически, а в ручном режиме. Никто не имеет права знать фамилии экспертов, на их выбор невозможно повлиять, - говорит Гамаш.

То, что систему нужно менять и увеличивать количество и качество экспертизы, говорит и Виктор Круглов, гендиректор издательства "Ранок" печатающего учебники.

- Как конкурс проводится: авторы пишут, потом три человека оценивают – допустить учебник к выбору учителей или нет. У нас были случаи, когда эксперты были против учебника, мы выигрывали апелляцию, а потом учителя 152 тысячи экземпляров по всей стране заказали, хоть экспертам он не понравился, - говорит издатель.

По его словам, государству стоит изменить также модель закупки учебников, вкладывать больше денег в разработку материалов, дать возможность всем учителям выбирать учебный контент самостоятельно. Это будет один из главных рычагов влияния на авторов и издательства, чтобы они работали качественно.

- Учебник печатается на 5 лет, его уже нельзя изменить, но у учителя есть возможность в следующем году выбрать другое пособие. Включается конкуренция, и издательство, которое издает некачественный контент, поплатится тем, что его учебник не выберут, - видит решение проблемы Виктор Круглов.

Автору выгоднее быть репетитором

Ну, а об учебниках, в которых помимо книги есть мультимедийные файлы и приложения, большинству школьников приходится только мечтать.

Виктор Круглов считает, что государство должно вкладывать больше денег в современные учебники. Фото: Фейсбук

- Во всем мире издательства учебного контента, кроме обычной бумажной книги, разрабатывают и практическое пошаговое пособие для учителя - как преподавать предмет, есть электронные приложения. Мы тоже стараемся это делать, но в полной мере это осуществить нельзя. Цена учебника, по которой у нас в издательстве их закупает государство, ровна двум чашкам кофе – 41 гривна. Это очень мало, ведь больше 90% суммы идет только на печать и бумагу. По интеллектуальной составляющей мы не можем делать большой комплекс, на это просто не хватает денег, - рассказывает Виктор Круглов.

По этой же причине грамотные авторы отказываются работать над учебниками.

- Мы же хотим привлекать только самых лучших, но гонорар – меньше 1% стоимости учебника, который пишется полтора-два года. Выходит, что гонорар автора меньше, чем у кассира в супермаркете зарплата. Автору выгоднее набрать учеников и готовить их к ВНО, чем сидеть над учебником, - объясняет Круглов. - Мы авторов привлекаем лишь тем, что их работа важна для детей и государства, материальной выгоды для них нет. Большинство школ могут выбирать учебники, но как мотивировать учителей отказываться от работы по старым схемам? Это же нужно заново готовиться, переключиться, нужно тратить силы. Учителя тоже не мотивированы, поскольку нет дополнительного материала для них.

Вопрос дискриминации

Ошибки в фактах, иллюстрациях и утверждениях - не единственная проблема школьных учебников, говорит Татьяна Дрожжина, эксперт по недискриминации образовательного контента. Она вместе с коллегами уже три года просматривает проекты учебников, чтобы очищать материалы авторов от того, что точно нельзя вбивать в головы школьников – убеждения, которые дискриминируют людей по разным признакам. По ее словам, чаще всего авторы учебников дискриминируют своих читателей по признаку пола.

Татьяна Дрожжина помогает очищать учебный контент от оскорбительных и неуважительных стереотипов. Фото: Харьковский пресс-клуб

- Еще несколько лет назад мы открывали учебник и видели там "Уважаемый ученик", а учениц у нас нет? Ребенок открывает учебник, видит задание – "Расскажи, какие изменения произошли с младенцем", а на рисунках только мальчики, словно девочки не растут. Еще очень характерный пример из букваря - рисунок семьи и подпись: "У Нины яблоко, у мамы цветы, у папы – мама и Нина". Это вообще как? Кто они по отношению к папе - предметы? Или пример из учебника истории. Фото основателей Союза освобождения Украины, на фотографии половина людей - женщины, но в подписях у фото, кто есть кто, лишь мужчин перечислили, - разводит руками Татьяна Дрожжина.

По словам эксперта, следом за дискриминацией по полу часто авторы учебников могут себе позволить допустить фразочки "раб-негр", охарактеризовать евреев как "мошенников и вымогателей", назвать ромов "цыганами" и так далее. Встречается в проектах пособий и такое, когда в теме о правилах написаний иностранных фамилий в примерах пишут почему-то лишь русские, а в параграфе о главных законах Украины размещают рисунок Библии рядом с Конституцией.

- Встречается и дискриминация в учебниках по месту проживания: в городе все гуляют и отдыхают, село – все работают. Тут же комментарий: "два мира, сельский – гармоничный и прекрасный, городской – противоестественный и суетливый". Это вообще о чем? Читаем и смеемся. Часто встречается дискриминация по возрасту. Если речь о пенсионерах – это всегда немощные, несчастные люди, которые сидят и ничего сами не могут, но обязательно мудрые! Во-первых, мы прекрасно знаем, что не все люди в возрасте мудрые, во-вторых, пенсионеры часто ведут активный образ жизни. Зачем так утрировать? Нельзя эти "усатые" стереотипы пускать в учебники, чтобы следующие поколения несли их дальше, - уверена Татьяна Дрожжина.

По ее словам, если до того, как эксперты стали вычитывать учебники, вопросами недискриминации озадачивались всего 2% авторов учебников, то сегодня недискриминационным подходом пользуются уже 54%.

Напомним, о том, что со школьными учебниками не все слава богу, говорила еще бывшая и.о. министра образования Анна Новосад, когда пользователи соцсетей обнаружили на страницах учебника по истории голливудского актера Киану Ривза. Также внимательные родители находили в учебнике по географии для 6-го класса вымышленную карту из компьютерной игры, а сами школьники в учебнике по тому же предмету для 11-го класса – утверждение, что в году 356 дней. Не остался незамеченным и ляп, когда на сборнике работ Ольги Кобылянской появилось фото… Марко Вовчок.

Фото: архив Татьяны Дрожжиной
Фото: архив Татьяны Дрожжиной

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дипломы по "Укрпочте" и безбожное списывание: как университеты пережили "удаленку" и к чему готовятся