Белорусы о протестах в стране: днем все спокойно, а вечером начинается совсем другая жизнь

На первый взгляд – все, как обычно: продуктов в магазинах хватает, транспорт ходит, а рестораны забиты. Но полно милиции.

Фото: REUTERS?

"Мой телефон прослушивается"

Утром, 12 августа в Беларуси наконец-то появился интернет, который начали отключать уже во время выборов в воскресенье, 9 августа. А в связи с массовыми протестами из-за официальных заявлений о победе Александра Лукашенко, отсутствие связи помогало силовикам контролировать ситуацию. Поэтому общаться с белорусами можно было лишь по телефону. Как оказалось, в эти неспокойные дни жизнь идет своим чередом.

- Утром – на работу, вечером – в магазин и домой, - так описал день своей семьи минчанин Сергей.

Мужчина работает на крупном предприятии. Каком именно – попросил не уточнять. И начал наш телефонный разговор с предупреждения: ни слова о политике.

- Мой телефон на 100% прослушивается, - объяснил Сергей. – Сейчас работает только телефонная связь, потому что с воскресенья интернет и все мессенджеры отключены. При этом ни я, ни моя семья не принимаем участия в этом "молотилове". Я запретил своим родным вечером вообще показываться на улице.

- Потому что в вечернее время проходят массовые беспорядки? – спрашиваем.

- Именно так. Днем в городе спокойно, - говорит мужчина. – Автобусы курсируют, метро работает, люди спешат на работу. Все магазины открыты, никакого дефицита или огромных очередей нет. На летних террасах ресторанов отдыхают люди, работают и кинотеатры, детские сады. На первый взгляд все, как всегда, живем, как и жили. Но вечером… А вечером начинается совсем другая жизнь…

Волнения начинаются в центре Минска когда заходит солнце. Фото: REUTERS​

По квартирам от страха не прячутся

Жительница Минска Ирина сначала отказалась общаться с нами. Объяснила, что работает в госструктуре, боится… Но услышав, что разговор будет только о бытовой стороне жизни во время беспорядков, согласилась ответить на несколько вопросов.

- На работу как ездила, так и езжу, - говорит Ирина. – Младший ребенок ходит в детсад, старший – в бассейн и на английский. То есть и кружки, и спортзалы, и детские учреждения работают. К сожалению, сейчас отключен интернет. Вот Всемирной сети действительно не хватает. Связь с миром только по телефону. Но чтобы вы понимали: днем в Минске спокойно. Только патрулей милиции даже в нашем спальном районе стало намного больше. В центр стараюсь не заезжать. Именно там митингуют. Сразу скажу, я в этом не участвую.

Ирина уточнила, что на работе со всеми сотрудниками был разговор. И женщине, и ее коллегам запретили принимать участие в любых забастовках. Но, по словам минчанки, никто из ее знакомых и не побежал бы на баррикады.

- Меня тоже много что не устраивает в политике страны, но пока что кого-то другого на месте Лукашенко не вижу, - подчеркнула женщина.

- В связи с акциями протеста все ли магазины открыты? Товаров хватает? – спрашиваем.

- Бацька не допустит дефицита, - смеется в телефонную трубку. – В магазинах все есть. А вот очередей нет. Но я все же небольшой продуктовый запас для своей семьи сделала. На всякий случай купила пару дополнительных пачек круп, несколько банок консервов. Пусть будет, не пропадет. Своим родителям отвезла мешок муки, пару пачек соли, спичек. И успокоительное. Они у меня еще помнят повальный дефицит при Союзе и в 90-х, очень переживают по поводу нынешней ситуации в стране. Я же уверена, что до нехватки продуктов в магазинах дело не дойдет.

В ходе разговора женщина еще раз подчеркнула: акции протеста проходят только в центре города и с наступлением сумерек. А в спальном районе, где живет семья Ирины, люди даже вечером отдыхают на лавочках у подъездов, на детских площадках много детей. Никто по квартирам от страха не прячется.

- Правда, на днях был неприятный случай: мне прокололи все колеса в машине. Кто это сделал – ума не приложу. Но связываю эту неприятность с тем, что я госслужащая, поддерживаю Лукашенко и не хожу на баррикады.

К сожалению, на этих словах телефонная связь с Ириной прервалась. Чуть позже телефон уже был отключен.

Напряжение чувствуется в воздухе

А вот жительница Бобруйска Анна в телефонном разговоре с "КП" в Украине" не сдерживала эмоций. Несмотря на повальную прослушку телефонов, женщина сразу же сказала: ходила и будет ходить на баррикады.

- Утром иду на работу, а вечером - в центр на площадь, на акцию протеста, - говорит. – Но митингующих быстро разгоняют "космонавты" (полицейские в спецобмундировании. – Авт.), хватают всех, кто под руку попадется. Страшно… При этом все учреждения работают, как и раньше. Но напряжение чувствуется в воздухе.

Всхлипывает в трубку. Говорит, обидно до слез, потому что людей на баррикадах очень мало, в основном молодежь. Остальные жители города продолжают делать вид, что все в порядке.

- Большинство людей живут, как и жили: магазины, салоны красоты, театры открыты и работают. Белорусы живут мирно, а полки ломятся от товаров - так думают многие. Соотечественники "галочку" в бюллетене поставили - и все, считают, что долг перед Родиной выполнили.

Анна уточняет: акция протеста проходит только в центре Бобруйска. Именно там много милиции. Правда, сейчас и остальные улицы активно патрулируют милиционеры.

А еще Анна рассказала, что ее сын, который последние пару лет живет в Москве, выстоял 9 часов в двухкилометровой очереди у белорусского консульства. Хотел проголосовать. Но не успел, перед его носом двери учреждения закрыли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Майдан в Минске: Беларусь - не Украина