Согласно принятому 15 июля постановлению №3809, 25 октября должны пройти выборы депутатов местных, районных, областных советов, районных в городах советов, сельских, поселковых, городских голов. Вроде бы, все предельно ясно. Проголосовать-то проголосовали, но осталось очень много открытых вопросов. Если копнуть глубже, то упираемся в юридическую и практическую коллизии. Итак…
Выборы в ОТГ…
Сейчас в Украине меняется административно-территориальное устройство. И 25 октября пройдут по сути два вида выборов. Очередные - в существующих территориальных единицах и первые - в новосозданных административно-территориальных единицах. Разница в следующем…
- Очередные местные выборы назначаются постановлением Верховной Рады. А первые местные выборы – назначает ЦИК, - объясняет народный депутат, член профильного парламентского комитета Татьяна Плачкова.
С 2016 года в Украине проводится реформа децентрализации, то есть объединения нескольких населенных пунктов в территориальные громады (ОТГ). Процесс худо-бедно шел пока нынешняя власть не решила ускорить процессы. В феврале этого года депутаты отобрали у облсоветов полномочия по согласованию границ ОТГ и передали их Кабмину.
Правительство достаточно быстро "нарисовало" перспективные планы объединений. И по-хорошему эти планы нужно передать в ЦИК, чтобы тот назначил выборы в новых территориальных единицах.
Однако половина таких ОТГ существует только на бумаге! На практике никакого объединения не произошло. Кого теперь выбирать – глав нескольких советов или главу ОТГ? Однозначного ответа на этот вопрос нет ни у кого, депутаты переводят стрелки на ЦИК.
- Обратите внимание на такой нюанс - в Конституции нет понятия ОТГ! Поэтому будущие выборы в объединенных территориальных громадах проводятся в разрез с Основным законом страны. И фактически любая несогласная с итогами волеизъявления сторона, сможет оспорить законность, конституционность выборов в ОТГ, - анализирует Татьяна Плачкова. И добавляет - депутаты совершили ошибку, когда не смогли провести необходимые изменения в Конституцию, чтобы децентрализация не выходила за рамки правового поля.
Выборы в райсоветы…
На сегодня на карте Украины - 490 районов. Но правительство предлагает укрупнить . Решение об укрупнении своим голосованием должна завизировать Верховная Рада. Но депутаты отказываются его поддерживать, поскольку возникает много вопросов относительно рациональности такого укрупнения (но это тема для отдельной большой статьи).
- По состоянию на сегодняс, выборы назначены в существующие 490 районов. Если до выборов районы будут укрупнены, то тогда в новые райсоветы ЦИК назначит первые выборы, - разъяснил народный депутат, первый замглавы парламентского комитета по вопросам организации госвласти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Роман Лозинский.
"До выборов" - это не позднее 17 августа, выборы назначаются не позднее 70 дней до даты их проведения. И если районы укрупнят после 17 августа, то либо придется отменять назначенные Верховной Радой выборы, либо потом назначать новые, но уже в райсоветы укрупненных районов.
Выборы в облсоветы в Донецкой и Луганской областях…
Их назначат при условии вывода всех незаконных вооруженных формирований и военной техники, восстановления полного контроля Украины над государственной границей. В противном случае власть как и сейчас сохраняется за военно-гражданскими администрациями (ВГТ).
- Согласно принятому постановлению ВР выборов в Донецкий и Луганский облсоветы даже на подконтрольной Украине территориях, не будет. Объясняют это тем, что не вся область будет представлена. Погодите, а разве это справедливо – президентские и парламентские выборы можно там проводить, а на выбор местной власти жители тех территорий не имеют права. Это двойные стандарты!- говорит Татьяна Плачкова при этом указывая, что ВГА не могут подменять местное самоуправление.
А какие правила?
Окончательных избирательных правил еще нет. Вернее, есть, но депутаты хотят их поменять.
Что мы имеем на сегодняшний день. С 1 января 2020 года вступил в силу новый Избирательный кодекс. Он предусматривает две системы:
- партийная пропорциональная и открытые избирательные списки для городов с населением от 90 тыс;
- мажоритарная - для всех остальных городов.
Но депутаты хотят снизить в первом случае планку численности населения до 10 тысяч жителей. Если успеют проголосовать, то
- в местные советы населенных пунктов с численность до 10 тысяч человек, депутатов изберут по мажоритарной системе;
- свыше 10 тысяч – по пропорциональной с открытыми партийными списками.
Что такое открытые партийные списки? Избирателям предложат проголосовать за партию и указать номер кандидата из предложенного партией списка. Если избиратель забудет указать номер кандидата, то это будет означать, что он соглашается с очередностью размещения кандидатов в списке, который определила партия.
Кандидаты, которых отметили избиратели, имеют шанс подвинутся выше по партийному списку. Для этого им нужно, чтобы, во-первых, партия преодолела 5% проходной барьер, во-вторых, заручится поддержкой 25% (хотят понизить до 5%) от избирательной квоты (вычисляется соотношением между количеством всех избирателей на округе и фактически проголосовавшими).
Выборы мэров городов, с населением свыше 90 тысяч пройдут в два туры или в один (если кандидат заручится поддержкой 50%+1 голос).
Какой залог?
Депутатам предстоит еще определиться с денежными залогами для кандидатов в депутаты и главы городов, поселков, старост ОТГ. В апреле народные депутаты в первом чтении проголосовали за законопроект, которым предусматривается 9 кратное уменьшение денежного залога.
Сейчас действует формула - 4 минимальные зарплаты, умноженные на каждые 10 тысяч избирателей.
Хотят - 4 "минималки" умноженные на каждые 90 тысяч избирателей.
В селах и городах с населением до 90 тысяч денежный залог не требуется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кто из "слуг" метит в мэры: "рабочая баба", Михо и "квартальщик"