Национальная общественная телекомпания Украины (НОТУ) решила убрать из эфира UA: Перший утреннее шоу "Доброго ранку, Країно!". Коллектив программы такой шаг называет пилотным проектом сворачивания свободы слова. Сложившуюся ситуацию "КП" в Украине" обсудила с ведущей "Доброго ранку, Країно!" Татьяной Тереховой.
"Проблемы начались внезапно"
- Таня, что у вас случилось? Что происходит внутри телекухни?
- На самом деле, ничего нового. Сегодня повторяется ситуация двухлетней давности. Тогда, к нам в программу "Доброго ранку, Країно!" пришла Юлия Тимошенко и рассказала о трех вариантах сценария Петра Порошенко остаться при власти.
После эфира мы тут же получили гневные звонки и реплики на тему того, что это неприемлемо, и нас начали закрывать.
- Реплики от руководства НОТУ?
- Именно. На нас начали давить непосредственно переговорщики – люди, которые занимаются надзором и контролем тех, с кем подписываются договора.
После этого мы обратились к коллегам, общественности и, конечно же, вопрос решался в судебном порядке. Тогда нам удалось отстоять свободу слова, и мы продолжили вещание. В прошлом году все было мирно и спокойно, мы переподписали договор.
В эфире 23 мая мы детально анализировали ситуацию с международной коррупцией, в которую оказалась втянута Украина. В частности, мы дали в эфире материалы нашумевшей пресс-конференции, на которой были обнародованы записи телефонных разговоров экс-президента Украины Петра Порошенко и экс-вице-президента США Джо Байдена.
И тут начались проблемы! Очень важно - это случилось внезапно! До эфира 23 мая у нас пару месяцев шли активные переговоры с НОТУ о том, как мы выстраиваем дальнейшее вещание: как будет выходить реклама, в каких блоках, как мы размещаем промо.
- И речь о закрытии проекта вообще не шла?
- Вот именно! До этой пресс-конференции все было в обычном рабочем режиме. А на следующий день, после анализа записей разговоров Порошенко и Байдена в нашем утреннем эфире, нашего представителя срочно вызвали в НОТУ, и уже там сообщили, что программу закрывают.
Так и сказали: "Конференция 23-го числа была "последней каплей"!".
Вот так, собственно, все и произошло…
И сразу тут хотела бы подчеркнуть, что это канал, который содержит народ Украины, благодаря уплате своих налогов, и он существует для того, чтобы рассказывать людям об общественно-важных вещах.
В наших утренних эфирах мы всегда поднимали различные темы, которые волную всех украинцев: обсуждали медицинскую реформу, образование, пенсии, субсидии, как меняются цены на продукты, и,конечно же, тарифы.
В эфире всегда присутствовали представители разных фракций, партий, политических сил, различные эксперты с диаметрально разными позициями. Во-первых, мы как журналисты, понимаем, что дискуссия и спор в эфире всегда вызывают интерес, и это позитивно сказывается на рейтинге. Во-вторых, это баланс мнений, ведь должно быть, как минимум, две стороны.
Сегодня давление на нас вышло за все разумные рамки. Сейчас, когда в нашем утреннем эфире идут новости с президентом или депутаты обсуждают текущую ситуацию в стране, профильные эксперты говорят, например, о нововведениях в правилах дорожного движения, UA: Перший пускает бегущую строку под нашим эфиром с фразой о том, что, мол, не верьте тому, что сейчас видите.
Сейчас нас поддержали депутаты большинства фракций. Они подписали обращение и выразили свою поддержку проекту "Доброго ранку, Краïно!". Точно так же, как и Комитет ВР по свободе слова: направлено обращение президенту с просьбой поддержать коллектив программы – речь идет о сохранении почти сотни рабочих мест.
|
"Не страшно, когда знаешь, что правда на твоей стороне"
- Программу снимает отдельный продакшн, компания "Эра"?
- Да, мы не связаны с Общественным, это ТОВ "Эра-медиа", отдельный продакшн "Доброго ранку, Країно!" – мы производили эту программу по договору.
- Думали, что дальше? Снова будете в суд подавать?
- Единственный инструмент на данный момент – это общественный резонанс. Потому что журналистов обычно защищает только общество. И власть реагирует только на возмущение общества. Чаще всего, к сожалению, это происходит уже слишком поздно, когда точка невозврата уже пройдена.
- Вы остро вступили в борьбу? Не страшно?
- Не страшно, когда ты точно знаешь, что правда на твоей стороне, и точно понимаешь, что у оппонентов нет достойных контраргументов. "Эра" в украинском эфире уже фактически 20 лет. И о нашем качестве само за себя говорит сотрудничество с международными проектами.
Нам совершенно не страшно, мы уверены в нашей правоте, и мы это делаем для тех людей, которые каждое утро просыпаются и смотрят нашу программу. Для нас это самое главное.
- Читала, что вместо программы хотят пустить мультики. Это так? Или это образно говоря?
- Нет, это не шутка и не образное выражение. У НОТУ, по их словам, нет денег на свое производство. При этом, они получили только в 2020 году из украинского бюджета 1,5 миллиарда гривен. Страшно даже выговаривать такую цифру! И при таком финансировании они не будут делать никакой развлекательно-информационный контент, вместо нас они просто запустят мультфильмы.
- Кому эта ситуация может быть выгодной?
- Эта ситуация не выгодна никому. В данном случае проигрывают все. Но больше всех - украинский зритель!
- Со стороны политиков наездов не было?
- Нет, не было.
- Может, кого-то приглашали, а кто-то упорно не приходил?
- Например, к Ульяне Супрун было невероятное количество вопросов по ее медицинской реформе. Она не приходила. Мы не просто в эфире критиковали или обсуждали, мы с радостью были готовы услышать ее позицию и принять ее аргументацию. Но она не приходила.
Но это единичный случай. У нас было много министров, практически все приходили. Могли быть резкие дискуссии, но не было тех, кто обижался. По крайне мере, не могу вспомнить.
"Это показательный сигнал всем медиа"
- Не думаете, что закрытием программы бьют по почетному президенту "Эра-медиа", народному депутату и вашему отцу Андрею Деркачу?
- Не могу так сказать. По нему это не ударит.
- Есть у вас любимый эфир?
- Одного выделить не могу. Все хороши по-своему, потому что очень разный спектр тем. Тут ты обсуждаешь реформу прокуратуры, там – субсидии, ВНО, как изменился в цене борщевой набор, какой отвар из каких трав омолаживает организм. Сейчас могу поддержать дискуссию на любую тему. Надо мной даже друзья смеются: будь то посадка цветов, будь то приготовление масок в домашних условиях – я всегда знаю, что сказать. Не говорю уже про политику и экономику, здесь у меня профильное образование и постоянный опыт работы.
- Как родные поддерживают? Что советуют?
- А что тут посоветуешь? Желают только сил и продолжать бороться. Близкие ведь понимают, за что, собственно, борьба. Мы же говорим не только о частном случае, о себе, мы же хорошо понимаем, что это не частный случай. Это нарисовавшийся тренд, когда неугодных легче выключать, ничего не объясняя, не разъясняя, не вникая.
Попытка закрыть "Доброго ранку, Країно!" - это пилотный проект по сворачиванию свободы слова в Украине. Это показательный сигнал всем медиа: сидите тихо, показывайте, что нужно, иначе - закроем! Вот еще одна причина, по которой мне очень важно поднять эту тему, чтобы дальше не было подобных попыток.
- Когда официально заканчивается ваш контракт?
- Контракт до 11 июля.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
О Супервумен, Капитане Америка, Халке и Бэтмене
- Поздравляя сына с Днем рождения в феврале вы написали: твои Халк, Капитан Америка и Супервумен. Я теперь так понимаю, что Супервумен – вы? Кто Халк и Капитан Америка?
- В том контексте Супервумен была моя дочь Полина, я - Капитаном Америка, а муж Халком (Иван Литвин, сын политика Владимира Литвина. – Авт.). Сын очень увлекается супергероями, хотя еще очень маленький, не смотрел взрослые и страшные фильмы Marvel. Он просто понял, что у супергероев есть суперсила, они могут делать какие-то необычные хорошие дела и невероятно их полюбил. Поэтому мы решили сделать ему такой сюрприз –в День рождения утром все оделись в костюмы супергероев – я, муж и дочка – и поздравили его. При этом он обожает и сами костюмы!
- А он какой герой?
- Он меняется в зависимости от настроения. Он то Железный Человек, то Бэтмен. Это два его любимчика.
- Кстати, Владимиром назвали в честь дедушки? Или это совпадение?
- Это очень личный и душевный для меня момент, поэтому не хочу его разрушать. Вовин дедушка думает, что назвали в его честь. У меня есть мой дедушка, который тоже думает, что назвали в его честь. Так что хочу оставить это большой радостью для всех.
- Как проходит ваше лето, помимо борьбы?
- Да, точно, все могут видеть, как именно (смеется). Лето проходит в Киеве, в активной работе, проектах. Мне нравится такое лето, оно для меня очень продуктивное. Никаких страданий, переживаний или стрессов по поводу того, что никто никуда не едет, мы не испытываем.
Я достаточно серьезно отношусь к ситуации и, мне кажется, более безопасно пока оставаться на своих местах и минимизировать общение.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комментатор "Евровидения", телеведущая Татьяна Терехова: "На нашей кухне с детства разговоры о политике"
В гостях у "КП" в Украине" - дочь известного политика Андрея Деркача и невестка экс-спикера Владимира Литвина.