"Ему солнце голову напекло или природа поиздевалась? У людей дом снесло, а он им лимоны тычет", - свидетелем этого и десятка подобных комментариев стал наш корреспондент, освещавший взрыв в девятиэтажном доме в Киеве. Эти реплики адресовались народному депутату от фракции "Слуга народа", участника праймериз в мэры Киева Николая Тищенко. Парламентарий 21 июня вместе со своей командой прибыл на место взрыва и своеобразно "помогал" пострадавшим - раздавал воду, апельсины, лимоны…
И, что характерно, это далеко не первая такая странная попытка саморекламы Тищенко (более подробно см. "Было дело").Кто же генерирует такую оригинальную пиар-кампанию? Креативщики "Слуги народа" или сам Николай?
"Чем ближе я к правде, тем больше черного пиара"
"КП" в Украине" попыталась дозвониться лично Николаю Тищенко и его помощникам, чтобы из первых уст получить ответы на наши вопросы. Но тщетно. Мобильные номера парламентария, которые совсем недавно еще работали, заблокированы: "абонент не может принять ваш звонок". Известная помощница Марьяна Михолап с недавних пор не работает с депутатом.
Новая помощница Николая Тищенко не сразу призналась, что работает с депутатом. Вначале она утверждала, мол "коллеги вас дезинформировали, когда дали мой номер телефона, я не работаю с Тищенко", а спустя минуту перезвонила сама и, собрав интересующие вопросы, пообещала передать адресату.
Ответ от Николая Тищенко в итоге пришел. Приводим его полностью:
"Когда я только собирался идти в политику, меня предупреждали, что чем ближе я буду к правде и чем дальше двигаться по правильному пути, тем больше будет грязи и черного пиара вокруг. Но это мой осознанный шаг, поэтому я изначально был к такому готов. Ведь главное, я считаю, это относиться ко всему с юмором и самоиронией.
Знаете, мне кажется, что когда все вокруг говорят только о тебе, СМИ сражаются за эксклюзив именно с тобой, то это высшая степень народной любви и узнаваемости, что очень важно в нашем деле. У меня, признаться честно, порой нет времени даже воды попить за день, не то чтобы следить за всеми мемами, которые про меня выпускают, но супруга и друзья мне показывают, смеемся вместе. Тем не менее, я не сверну со своего пути ни при каких обстоятельствах. Мы с моей командой продолжаем двигаться в четком векторе Президента на благо города и страны в целом".
Пока же мы ждали ответ то успели поговорить с коллегами Тищенко по партии и с политологами, чтобы выяснить, кто может стоять за такими пиар-акциями, во сколько они могут обходятся и за сколько "отбиваются"?
Тратит свои деньги
По мнению народного депутата и его оппонента по мэрским праймериз от "Слуги народа" Александра Качуры, финансирование социальных и пиар-акций Тищенко покрываются из кошелька политика.
- Все свои активности, насколько мне известно, Тищенко финансирует лично. Партийные деньги на это не тратятся. О каких суммах идет речь, думаю, узнаем очень скоро. Так как Николай Тищенко в своих рекламных роликах использует логотип "Слуги народа", то есть предоставляет ей "дополнительное благо" (рекламируя политическую силу), то он по итогу месяца должен подать отчет в НАПК, - говорит Александр Качура.
Еще один депутат из "Слуги народа" на правах анонимности рассказал нам, что только на социологию Тищенко якобы тратит до 20 тысяч долларов.
- Коля хоть и ведет себя самоуверенно, но у него нет 100% гарантии, что именно он победит на партийных праймериз. Одним из определяющих элементов победы станут итоги закрытых социологических исследований. Тищенко заинтересован, чтобы именно у него был наивысший рейтинг среди кандидатов от нашей политсилы, щедро финансирует деятельность социологов. Не знаю, насколько это правда, но я слышал, что еженедельно у него на оплату проведенных соцопросов уходит от 5 до 20 тысяч долларов, - раскрывает тайны наш собеседник.
Бюджет на $ 6-7 миллионов
Политтехнологи вывели такую формулу - чтобы кандидату из второго-третьего политического эшелона громко заявить о себе на выборах мэра Киева, нужно начинать предвыборную кампанию за полгода до официального старта и распоряжаться 6-7 миллионами долларов.
- Бюджет предвыборной кампании во многом зависит от самого кандидата: его харизмы, партийной принадлежности, предыдущей политической или общественной активности, - отмечает политолог Алексей Якубин. - В среднем предвыборная кампания более-менее известного кандидата обойдется в 6-7 миллионов гривен – это деньги на социальную и благотворительную активность, зарплата сотрудников предвыборного штаба, представительские расходы.
Традиционно около 60-70% этой суммы – личные средства кандидата. Остальное – партийные взносы, помощь друзей и заинтересованных бизнес-лиц. Спросите, какой тут интерес? По мнению политологов, если на избирательную кампанию кандидат потратил миллион долларов, то за свою будущую каденцию он планирует заработать 4-5 миллионов долларов.
- Наивно верить в альтруизм отечественных политиков. Увы, но чем весомее вы сегодня получите от кандидата продуктовый набор, тем глубже уже завтра этот политик залезет в ваш карман, - констатирует политолог Владимир Бондаренко.
Обманчивый эффект 100 дел
- К сожалению, очень многие политики относятся к электорату как к малообразованным, обнищавшим людям, которых можно купить гречкой, чаем, сахаром, покраской лавочек в их дворах. Поэтому вместо обнародования концептуальных избирательных программ с пошаговой реализацией и установлением четкого дедлайна мы и видим песочные перформансы (см. "Было дело"), - считает политолог Сергей Мальцев. – Низкопробные пиар-акции могут сигнализировать и о неспособности политика поставить высокую планку задач своим пиарщикам.
По словам эксперта, избирательная кампания отдельных кандидатов построена по принципу накопительного эффекта. Их политтехнологи убеждены - для имиджа именно их клиента лучше 100 раз засветиться перед телекамерами с условным "веером" книг (см. "Было дело") в руках, нежели один раз выступить перед огромным количеством избирателей и предметно отвечать на конкретные вопросы или же решить один, но глобальный вопрос.
- Еще одна цель мини-акций – примелькаться избирателям, постоянно быть у них на виду, на слух, то есть берут количеством, а не качеством. К такой технологии чаще всего прибегают малоизвестные или недостаточно раскрученные кандидаты, - говорит Мальцев.
Присылайте резюме
Как удалось узнать нашему изданию, полноценный предвыборных штаб Николай Тищенко еще не развернул, но его костяк уже сформирован. Активный поиск кадров не ведется.
- Вы хотите у нас работать? Вакансий пока нет, - ответил представитель штаба Тищенко по номеру телефона, который указан на официальной страничке нардепа - руководителя киевского штаба партии "Слуга народа".
Правда, потом добавил, мол, присылайте свое резюме и мотивационное письмо. Его рассмотрят. И если наша персона их заинтересует, то обязательно позвонят.
БЫЛО ДЕЛО
От песка до книжек
Депутат не первый раз оказывается в эпицентре едких комментариев относительно своих пиар-акций. Совсем недавно Тищенко пропесочили за благоустройство детских площадок. Парламентарий с размахом осветил свой аукцион невиданной щедрости – якобы профинансировав наполнение 30 детских песочниц Киева. Но как потом выяснила "КП" в Украине", жизнь киевских деток была улучшена за счет столичного бюджета, а вовсе не личного кошелька политика. Фотографии в стиле "до/после" с горами песка стали вирусными в социальных сетях и спровоцировали бум фотожаб.
|
Активно обсуждался и вояж политика на маршрутке, несколько дней киевляне решали, оплатил ли Тищенко 8 гривен за проезд или воспользовался статусом народного депутата на бесплатный проезд.
Обсуждаемым стал и недавний поход Николая Тищенко в детскую больницу, а именно как политик нес подарки детям, 9 книжек. "За что нам это?! Посмотрите, как он несет веером эти детские книжки, чтобы на камеру было видно, что их несколько штук и они цветные. Герой! Иконостас из детских книг. Не в кульке, не под мышкой, не стопкой - веером на камеру!" - возмущался в соцсетях столичный бизнесмен Алексей Давыденко, и его пост поддержали перепостами около 1,5 тысячи пользователей Фейсбука.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ