Благодаря Илону Маску, запустившему в космос корабль Crew Dragon, о межзвездных полетах заговорили и в Украине. И вдруг всплыл досаднейший факт: на могиле единственного космонавта независимой Украины спустя почти два с половиной года после его смерти нет памятника- стоит лишь временный крест. Как же так?
"КП" в Украине" пообщались с вдовой Леонида Константиновича Верой Каденюк. Она рассказала нам многое о жизни первого украинского космонавта, взглядах на мир и пути к звездам.
Нет денег на памятник
- Вера Юрьевна, не так давно в соцсетях и СМИ подняли шумиху о том, что на могиле Леонида Константиновича до сих пор нет памятника. Почему так случилось, можете рассказать?
- Олег Петров - руководитель "Сузирья", он был народным депутатом, помощником у Леонида Даниловича Кучмы - примерно год назад приехал ко мне и сказал, что поставят памятник, назовут улицу именем Леонида Каденюка. Потом Олег заболел, все затихло.
А около месяца назад мне позвонила Валерия Иваненко, бывший директор телеканала "Тонис", и сказала, что она встречалась с премьер-министром Денисом Шмыгалем, и президент дал указание, чтобы на могиле поставили памятник ко Дню Независимости Украины. Пока это вся информация, которая у меня есть.
Каждую субботу езжу на кладбище убирать его могилку. А больше ничего не могу сделать. Просто негде взять средств. У нас с Леней не было денег ни на счету, нигде, и продать нечего. Жили всю жизнь на его зарплату и мою зарплату. Хорошо хоть меня и сына в Малую академию Украины на работу взяли, не знаю даже, как бы мы выживали.
- Правда ли, что старший сын Леонида Константиновича, Владимир Колеватов, хочет судиться за наследство отца?
- Да, это абсолютная правда. В отношения Леонида с сыном я никогда не вмешивалась. Лёня платил на него алименты. У нас был период в жизни, когда его зарплата летчика-испытателя, а это очень большие деньги, превратилась в копейки. Лёня все время бегал по стадиону, а там порой распивали спиртное. Он собирал пустые бутылки, приносил мне, а я их сдавала, чтобы купить что-то поесть. И при этом он всегда платил алименты, отправлял деньги бывшей супруге на ремонт квартиры и еще какие-то расходы, но я никогда не вмешивалась в эту ситуацию.
Когда Лёня должен был лететь в США, он послал Вове письмо, позвал к нам в гости. Ответа мы не получили. Вова был у нас всего два раза за всю жизнь. Первый раз, когда ему было лет 30, потом еще раз приехал лет через 7-8. Восхищался тем, какая у нас большая квартира.
- Он не приезжал на похороны отца?
- Нет. Когда Лёни не стало, через два месяца после этого мне звонок: "Вера Юрьевна, это Вова. Из Москвы. Как будем делить имущество?". Я ему стала объяснять, что у нас, кроме квартиры, ничего нет. Вот и весь разговор. Через шесть месяцев я пошла переоформлять на себя квартиру. А там уже узнала, что Вова претендует на жилье.
Вот что имеем, то имеем. Судиться мы не можем, нет денег, да и он наследник. Что делать - не знаю.
|
35 лет без ссор
- Вера Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о себе. Все знают вас как жену космонавта, но вы не просто жена, вы еще и прекрасный переводчик?
- Я из семьи военных: мама из Василькова Киевской области, а папа из Воронежа. Родилась в Беларуси, потом мы переехали в Ригу. Жили там 4 года. В первый класс пошла в Киеве. Потом, поскольку отец был военным, переехали в Ахтубинск, в Россию. Это небольшой город между Астраханью и Волгоградом. В Ахтубинске находился научно-исследовательский институт авиации и космонавтики, где испытывались самые передовые на то время самолеты: МИГ 17, 21, 27, 29, 31 и бомбардировщики типа Б-1.
Я закончила институт иностранных языков (английский и немецкий), потом три года учила французский язык. Работала в школе, в Звездном городке. В общей сложности больше 40 лет стажа работы переводчиком.
- Сколько вы прожили с Леонидом Константиновичем?
- Мы прожили с Леонидом Константиновичем вместе более 35 лет и за все время ни разу не поссорились. У каждого из нас хватало ума не идти на конфликт.
Хотя, конфликты бывают в каждой семье, серьезные и не очень. Мало ли сгоряча кто-то что-то сказал и хочется ответить. Но я никогда не кричала, а Леонид Константинович если сердился, мог меня разве что Верой назвать, а так всегда Верочка, Мамулечка…
- И в чем секрет семейной жизни без ссор?
- Мы на людях стараемся не показывать, какими мы есть. Все несем домой. А дома неудачно подвернулся муж или сын, и сгоряча можно что-то резкое сказать. У меня такое бывало… В такие моменты считаю про себя до десяти, если не помогает, то стою у двери и считаю уже вслух, громко: раз, два, три… Мне тогда Лёня с сыном говорили: все, мамуля, мы поняли, тебя надо оставить в покое.
К опасности приучена с детства
- Каково быть женой человека, который ежедневно подвергает свою жизнь смертельной опасности?
- Я родилась в семье военных. Отец работал главным инженером стратегической авиации в научно-исследовательском институте. Поэтому я росла готовой ко всему.
В НИИ было 40 летчиков-истребителей и 40 летчиков-бомбардировщиков, которые испытывали эксплуатационные возможности новых самолетов в разных условиях. Представьте, что вы получили новый велосипед и проверяете - поедет или не поедет, а вы сами велосипедист-испытатель. Вы садитесь на велосипед и пытаетесь проверить.
То же самое с самолетами. Это работа летчика-испытателя. И, знаете, наверное, каждые два месяца гибли люди. Самолет взлетает, выполняет маневр, что-то идет не так, он падает…
-Ужасные вещи…
- У летчиков даже ходило такое выражение: "раз - и полный рот земли". При падении этой махины на землю он зарывается в землю. Срываются двигатели и проходят по кабине, от летчиков ничего не остается.
Сегодня из тех 40 испытателей в живых остались два-три человека, остальные погибли.
Последний раз, перед нашим отъездом в Звездный городок, разбился бомбардировщик типа американского Б1. В составе экипажа находилось 9 человек. В Доме офицеров стояло 9 гробов, все закрыты, возле каждого отец, мать и дети. Страшное было время.
- Неужели не было мыслей взять и бросить все?
- Я работала переводчицей недалеко от аэродрома. Все привыкли к гулу самолетов. И когда он затихал на полчасика, все ходили спокойные. Но если тишина затягивались, начинали волноваться – значит, произошло что-то плохое. В такие моменты Лёня мне звонил по телефону, успокаивал. Говорил, что с ним все нормально, но произошла катастрофа, все подробности дома. Так я узнавала - он жив.
- Наверное, на такой работе начинаешь верить во всякие мелочи вроде примет. Летчики-испытатели - суеверные люди?
- У нас была такая традиция. Каждое утро, независимо от погоды, когда Лёня уходил на работу, я обязательно выбегала на балкон. А он, идя к автобусу, всегда поворачивался и махал мне рукой. Я тогда знала, что он сегодня вернется.
- Жутко, наверное, отправлять мужа на работу и не знать, вернется ли он домой вечером…
- Конечно… В Ахтубинске на берегу реки Ахтуба стоит памятник в виде громадного крыла Икара. Там на постаменте желтым цветом выбиты имена погибших летчиков. Этих имен там сотни. Страшно смотреть.
|
Дописали год, чтобы попасть в "летное"
- Откуда у Леонида Константиновича появилась мечта полететь в космос?
- Лёня родом из села Клишковцы Черновицкой области. Его мама и папа преподавали в школе. Мама - в начальной школе, а папа - учитель истории.
Они жили в простой сельской хате, рядом с домом был огромный орех. Когда в космос полетел Юрий Гагарин, Лёне исполнилось 8 или 9 лет. И он залез на этот орех и закричал: "Я хочу в космос, я полечу".
- Родители поддержали такой порыв ребенка?
- Папа и мама Лёни хотели, чтобы он стал врачом. Они на этом долгое время настаивали, а он хотел быть космонавтом. Закончил школу с серебряной медалью, решил дальше идти в Черниговское авиационное училище. Но ему тогда было 16 лет, и брать его не хотели. Не проходил по возрасту. Тогда мама поехала в районный ЗАГС и уговорила каким-то чудом сотрудника приписать сыну год. И он поступил в училище. После окончания поработал там же некоторое время летчиком-инструктором. А потом объявили набор в отряд космонавтов по всему Советскому Союзу.
- Конкурс был сумасшедший?
- Со всей страны подали 9 тысяч заявлений. Половину отмели по документам. Дальше на местах 4 тысячи кандидатов обследовали врачи, в результате осталось несколько десятков человек. Лёня оказался в их числе. Их отвезли в Москву, в военный госпиталь, где начали ставить эксперименты на то, какую нагрузку их организм способен выдержать.
Например, одним из таких экспериментов была полная остановка сердца с помощью удара тока. После человека реанимировали. Дальше наблюдали, кто как быстро восстанавливался. Это делалось для того, чтобы проверить, если в космосе космонавт получит разряд током, то как его могут реанимировать напарники по команде.
В результате осталось 9 человек, Лёня вошел в их число.
- Какой длинный и сложный путь…
- Космонавтами просто так не рождаются. Лёня закончил летное училище, потом Московский авиационный институт. Защитил кандидатскую диссертацию. Он прошел длинный путь, сложнейший отбор.
До полета в космос он был летчиком-испытателем первого класса, полковником. Но Лёня всю жизнь стремился в космос и был счастлив, когда у него все получилось. Когда в США у него была подготовка к космическому полету на Шаттле, в программу подготовки входили полеты на истребителях Т-38. Он летал вместе с командиром Шаттла Кевином Кригелем. После этих полетов Кевин мне сказал, что Леня настоящий летчик высшего класса.
Жизнь людей не жалели
- Слышал, Леонид Константинович дважды едва не погиб?
- Таких ситуаций на самом деле произошло не одна-две и даже не три. Их было очень много. Но я расскажу о двух наиболее страшных. Однажды испытывали то ли МИГ-31 то ли СУ-29, точно не помню. Летчик должен сесть в самолет, подняться на максимальную высоту, до 20 км. Дальше выключаются двигатели. Самолет падает до минимально допустимой высоты, на которой еще возможно запускать двигатели. Метров 300-400, может. Если двигатель запускается, самолет проходит на высоте 100-150 метров над землей. Если нет - то все, конец истории.
- А второй случай?
- Все готовились к войне с США. Потому прорабатывали самые невероятные ситуации. Например, летит летчик на задание и вдруг попадает в радиоактивное облако. Что тогда?
Решили проверить это на практике. Я была свидетелем этого испытания: мой муж садится в кабину самолета в скафандре. Дальше выходят люди в костюмах для защиты от радиации и опрыскивают самолет радиоактивной жидкостью.
Самолет взлетает, через полчаса садится. Подбегают эти люди в защитных костюмах, открывают фонарь (кабину самолета. - Авт.) и вытаскивают летчика практически без сознания. Он весь черный от радиации. Скорая сразу же везет его в больницу. Дальше проверяют, как человек идет на восстановление.
- Но это же смертельно опасно?
- А кого это волнует? Все было во имя высоких целей и идей. Жизнь людей не жалели.
|
Муж захотел домой
- Почему после развала Союза вы не остались в Звездном городке в России?
- Когда в 1991 году Советский Союз распался, Лёня однажды пришел домой и сказал мне: "Я так хочу домой, я так хочу в родную Украину". Я говорю: "А как же космос, Лёня?" Он отвечает: "Я попытаюсь написать письмо Леониду Даниловичу Кучме, что я готовый космонавт, хочу лететь и что я украинец". Он написал. Через какое-то время Лёню позвали в Украину. Он уехал, проходил тесты и прочее. В итоге оказалось - конкурентов у него нет. У него лучшие знания и подготовка. Месяцев через 8 он позвонил и сказал: "Мамуля, приезжай, меня отобрали". Я поехала в Украину, и так мы уже 22 года здесь живем.
Из Украины он поехал в США. Там почти год проходил подготовку.
- Как Леонид Константинович справлялся с жизнью в США?
- По переезде в Америку Лёне было не просто с английским языком. Знания у него были далеки от необходимых. Я ему помогала. Однажды произошел курьез. Мы ехали на машине, но свернули куда-то не туда. Нас тут же остановил полицейский, начал говорить, что мы нарушили правила. Я извинилась, говорю, мы недавно в США, мало что знаем и вообще из мы НАСА. И он нас отпустил, сказал, что это первый и последний раз.
- Запуски космических кораблей в США чем-то отличались от запусков в Советском Союзе?
- В Советском Союзе стартовали космические корабли из Байконура в Казахстане. Семьи туда никогда не допускались. А в США во Флориде в здании НАСА на втором этаже есть большая смотровая площадка. Там стоят члены семей космонавтов, которые отправляются в полет. И я обратила внимание, что за каждым из членов семей стояли по два астронавта в синей форме. Шаттл стартует, взлетает, видно, как отделяется топливный бак, и все на площадке кричат "ура, ура"…
А после мы спросили, что это за астронавты. Оказалось, это на случай, если при запуске Шаттл взорвется. И тогда эти астронавты должны утешить членов семьи.
В США предусмотрено и такое. А для нас это - нечто невероятное.
|
НАСА просило не рассказывать об инопланетянах
- Полет в космос как-то повлиял на Леонида Константиновича?
- До полета в космос Лёня был прагматиком. Говорил, что нет ни Бога, ничего. Хотя и был тайно крещен. Но после полета в космос многое поменялось. После снятия карантина, там, в Хьюстоне, он однажды говорит: "Знаешь, я не могу тебе не рассказать одну вещь, которая поменяла все мои взгляды". Оказывается, в один из дней полета командир корабля вдруг командует: ребята, все смотрим за правый борт в иллюминаторы. А там летит какой-то предмет… Не похожий на тарелку. Длинный такой. Двадцать минут он пробыл рядом с шаттлом. Потом раз - ускорился и исчез. О происшествии доложили на Землю. В НАСА запретили об этом говорить.
После нашего возвращения в Украину стало еще более очевидно, что в нем что-то поменялось. Лёня пошел в церковь, перекрестился. А потом мне сказал: "Мы не одни. Не стоит себя считать сверхлюдьми". С той поры я много раз наблюдала дома такую картину: летит муха какая-то, он ее не убьет - откроет окно и выпустит. Он кормил на улице всех встречавшихся собак, котов. Леня считал, что мы не одни, но не знал, Бог это или высший разум. 1000 процентов, что жизнь за пределами Земли есть.
- Почему вы не остались жить в США? Там ведь хорошие предлагали условия.
- После первого полета в 1997 году американцы предложили ему остаться в Америке и слетать на Шаттле еще раз. Даже предложили нам дать гражданство. Для меня это стало шоком и, честно говоря, колебалась 50 на 50. Но он сказал наотрез - хочу домой.
Где-то в 2005 году проходила встреча в американском посольстве. Леню еще раз пригласили полететь. Он готовился, но потом программа Шаттлов прекратилась после аварий. Во время одной из них погибла и Калпана Чавла, которая была членом экипажа в составе которого летал Леня.
- Какой была жизнь по возвращении в Украину?
- Леня работал на государственных должностях. С утра до ночи пропадал. А позже… Сначала умерли его родители. Потом старший брат. А за три года до смерти Лёни ушел его брат-двойняшка. Мистика какая-то, но Ленин брат умер тоже во время бега. 200 метров не добежал до своего дома. Через три года точно так же умер и Лёня.
- Леонид Константинович следил за работой Илона Маска?
- Конечно! Он верил в идеи Илона Маска, но, к сожалению, им так и не удалось встретиться.
- А как к проектам Маска относитесь вы сами?
- Я в восторге от успехов Илона Маска. На Земле всегда должен быть человек, у которого возникают бредовые идеи. Рано или поздно эти идеи становятся реальностью.
- Жаль, что наша космическая отрасль пришла в упадок…
- Не то слово - жаль… Аж сердце сжимается от боли. Мой сын работал в космическом агентстве. Там сейчас полная разруха, все закрыто. Сотрудники агентства получают очень маленькую зарплату. Как жить, когда за квартиру сумасшедшие деньги надо платить. Вот раньше я платила за квартиру гривен 300-400, были льготы как у Героя Украины, а потом все отменили, сейчас мне приходят счета более чем на 7 тысяч. За все плачу. Пенсия за Лёню - 6100 гривен, за все его достижения.
ДАТА
25 лет назад, в июне 1995 года Леонид Каденюк принял участие в отборочном конкурсе на совместный украино-американский полет. И победил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Люди Нового космоса: Илон Маск, Джефф Безос, Макс Поляков
Имя этого человека ассоциируется с космическими кораблями, электромобилями и дешевой энергией. Илон Маск — инженер, изобретатель, предприниматель, миллиардер, инвестор, инноватор и просто неиссякаемый энтузиаст, который никогда не останавливается на достигнутом, даже если выше только космос.