Люди Нового космоса: Илон Маск, Джефф Безос, Макс Поляков

Имя этого человека ассоциируется с космическими кораблями, электромобилями и дешевой энергией. Илон Маск — инженер, изобретатель, предприниматель, миллиардер, инвестор, инноватор и просто неиссякаемый энтузиаст, который никогда не останавливается на достигнутом, даже если выше только космос.

Именно Илон Маск, а также основатель компании Amazon Джефф Безос считаются пионерами частного или так называемого Нового космоса. Направление возникло в США в начале 21 века, как более выгодная альтернатива государственным космическим программам.

Суть идеи Нового космоса – в открытии космической отрасли для частных инвестиций, что ведет к удешевлению космических перевозок за счет применения инновационных технологий в производстве ракет-носителей и, как следствие, повышает их доступность для небольших частных компаний и организаций.

За 20 лет приверженцами идеи Нового космоса стали десятки бизнесменов по всему миру, создающие космические стартапы и строящие новые ракеты для покорения космических просторов. Есть среди них и предприниматель — Макс Поляков, занимающийся космическими проектами с 2015 года и уже зарекомендовавший себя как международный IT магнат.

Космическая гонка, взявшая начало в 50-х годах прошлого столетия, снова набирает обороты. О ее перипетиях и непосредственных участниках пойдет речь дальше в нашей статье.

Космическая одиссея прошлого века

Человечество стремится покорить космосуже почти 70 лет. Начало большой космической одиссеи положил запуск на орбиту первого искусственного спутника в 1957 году. Потом в космос отправились бактерии и грибки, за ними собаки Белка и Стрелка, и наконец, первый человек.

12 апреля 1961 года советский корабль "Восток" с летчиком-испытателем Юрием Гагариным на борту совершил один виток вокруг Земли и благополучно приземлился. Полет продлился 108 минут. 20 февраля 1962 года успех Гагарина повторил американский астронавт Джон Гленн. Однако спустя 4 года СССР снова вырвался вперед в космической гонке двух сверхдержав.

8 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества совершил выход в открытый космос. На это США ответили лунной программой Аполлон и высадкой астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну в 1969 году.

Окончательной победой американцев в космосе стала программа Space Shuttle, продлившаяся с 1981 по 2011 год. За это время 5 шаттлов совершили 135 успешных полетов. И только два экспедиции закончились неудачно. В 1986 году на старте потерпел катастрофу шаттл "Челленджер", а в 2003-м при посадке разбился шаттл "Колумбия".

После распада СССР, главные приемники советского космического багажа, Россия и Украина, так и не смогли составить достойную конкуренцию Соединенным Штатам, а Япония, Индия, Китай и страны ЕС давно смирились с ролью догоняющих.

Реализация идеи Нового космоса позволила США достичь невероятных результатов в ракетостроении и еще больше уйти в отрыв в космической гонке 21 века. Ключевую роль в этом сыграли уже упомянутые вышеотцы-основатели Нового космоса Илон Маск и Джефф Безос.

Пророки Нового космоса

Илон Маск

Илон Маск родился в ЮАР, в городе Преторияв 1971 году. В школе его считали “ботаником”, хотя преуспевал он далеко не во всех предметах, так как еще с детства научился не забивать голову ненужной информацией. В 10 лет у Илона появился первый компьютер, а уже в 12 он заработал свой первый гонорар за создание игры Blastar, в которой игрок стрелял по инопланетянам из лазерного оружия.

В студенческие годы Маск переехал в Канаду. Визу позволили получить канадские корни, а деньги на перелет юноша заработал на акциях фармацевтической компании. Но мечтой Маска было жить и работать в США.

В 1996 году он основал свою первую компанию Zip2, которая занималась созданием ПО для новостных ресурсов. В 1999 году ее выкупил Compaq, а Илон выручил от продажи 7% от общей суммы (около $22 млн).

В 2000 году произошло слияние компании X.com, сооснователем которой был Маск, и Confinity (PayPal). Спустя 2 года PayPal выкупила компания eBay за 1,5 миллиарда долларов. На момент продажи Маску принадлежали 11,7% акций компании стоимостью 180 миллионов долларов.

На эти деньги Илон смог основать первую в истории частную аэрокосмическую компанию SpaceX. Так мир получил знаменитые Falcon и Falcon Heavy. Ракеты Маска сегодня не только самые востребованные, но и самые дешевые из расчета стоимости доставки 1 кг груза на низкую околоземную орбиту ($2650). К тому же, у Falcon есть еще одно неоценимое преимущество — возможность многоразового использования.

В 2008 году SpaceX подписала долгосрочный контракт с NASA, по которому Falcon 9 и транспортный космический корабль Dragon должны были заменить программу Space Shuttle по доставке грузов на МКС. Компания Маска и по сей день отлично справляется с задачей, а недавно провела успешный тестовый запуск пилотируемого корабля Crew Dragon без экипажа. Первый полет с экипажем и стыковка с МКС намечены на ноябрь 2019 года.

Джефф Безос

Успех Маска не был бы таким громким без сильных конкурентов. Одним из главных соперников основателя SpaceX считается Джефф Безос — владелец Amazon, Вашингтон Пост и космического стартапа Blue Origin. Интересно, что Blue Origin была создана на 2 года раньше SpaceX, в 2000-м. Но в отличие от Маска, Безос сконцентрировал усилия на создании кораблей не для грузовых, а пассажирских перевозок.

3-местный космический корабль New Shepard рассчитан на осуществление вертикальных взлетов и посадок. Аппарат может набирать высоту свыше 100 км и предназначен для частных полетов. Также компания разрабатывает посадочный модуль для высадки на Луну Blue Moon и многоразовую ракету носитель New Glenn, которые могут принять участие в новой программе NASA по освоению Луны "Artemis". New Glenn планируется прилунить в 2021 году в кратере Шеклтон.

Успехи Blue Origin значительно скромнее, чем у SpaceX — 11 успешных запусков против 70, что объясняется более медленным, перфекционистским подходом Безоса к разработкам. В отличие от Маска, он предпочитает сообщать о достижениях, а не о планах, и не поддерживает стратегию рисковых инвестиций, которую применяет SpaceX. После каждого успешного запуска и посадки ракеты Blue Origin на ее борту рисуют черепаху — это отсылка к басне Эзопа о Черепахе, обогнавшей Зайца. В космической гонке Безос и Маск заняли роли Черепахи и Зайца соответственно. Но Новый космос — среда высококонкурентная, и уже в ближайшем будущем противостояние двоих рискует перерасти в противостояние многих.

Макс Поляков

Учитывая лидерство США в космических технологиях и запусках, большинство компаний Нового космоса прогнозируемо американские. Но есть в списке и совместный американо-украинский стартап Firefly Aerospace, владельцем которого является предприниматель Макс Поляков.

Макс Поляков основал свою первую компанию в возрасте 22 лет. За ней, с 2003 по 2010 год, последовал целый ряд коммерчески успешных международных IT проектов (выход Cupid Plc на IPO, продажа Maxymiser компании Oracle и т.д.).

Сегодня 42-летний Поляков живет и ведет бизнес в Силиконовой долине. В 2012 году вместе с партнерами он основал венчурный фонд "Noosphere Ventures Partners LP". Задача Фонда — инвестирование в высокотехнологичные стартапы в области медицины, информационных и космических технологий.

В 2017 году Макс Поляков познакомился с Томом Маркусиком, ракетным инженером и основателем компании "Firefly Space Systems". К 2014 году Маркусик имел большой опыт работы с Маском и Безосом, что натолкнуло его на идею создания собственной компании Нового Космоса. Но если с разработкой ракет-носителей у Маркусика дела шли хорошо, то недостаток инвестиций едва не привел компанию к финансовому краху. Знакомство с Максом Поляковым решило проблему. Бизнесмен вывел Firefly из кризиса, обеспечил ее финансированием и дал новое название — Firefly Aerospace.

В 2018 году компания усилилась офисом и R&D центром в городе Днепр, Украина. Сегодня там работает 140 ученых и инженеров украинской ракетно-космической отрасли. Их помощь позволила ускорить работу над новейшим ракетоносителем легкого класса Alpha грузоподъемностью до 1 т, предназначенным для доставки на орбиты малых спутников и кубсатов. Весной ракета успешно прошла испытания двигателей первой и второй ступеней, а в декабре должна совершить первый полет на низкую околоземную орбиту с 6 спутниками компании Airbus на борту.

Украина, как правопреемник космического потенциала СССР, долгое время была участником большой космической пятерки, поэтому сотрудничество с ней в космической сфере до сих пор представляется эффективным и выгодным.

Также Firefly работает над созданием ракеты Beta среднего класса грузоподъемностью 4 т. Ее готовность существенно расширит возможности компании Макса Полякова для участия в миссии по доставке грузов на лунную поверхность NASA СLPS (Commercial Lunar Payload Services), запланированной в рамках новой программы США по освоению Луны Artemis. Уже известно, что Firefly займется модернизацией технологии посадкидля лунного модуля Genesis, о чем подписано соответствующее соглашение с владельцами технологии — израильскими коллегами из IAI.

Люди будущего

Благодаря первопроходцам и инноваторам, космос становится доступнее. Самые смелые мечты и пророчества писателей-фантастов сбываются в наши дни. Амбициозные пассионарии с глобальным видением формируют ход истории и открывают новые горизонты человечеству. Приятно, что основными ценностями таких сверхлюдей являются не политическое порабощение или экономический деспотизм, а просвещение общества, созидание и экологичность. На таких людей стоит равняться.

Представитель России: Партнеры Украины подыгрывают Киеву
Представитель России: Партнеры Украины подыгрывают Киеву 149

Что говорил Василий Небензя на заседании Совбеза ООН.

Геращенко покинула телеэфир из-за Шария: Я не буду с ним разговаривать
Геращенко покинула телеэфир из-за Шария: Я не буду с ним разговаривать [видео] 1420 7

Украинский блогер в ответ начал смеяться.

Пиарщица, сделавшая презентацию для Кабмина:  Спасибо за мои фото в купальнике
Пиарщица, сделавшая презентацию для Кабмина: "Спасибо за мои фото в купальнике" 516 2

В соцсетях быстро переключились с критики правительства на обсуждение личной жизни совладелицы пиар-агентства.

В Кременчуге возле остановки застрелили человека
В Кременчуге возле остановки застрелили человека [видео] 16

Подозреваемого и других возможных причастных лиц задержали.

Под стражу взяли полицейских, которые подозреваются в пытках людей
Под стражу взяли полицейских, которые подозреваются в пытках людей 35

Им грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

В НАТО обеспокоены наступлением российских военнослужащих на Донбассе
В НАТО обеспокоены наступлением российских военнослужащих на Донбассе 207 4

В организации призвали Россию вывести свои войска.

Зеленский ответил на петицию об отмене платы за транспортировку газа
Зеленский ответил на петицию об отмене платы за транспортировку газа 1283

Президент пообещал сделать стоимость услуги справедливой.

Украинцев пугают налогом на карточные переводы: так ли это?
Украинцев пугают налогом на карточные переводы: так ли это? 2897 3

Юристы говорят, что формально с точки зрения налогообложения ничего не меняется.

Укртелеком повышает тарифы: сколько будет стоить связь
Укртелеком повышает тарифы: сколько будет стоить связь 843

У вас еще есть стационарный телефон и радиоточка?

Школьные каникулы-2020 в Украине: когда и сколько
Школьные каникулы-2020 в Украине: когда и сколько 245

Как будет распределен по датам столь желанный для учеников месяц отдыха?

Подробный гороскоп на 2020 год от Тамары Глобы
Подробный гороскоп на 2020 год от Тамары Глобы 1810

Астролог сделала прогноз для всех знаков Зодиака на год Белой Металлической Крыса.

Ученый из Гарварда предположил, что радиосигналы из космоса отправили инопланетяне 286 1

Источник расположен в 500 миллионах световых лет от Земли.

Роуз Макгоуэн - о критике Натали Портман: Я упустила из виду общую картину
Роуз Макгоуэн - о критике Натали Портман: Я упустила из виду общую картину [фото] 111

Скандал с феминистским нарядом на Оскаре набирает обороты.

Горбунов и Осадчая показали день рождения сына
Горбунов и Осадчая показали день рождения сына [видео] 191

Ивану исполнилось три года.

Disney выпустит сказочные свадебные платья: Золушка, Рапунцель, Белоснежка и другие [фото] 111

Компания запускает серию подвенечных нарядов, копирующих одежду героинь культовых мультфильмов.

Динамо  позвало всех желающих на тренировку с конкурсами и автограф-сессией. А потом отменило ее
"Динамо" позвало всех желающих на тренировку с конкурсами и автограф-сессией. А потом отменило ее 63

20 февраля - не лучший день для развлекательных мероприятий. Новую дату пока не выбрали.

Лига Европы: Нас ждет проклятая  Бенфика
Лига Европы: Нас ждет проклятая "Бенфика" 228

Что же из себя сегодня представляет "Бенфика", какие шансы у команд и как играли наши клубы с действующим чемпионом Португалии?

Собака отобрала у футболистов мяч во время матча Чемпионата Турции