18 марта

Люди Нового космоса: Илон Маск, Джефф Безос, Макс Поляков

Имя этого человека ассоциируется с космическими кораблями, электромобилями и дешевой энергией. Илон Маск — инженер, изобретатель, предприниматель, миллиардер, инвестор, инноватор и просто неиссякаемый энтузиаст, который никогда не останавливается на достигнутом, даже если выше только космос.

Именно Илон Маск, а также основатель компании Amazon Джефф Безос считаются пионерами частного или так называемого Нового космоса. Направление возникло в США в начале 21 века, как более выгодная альтернатива государственным космическим программам.

Суть идеи Нового космоса – в открытии космической отрасли для частных инвестиций, что ведет к удешевлению космических перевозок за счет применения инновационных технологий в производстве ракет-носителей и, как следствие, повышает их доступность для небольших частных компаний и организаций.

За 20 лет приверженцами идеи Нового космоса стали десятки бизнесменов по всему миру, создающие космические стартапы и строящие новые ракеты для покорения космических просторов. Есть среди них и предприниматель — Макс Поляков, занимающийся космическими проектами с 2015 года и уже зарекомендовавший себя как международный IT магнат.

Космическая гонка, взявшая начало в 50-х годах прошлого столетия, снова набирает обороты. О ее перипетиях и непосредственных участниках пойдет речь дальше в нашей статье.

Космическая одиссея прошлого века

Человечество стремится покорить космосуже почти 70 лет. Начало большой космической одиссеи положил запуск на орбиту первого искусственного спутника в 1957 году. Потом в космос отправились бактерии и грибки, за ними собаки Белка и Стрелка, и наконец, первый человек.

12 апреля 1961 года советский корабль "Восток" с летчиком-испытателем Юрием Гагариным на борту совершил один виток вокруг Земли и благополучно приземлился. Полет продлился 108 минут. 20 февраля 1962 года успех Гагарина повторил американский астронавт Джон Гленн. Однако спустя 4 года СССР снова вырвался вперед в космической гонке двух сверхдержав.

8 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества совершил выход в открытый космос. На это США ответили лунной программой Аполлон и высадкой астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну в 1969 году.

Окончательной победой американцев в космосе стала программа Space Shuttle, продлившаяся с 1981 по 2011 год. За это время 5 шаттлов совершили 135 успешных полетов. И только два экспедиции закончились неудачно. В 1986 году на старте потерпел катастрофу шаттл "Челленджер", а в 2003-м при посадке разбился шаттл "Колумбия".

После распада СССР, главные приемники советского космического багажа, Россия и Украина, так и не смогли составить достойную конкуренцию Соединенным Штатам, а Япония, Индия, Китай и страны ЕС давно смирились с ролью догоняющих.

Реализация идеи Нового космоса позволила США достичь невероятных результатов в ракетостроении и еще больше уйти в отрыв в космической гонке 21 века. Ключевую роль в этом сыграли уже упомянутые вышеотцы-основатели Нового космоса Илон Маск и Джефф Безос.

Пророки Нового космоса

Илон Маск

Илон Маск родился в ЮАР, в городе Преторияв 1971 году. В школе его считали “ботаником”, хотя преуспевал он далеко не во всех предметах, так как еще с детства научился не забивать голову ненужной информацией. В 10 лет у Илона появился первый компьютер, а уже в 12 он заработал свой первый гонорар за создание игры Blastar, в которой игрок стрелял по инопланетянам из лазерного оружия.

В студенческие годы Маск переехал в Канаду. Визу позволили получить канадские корни, а деньги на перелет юноша заработал на акциях фармацевтической компании. Но мечтой Маска было жить и работать в США.

В 1996 году он основал свою первую компанию Zip2, которая занималась созданием ПО для новостных ресурсов. В 1999 году ее выкупил Compaq, а Илон выручил от продажи 7% от общей суммы (около $22 млн).

В 2000 году произошло слияние компании X.com, сооснователем которой был Маск, и Confinity (PayPal). Спустя 2 года PayPal выкупила компания eBay за 1,5 миллиарда долларов. На момент продажи Маску принадлежали 11,7% акций компании стоимостью 180 миллионов долларов.

На эти деньги Илон смог основать первую в истории частную аэрокосмическую компанию SpaceX. Так мир получил знаменитые Falcon и Falcon Heavy. Ракеты Маска сегодня не только самые востребованные, но и самые дешевые из расчета стоимости доставки 1 кг груза на низкую околоземную орбиту ($2650). К тому же, у Falcon есть еще одно неоценимое преимущество — возможность многоразового использования.

В 2008 году SpaceX подписала долгосрочный контракт с NASA, по которому Falcon 9 и транспортный космический корабль Dragon должны были заменить программу Space Shuttle по доставке грузов на МКС. Компания Маска и по сей день отлично справляется с задачей, а недавно провела успешный тестовый запуск пилотируемого корабля Crew Dragon без экипажа. Первый полет с экипажем и стыковка с МКС намечены на ноябрь 2019 года.

Джефф Безос

Успех Маска не был бы таким громким без сильных конкурентов. Одним из главных соперников основателя SpaceX считается Джефф Безос — владелец Amazon, Вашингтон Пост и космического стартапа Blue Origin. Интересно, что Blue Origin была создана на 2 года раньше SpaceX, в 2000-м. Но в отличие от Маска, Безос сконцентрировал усилия на создании кораблей не для грузовых, а пассажирских перевозок.

3-местный космический корабль New Shepard рассчитан на осуществление вертикальных взлетов и посадок. Аппарат может набирать высоту свыше 100 км и предназначен для частных полетов. Также компания разрабатывает посадочный модуль для высадки на Луну Blue Moon и многоразовую ракету носитель New Glenn, которые могут принять участие в новой программе NASA по освоению Луны "Artemis". New Glenn планируется прилунить в 2021 году в кратере Шеклтон.

Успехи Blue Origin значительно скромнее, чем у SpaceX — 11 успешных запусков против 70, что объясняется более медленным, перфекционистским подходом Безоса к разработкам. В отличие от Маска, он предпочитает сообщать о достижениях, а не о планах, и не поддерживает стратегию рисковых инвестиций, которую применяет SpaceX. После каждого успешного запуска и посадки ракеты Blue Origin на ее борту рисуют черепаху — это отсылка к басне Эзопа о Черепахе, обогнавшей Зайца. В космической гонке Безос и Маск заняли роли Черепахи и Зайца соответственно. Но Новый космос — среда высококонкурентная, и уже в ближайшем будущем противостояние двоих рискует перерасти в противостояние многих.

Макс Поляков

Учитывая лидерство США в космических технологиях и запусках, большинство компаний Нового космоса прогнозируемо американские. Но есть в списке и совместный американо-украинский стартап Firefly Aerospace, владельцем которого является предприниматель Макс Поляков.

Макс Поляков основал свою первую компанию в возрасте 22 лет. За ней, с 2003 по 2010 год, последовал целый ряд коммерчески успешных международных IT проектов (выход Cupid Plc на IPO, продажа Maxymiser компании Oracle и т.д.).

Сегодня 42-летний Поляков живет и ведет бизнес в Силиконовой долине. В 2012 году вместе с партнерами он основал венчурный фонд "Noosphere Ventures Partners LP". Задача Фонда — инвестирование в высокотехнологичные стартапы в области медицины, информационных и космических технологий.

В 2017 году Макс Поляков познакомился с Томом Маркусиком, ракетным инженером и основателем компании "Firefly Space Systems". К 2014 году Маркусик имел большой опыт работы с Маском и Безосом, что натолкнуло его на идею создания собственной компании Нового Космоса. Но если с разработкой ракет-носителей у Маркусика дела шли хорошо, то недостаток инвестиций едва не привел компанию к финансовому краху. Знакомство с Максом Поляковым решило проблему. Бизнесмен вывел Firefly из кризиса, обеспечил ее финансированием и дал новое название — Firefly Aerospace.

В 2018 году компания усилилась офисом и R&D центром в городе Днепр, Украина. Сегодня там работает 140 ученых и инженеров украинской ракетно-космической отрасли. Их помощь позволила ускорить работу над новейшим ракетоносителем легкого класса Alpha грузоподъемностью до 1 т, предназначенным для доставки на орбиты малых спутников и кубсатов. Весной ракета успешно прошла испытания двигателей первой и второй ступеней, а в декабре должна совершить первый полет на низкую околоземную орбиту с 6 спутниками компании Airbus на борту.

Украина, как правопреемник космического потенциала СССР, долгое время была участником большой космической пятерки, поэтому сотрудничество с ней в космической сфере до сих пор представляется эффективным и выгодным.

Также Firefly работает над созданием ракеты Beta среднего класса грузоподъемностью 4 т. Ее готовность существенно расширит возможности компании Макса Полякова для участия в миссии по доставке грузов на лунную поверхность NASA СLPS (Commercial Lunar Payload Services), запланированной в рамках новой программы США по освоению Луны Artemis. Уже известно, что Firefly займется модернизацией технологии посадкидля лунного модуля Genesis, о чем подписано соответствующее соглашение с владельцами технологии — израильскими коллегами из IAI.

Люди будущего

Благодаря первопроходцам и инноваторам, космос становится доступнее. Самые смелые мечты и пророчества писателей-фантастов сбываются в наши дни. Амбициозные пассионарии с глобальным видением формируют ход истории и открывают новые горизонты человечеству. Приятно, что основными ценностями таких сверхлюдей являются не политическое порабощение или экономический деспотизм, а просвещение общества, созидание и экологичность. На таких людей стоит равняться.