Уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба заявил, что положение женщины, которая вынашивает суррогатного ребенка, схоже с рабством. Она, по сути, "инкубатор, который не имеет права на собственное тело". И такой вид коммерческой деятельности у нас нужно запретить.
- После моего обращения относительно запрета коммерческого суррогатного материнства, я получил кучу сообщений о том, что суррогатное материнство - это возможность, это технологии, которые дают людям шанс. Реклама суррогатного материнства, которая сегодня везде, "кричит" нам о радостных родителях и счастливых семьях. Но она не говорит нам о том, кто на самом деле скрывается за красивым рекламным буклетом. Есть случаи, когда семьи - фиктивные, когда "супругами" могут оказаться и гомосексуальные пары, и насильники. Она не говорит о том, что Украина вообще не может контролировать, что происходит с детьми, которых вывозят за границу. Об отношении к самой женщины - ведь по сути это - эксплуатация женщины. Рабство, на которое она соглашается из-за бедности. И никогда бы не согласилась, если бы не заработок, - он в "Фейсбуке".
Кулеба в качестве примера один из договоров, которые с будущими суррогатными мамами заключают клиники.
- Пунктом 2.4 "Обязанности суррогатной матери", женщина подписывает соглашение, фактически попадает в рабство. Она должна отчитываться о каждом своем шаге, быть готовой встретиться с генетическими родителями, когда они этого захотят, не имеет права плавать, пользоваться транспортом, обязана согласовывать все свои действия. Согласно договору, суррогатная мать не имеет права на ребенка, которого родила. Она обязуется передать ребенка сразу после родов (пункт 2.4.25) акушерке. А в случае, если родители от этого откажутся, она вынуждена отдать ребенка в государственное учреждение. При этом она не имеет права на информацию о генетических родителей - кто они, где будет жить ребенок. И обязуются не искать ребенка после рождения (в соответствии с пунктом 2.4.26). Согласно пункту 4.11 суррогатная мать должна вернуть все средства, потраченные на нее потенциальным родителям, если, по их требованию при отсутствии медицинских противопоказаний (которые оказывает эта же клиника), откажется от прерывания беременности. Такой формат "передачи" ребенка превращает ребенка в объект договора, товар, за который платят. А если "товар" не подходит - договор предусматривает возможность от него избавиться, - отметил детский омбудсмен.
Среди таких недостатков оказались малые рост или вес, то есть, предположил Кулеба, из-за того, что новорожденный слишком худенький, от него могут избавиться.
13 мая широкий резонанс вызвала история со столичной клиникой репродуктивной медицины Biotexcom. Там из-за карантина и закрытого международного транспортного сообщения "застряли" 46 младенцев, рожденных от суррогатных матерей. Их обещали отправить биологическим родителям после 25 мая, так как законодательно малыши - не украинцы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ