Власти Ирана отказались предоставлять Украине материалы по делу о сбитом самолете МАУ из-за утечки записи переговоров иранских диспетчеров. Об этом 3 февраля, заявил глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации страны Хасан Резайефар, сообщает
- Этот файл был среди материалов, предоставленных группе экспертов, расследующих катастрофу. (Публикация звукового файла) украинской стороной говорит о том, что больше мы им никаких материалов передавать не будем, - заявил он, назвав публикацию записей "странным шагом".
Чиновник также отметил, что этот шаг был сделан в нарушение международных норм.
С расшифровкой уже ознакомился и президент Украины Владимир Зеленский, упомянувший ее содержание .
- Это запись диспетчерской Тегерана с самолетом Ирана, который шел тогда на посадку. В 6:12 наш самолет взлетел, а в 6:30 должен на посадку был идти иранский самолет. Он все это видел, и экипаж начал разговаривать с диспетчером. Там все слышно – он говорит, что "мне кажется, что летит ракета", - сказал президент Украины.
Зеленский подчеркнул: это еще раз доказывает, что иранская сторона знала с самого начала, что наш самолет сбила ракета, это им было известно уже на момент сбития.
Что за расшифровка
Ранее 3 февраля ТСН диспетчерской аэропорта Тегерана и второго пилота самолета иранской компании "Асеман Эйрлайнз". Человек за штурвалом иранского лайнера видела и пуск ракеты, и взрыв. Эта запись доказывает – иранцы видели ракету от момента пуска и до того, как она попала в украинский самолет. По утверждению телеканала "1+1", запись переговоров была получена от спецслужб.
Борт "Международных Авиалиний Украины" взлетел в 6:20 8 января. В то же время садился иранский борт компании "Асеман Эйрлайнз". Рейс Шираз-Тегеран, номер 3768. Примерно за три минуты пилот-иранец увидел ракету.
"Air Ukraine International (Tower-Pilot3768)
Хронометраж записи 05:12
Диспетчер: - Доброе утро, "Украинские Международные Авиалинии" 752 (не четко), определено, ваша высота вылета 260, двигайтесь на 6000 футов, повернуть направо.
Диспетчер: - После 6000 футов направление на Парок.
Пилот EP3768: - Заходим на посадку с севера, 3768.
Диспетчер: - Доброе утро, 3768.
Диспетчер: - "Асеман" 3768 (не четко), определить 3343 слева, уровень 110.
Пилот EP3768: - Борт 3768, на связи.
Пилот EP3768: - Заходим на посадку с севера, 3768.
Пилот EP3768: - Нет, сэр?
Пилот EP3768: - Зона 320, для пролета активная?
Диспетчер: - GPS (неразборчиво).
Пилот EP3768: - По маршруту вспышки, как от ракеты. Что-то такое там должно быть?
Диспетчер: - Зона 320? На расстоянии скольких миль? Где?
Пилот EP3768: - Точно не могу сказать. Но, я думаю, это у (аэродрома) Пайам, (город) Карадж.
Диспетчер: - Сколько миль? Где?
Пилот EP3768: - Я сейчас вижу свет, как она летит оттуда.
Диспетчер: - Ничего об этом нас не информировали.
Диспетчер: - Как выглядит? На что похож этот свет?
Пилот EP3768: - Это точно свет от ракеты.
Диспетчер: - Она же не в сторону города (Тегеран) летит, нет?
Пилот EP3768: - Возможно... А, нет, нет, со стороны города взлетела.
Диспетчер: - Нам ничего не сообщили, но продолжайте наблюдать.
Пилот EP3768: - Хорошо. Становлюсь на курс посадки.
Диспетчер: - "Украинские Международные Авиалинии" 752, прием.
Диспетчер: - "Украинские Международные Авиалинии" 752, прием!
Диспетчер: - "Украинские Международные Авиалинии" 752, как слышно?!
(запрос повторяется несколько раз с 02:27 до 04:25, без ответа)
Диспетчер: - "Асеман" 3768, 9000 (не четко), курс на посадку.
Диспетчер: - "Асеман" 3768, все, больше вы ничего там вверху не видите?
Пилот EP3768: - Господин инженер, мы видели взрыв, вспышка от взрыва, не понимаем, что это.
Диспетчер: - Мы точно не знаем...
Пилот EP3768: - На нашем курсе все нормально?
Диспетчер: - Да, я не думаю, что для вас будут какие-то проблемы.
Пилот EP3768: - Дай Боже!"
По словам президента Украины Владимира Зеленского, Украина хочет получить черные ящики самолета МАУ, несмотря на приглашение иранской стороны для украинских специалистов принять участие в совместной их расшифровке.
- Нет, мы хотим взять эти "черные ящики"! - подчеркнул украинский лидер.
Как ранее сообщала "КП в Украине", Иран предложил выплатить семьям погибших украинцев в авиакатастрофе МАУ 80 тысяч долларов. Владимир Зеленский считает, что этого недостаточно. В то же время, Алексей Гончарук заявлял о том, что Украина выплатит семьям жертв катастрофы по 200 тысяч гривен.
История трагедии
Самолет МАУ рейса PS752 "Тегеран-Киев" спустя несколько минут после взлета упал. На борту авиалайнера были 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Летели граждане семи стран: Иран - 82; Канада - 63; Украина - 2 + 9 (экипаж) Швеция - 10; Афганистан - 4; ФРГ - 3; Великобритания - 3.
Глава организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде заявил, что пилоты разбившегося самолета МАУ не могли связаться с командно-диспетчерским пунктом - связь пропала сразу после взлета авиалайнера. В то же время появилась информация, что самолет загорелся в воздухе еще до падения. 11 января Тегеран официально признал, что украинский пассажирский самолет был сбит ракетой - по ошибке. Позднее власти Ирана уточнили, что по самолету было выпущено две ракеты.