Ушедший в отставку глава Госкино Филипп Ильенко: Судя по настроениям, новый сезон "Сватов" мы увидим

О русском языке в украинских фильмах, впечатлениях от просмотра "Слуги народа" и планах на будущее - читайте в нашем большом интервью.

Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ

Филипп Ильенко ушел в отставку из поста главы Госкино по собственному желанию. Он не стал дожидаться формирования нового Кабинета министров, который мог как продлить его контракт, так и уволить. Ильенко пришел на эту должность в августе 2014 года в сложное Госкино время. Ведомство тогда полгода существовало без руководителя и не знало, куда двигаться дальше. 

Тогда глава Союза кинематографистов Сергей Трымбач высказался назначения Ильенко на пост руководителя Госкино. Несмотря на то, что он из знаменитой кинематографической семьи (его отец - режиссер Юрий Ильенко, а мать - актриса Людмила Ефименко), у него почти не было опыта в кинематографе. "Не готов он, совсем не готов занимать кресло главы Госкино", - резюмировал тогда Трымбач. 

Спустя пять лет можно делать выводы и подводить итоги. В свой последний рабочий день Ильенко пришел на онлайн-конференцию в "КП в Украине" и рассказал о тенденциях в украинском кино, судьбе нового сезона "Сватов", ожиданиях от команды Владимира Зеленского и дальнейших планах.

-  Почему так легко сдались и не стали бороться за кресло?

- Во-первых, это иллюзия, что борьба за кресло обязательно принесет пользу сфере, в которой работаешь. Это невозможно, если ты не являешься членом команды власти, которая будет определять направления развития. Во-вторых, я не уверен, что буду со всем согласен. В-третьих, сама борьба за кресло в украинских условиях часто приводит к борьбе со всей сферой, что я периодически чувствовал на протяжении этих 5 лет. Критики говорили, что не просто Ильенко не на своем месте, а вообще вся сфера провальная.

Чтобы обезопасить индустрию от каких-то нездоровых потрясений, я отошел в сторону. Но это далеко не единственная причина отставки. Я действительно считаю, что пришел как кризисный менеджер, и из кризиса я украинское кино вывел. Дальше уже речь идет об устойчивом развитии, а судьба реформ решается не в Госкино, а в Верховной Раде и правительстве.

- Вы обсуждал свою отставку с командой Зеленского?

- Нет.

- Решили, чем будете заниматься дальше?

- Я точно буду заниматься украинским кино. Это теперь фактически единственное, что я умею делать. У меня за это время накопилось много идей, мыслей и проектов, которые можно реализовывать. Во-первых, профессия накладывала определенные ограничения, во-вторых, просто времени не были ими заниматься. Но в ближайшее время я хочу отдохнуть и определить конкретные проекты, которыми я займусь. 

- Как продюсер?

- Возможно, как продюсер (улыбается). А возможно, не только как продюсер или не как продюсер.

- Как режиссер?

- Я этого тоже не исключаю. Амбиции у меня всегда были. Перед приходом в Госкино я уже делал такие шаги. Так что подобного развития событий не исключаю. Но пока говорить о чем-то конкретном рано.

- Кого вы видите своим преемником? Уже обсуждаются кандидатуры?

- Со мной никто никаких кандидатур не обсуждал. Ко мне доходят отголоски каких-то слухов, но их не стоит обсуждать. Хочется, чтобы это был открытый конкурс. Тому, кто победит, я желаю мудрости. Хочется, чтобы этот человек продолжал все начатые положительные тренды. Не руководствовался принципом "я пришел к власти, значит, надо все начинать с нуля". Если меня попросят, я готов делиться опытом с кем угодно. Но навязываться не буду.

- Госполитика в сфере кино изменится, как думаете?

- Команда Зеленского не декларировала пока что никакой конкретики. Есть отдельные вещи, о которых говорили представители команды президента. Но каждый раз они делали оговорку о том, что это их личное. Я думаю, что они сами еще до конца не знают свои настроения.

- В политику пойдете вслед за братом (Андрей Ильенко, народный депутат 8 созыва от ВО "Свобода"- Авт.)?

- Вы знаете, у меня такое ощущение, что я из нее и не уходил (смеется). Потому что украинское кино – это всегда политика, борьба за реформы, за сферу, за утверждение законов, за определенные ценности. Хотя моя должность не была формально политической, тем не менее я считаю, что занимался политикой, потому что этого требовал сам процесс.

Буду ли я соревноваться на выборах за какие-то должности? Пока не знаю. Если будут выборы те или иные, я думаю, тогда и будем обговаривать. А пока что я не готов строить теории на эту тему.

- Российские санкции против вашего брата сняли? Чем он планирует заниматься после завершения депутатской каденции?

- Я думаю, что мой брат будет заниматься тем же, чем и я, то есть отдохнет немного (улыбается). Возможно, мы вместе отдохнем. И он меня на самом деле намного младше, ему всего 32 года. Я думаю, что у Андрея огромная перспектива в украинском политике. Санкции я не слышал, чтобы снимали. По-моему, их вообще ни с кого не снимали.

- Где отдыхать будете?

- Я на эти праздники поеду скорее всего на море, но это будет в Украине, а не за границей.

Ильенко готов помогать своему преемнику. Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ 

"ЦЕЛИ ЗАРАБОТАТЬ НА КИНО НИКТО НЕ СТАВИЛ"

- Пока мы снимаем "свингеров" и "шароварщину", иностранный зритель в восторге от сериала "Чернобыль". Неужели так сложно найти уникальный для Украины сценарий?

- Сценарий найти тяжело, как и тяжело найти тех людей, которые могут снять такие фильмы, как "Чернобыль". А еще сложнее его вывести на такую аудиторию. Канал HBO – это очень мощный ресурс, и он возник не на ровном месте, как и вся американская киноиндустрия.

На самом деле поиск идей является самым большим вызовом для кинематографистов. Американцы охотятся по всему миру за сценариями и режиссерами. Если говорить о покорении Запада, то это происходит через престижные кинофестивали, на которых наши фильмы регулярно присутствуют. "Донбасс" Лозницы возили по всей Европе. Через две недели премьера фильма "Атлантида" Валентин Васяновича на кинофестивале в Венеции, а еще через неделю - североамериканская премьера этой ленты пройдет в Торонто. Благодаря этому у фильма уже есть агент по продаже, бельгийская компания, которая будет продвигать его и на другие фестивали и рынки.

- Зачем давать финансирование почти сотне фильмов, если они в конечном итоге проиграют в прокате иностранным блокбастерам? Может, профинансировать одну или две ленты, но зато наверняка успешные?

- Это непредсказуемая история. Даже инвесторы в Голливуде не вкладывают деньги только в один фильм. У нас не снималось кино очень долго систематически, а тут мы себе говорим – о’кей, а давайте мы сейчас дадим одному режиссеру все деньги, 500 млн грн, пусть снимет что-то такое, чтобы все охренели. А кто этот режиссер? Кто у нас Спилберг? Как определить?

Спилберг – это Спилберг, потому что у него есть 20 успешных фильмов, а когда ни у кого нет ни одного вообще, что делать тогда? Поймите, мы не фильмы создаем, мы строим индустрию, она должна начать работать в индустриальных масштабах. Должна появиться конкуренция между режиссерами, творческими группами. Мы должны понять наконец, кто из режиссеров действительно талантливый и перспективный, а кто просто рассказывает об этом.

Мы дали возможность дебютировать десяткам, может, сотням кинорежиссеров. Я подписал почти 200 контрактов. Было такое, что один и тот же режиссер успел снять несколько фильмов. Это дало чрезвычайно важный опыт.

- Если картина не смогла окупиться и вернуть деньги в бюджет – значит, этому режиссеру нужно закрыть доступ к госфинансированию. Разве это не логично?

- Не логично. А давайте закроем доступ к работе всем учителям, которые не приносят деньги в бюджет, или всем музеям, давайте их закроем. Все университеты, которые убыточные, давайте закроем. Мы не бизнесом занимаемся. Если бы можно было делать украинские фильмы и окупать их на рынке, то государственная поддержка была бы не нужна. Но это невозможно в сегодняшней Украине, кроме отдельных случаев с малобюджетными комедиями. По одной простой причине: объем рынка очень маленький. Американские и европейские фильмы у нас тоже не окупаются.

В украинских условиях, я считаю, что можно говорить об успехе в прокате, если картина собрала не меньше, чем похожая по жанру зарубежная. За все время независимости окупились всего несколько фильмов, и это малобюджетные комедии – "DZIDZIO Контрабас", "Свингеры", "Скажене весілля".

- То есть, государство инвестирует в кино, чтобы и у нас появились свои Спилберги?

- Да, это субсидия. Государство считает, что украинское кино нужно, потому что без него украинская культура и нация будут неполноценными. Это инвестиция в культуру и развитие индустрии. Цели заработать на кино никто не ставил.

Тенденция такая, что количество людей, которые ходят на украинские фильмы, за эти 5 лет выросло в 8 раз. Вот это динамика, и теоретически в какой-то среднесрочной перспективе уже появятся фильмы, которые могут существовать за счет экономики. Но государство не должно их вообще поддерживать. Зачем, если они могут окупить себя сами?

Сейчас мы поддерживаем мейнстримное кино, чтобы создать определенные кейсы, как это было со "Скаженим весіллям". Мы показали бизнесу, что этот путь возможен.

- Почему в этом году от Украины на "Оскар" заявку подал только один фильм? Получается, нет хорошего кино?

- Наоборот. Я думаю, остальные режиссеры понимают, что фильм "Додому" Наримана Алиевасамый достойный, и никто даже не захотел с ним конкурировать, так как считают, что он точно победит. Этот фильм был представлен в одной из самых престижных программ Каннского кинофестиваля и имеет большую перспективу.

"В УКРАИНЕ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОНИМАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК"

- Зачем дублировать украинские фильмы, снятые на русском? Тот же "Донбасс" Лозницы, например. Сам режиссер был против перевода на украинский.

- Его не дублировали, а озвучили. Лозница не мог быть против по одной простой причине: в условиях контракта было написано, что производители должны сдать нам фильм на украинском языке. Снимать на украинском он не захотел, вторая опция - сделать войсовер (закадровый перевод, когда переведенные реплики актеров слышны поверх оригинальной звуковой дорожки фильма -  Авт.).Лозница об этом условии знал, поэтому я совсем не понимаю .

- В фильме "Экс", который снимается при поддержке Госкино, некоторые персонажи говорят на польском, и их не переозвучивают. То есть, дело только в украинском языке?

- Любой иностранный язык может быть до 10%, согласно действующему законодательству. "Экс" снят на украинском, практически весь польский язык показан в трейлере. Его там очень мало.

- В последние годы появилась тенденция негативных персонажей делать русскоговорящими. В фильме "Стрімголов" Марины Степанской все персонажи говорят на украинском. Тогда как грабителей леса изобразили русскоговорящими. Как вы к этому относитесь?

- Неправда, там есть еще герои позитивные, например, диджей. Он тоже говорит на русском языке. Это уже баланс. Тем более, те, которые крадут лес, говорят суржиком, с таким тяжелым украинским акцентом. Если вы говорите о фильмах, где идет речь о войне и там показывают врага, то, конечно, они говорят на русском, потому что мы воюем с русскими.

- Я недавно брала интервью у режиссера-документалиста Вадима Илькова. Он сказал, что если снимать историю о военных в АТО, то это на 70% будет русскоязычный фильм.

- В документальном кино это одна история, тогда как игровое кино – это художественный вымысел. Вы когда смотрите "Гладиатора", вас не волнует, что все римские императоры говорят на английском, еще и на диалекте, причем северной части США. Вас это не волнует?

- А есть "Властелин колец", для которого специально придумали несколько языков, чтобы картинка выглядела реалистичнее. 

- Есть, слава богу. Пусть будут. Нет проблем с этим никаких, кроме того, чтобы получить именно государственное финансирование, вам нужно снимать фильм на украинском или делать перевод, как это было в случае Лозницы.

В Украине, между прочим, я открою вам страшную тайну, есть люди, которые не понимают русский язык. Это, во-первых. Это абсолютная правда, если вы таких не встречали, то это не значит, что их нет. Мы априори считаем, что все, кто живут в Украине, говорят и свободно понимают русский язык, это не так. Во-вторых, если вы хотите получить деньги от украинского государства, у нас есть одно условие - снимайте 90% на украинском языке.

Вы можете снимать за свои деньги, за деньги русских, кого угодно, на любом языке, это не запрещено. Мы же не запрещаем вообще снимать на русском языке, пожалуйста, снимайте. Мы просто не будем это финансировать.

- Когда за рубежом выходит новый фильм или сериал, очень быстро появляется русская озвучка самых разных негосударственных студий. Украинскую приходится ждать месяцами. Почему так происходит? Там выгодно озвучивать, а у нас нет?

- Как правило, русские легально покупают права сразу на весь постсоветский рынок и делают озвучку. В Украине вкладывать деньги в качественную озвучку или невыгодно, или очень рискованно. Все, что в Украине появляется на легальных сайтах, спустя час выкладывается на нелегальные, и тот, кто вложил деньги в озвучку, не может вернуть своих инвестиций.

В Украине уровень аудиовизуального пиратства абсолютно дикий. Практически сейчас нет такой технической методики, чтобы исключить кражу аудиовизуального контента. И государство, к сожалению, не борется с этой проблемой. Выросли уже целые поколения людей, которые считают, что это все должно быть бесплатным. Чтобы дубляж появлялся, зритель должен быть готов платить за него.

Ильенко считает, что Госкино должно финансировать только те фильмы, которые сняты на украинском языке. Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ 

"СУДЯ ПО НАСТРОЕНИЯМ, НОВЫЙ СЕЗОН "СВАТОВ" МЫ УВИДИМ"

- Как считаете, увидим ли мы в эфире новый сезон "Сватов", который уже снят?

- Это уже точно не ко мне вопрос, я не знаю. Судя по настроениям, я так понимаю, что увидим.

- В июле вы записали обращение к Зеленскому, в котором назвали "Сваты" его "Липецкой фабрикой". Позволю себе ремарку:российские товары я не покупаю пять лет. За Порошенко не голосовала, но конфеты "Roshen" ем, потому что считаю их вкусными и качественными. "Сваты" - качественный продукт в жанре комедийного ситкома. У него огромная аудитория, так зачем запрещать? Почему не дать людям смотреть то, что они хотят?

- Я эту параллель как раз провел, я тоже покупал конфеты "Рошен". А Госкино, кстати, финансировало фильм Зеленского "Я, ти, він, вона".Мы дали людям смотреть то, что они хотят на самом деле, как это ни странно звучит. Потому что сейчас нет юридических оснований отказать в выдаче проката.

Но вопрос в другом. Это иллюзия, что у людей есть возможность выбора контента, когда они смотрят телевизор. У нас есть 6 больших каналов, которые принадлежат 4 или 5 людям. Показывают они, в принципе, одно и то же. Поэтому если вам кажется, что вы что-то при этом выбираете, вы очень сильно ошибаетесь.

Во-вторых, есть какие-то вещи, которые являются неуместными в воюющей стране, когда, например, президент имеет бизнес в стране, которая официально признана страной-агрессором. Он может им не управлять, но он его имеет. Я не представляю себе Черчилля, который имеет бизнес в Германии 1939 или 1940 году, просто не представляю. Я не представляю себе английских любителей кинематографа, которые смотрят в это время фильмы Лени Рифеншталь, которые несомненно имеют высокую художественную ценность, хотя являются нацисткой пропагандой. Не представляю. Но это же искусство, ну и что там показан Гитлер. "Триумф воли" - это фильм, который повлиял на все мировое кино потом. Его цитировали, правда уже без Гитлера.

Так давайте, это же доступ к мировому искусству, мы же имеем право на это! Я хочу посмотреть, что бы сделали жители Лондона, которых бомбили, с людьми, которые бы начали такую риторику высказывать. В стране с такими традициями демократии, которые Украине и не снились. Мы все понимаем абсурдность такой ситуации, но у нас это возможно.

У нас возможно, когда один президент имеет фабрику в России, второй президент имеет отношение к созданию сериала, где снимается человек, который публично признает аннексию Крыма, оправдывает и ведет себя достаточно агрессивно, можете посмотреть в интернете. Добронравов даже не извинился перед своей украинской аудиторией

- Никаких цитат Добронравова в поддержку аннексии Крыма мы не нашли.

- Я не буду разбираться сейчас в цитатах Добронравова, мне это неинтересно. Его позиция была обнародована не единожды. И я даже не буду сейчас пытаться дебатировать, как можно то или иное слово трактовать в каком-то контексте, мне это просто неинтересно. Мы потом там дойдем до цитат Охлобыстина, Пореченкова, они недалеко друг от друга отошли. Дальше скажут, что Охлобыстин был пьяный и не понимал, где он. А Пореченков был под наркотой и не понимал, что стреляет…

- Охлобыстин и Пореченков остались в черном списке, а Добронравов – нет.

- Вот подумайте сами, почему. Административный суд так решил.

- Зеленский тогда отреагировал на ваше обращение?

- Нет.

"НАД ШУТКАМИ В "СЛУГЕ НАРОДА" Я СМЕЯЛСЯ"

- Фильмы студии "Квартал 965" подавались в этом году на питчинг в Госкино?

- По-моему, какой-то из продакшенов "Квартала" подал проект на конкурс документальных фильмов. Не полнометражных игровых нет.

- Последний фильм Зеленского "Я, ти, він, вона" сколько денег в бюджет вернул?

- Я готовился к этому вопросу. Сейчас посмотрю (достает телефон, – Авт.). Значит, он вернул больше 13 млн гривен нам за первые же полгода после премьеры.

- А сколько он получил?

- 17 млн. Но я хочу сказать, что это самая большая сумма, которая была оплачена с любого другого фильма пока что.

- Какие фильмы еще возвращали деньги?

- Почти все что-то возвращали частично. Мы перевыполнили план по наполнению спецфонда. План - 2,5 млн. За первые полгода мы собрали больше 20 млн.

Интересный кейс со "Скаженим весіллям". Они в абсолютных цифрах вернули меньше, чем другие. Но они единственные, кто вернул 100% и еще на этом заработал. Большую сумму перечислила СтарМедиа за "Секс і нічого зайвого". Большие суммы возвращали "Киборги", "Сторожевая застава" и "Украденная принцесса".

- Вы смотрели "Слугу народа"?

- Я смотрел фильм полнометражный "Слуга народа". И скажу честно, когда смотрел, смеялся над шутками. Я не считаю это шедевром, но мне было смешно. А сериал я не смотрел, видел какие-то эпизоды вырванные.

- Украинские сериалы смотрите?

- Сериалы украинские, российские и совместного производства мне нужно было много смотреть, чтобы определить, не нарушали ли они действующее законодательство. И, знаете, я понял, что если дальше это буду делать, то у меня со вкусом начнутся проблемы. Я почувствовал в какой-то момент, что они мне начали нравиться. И я эту функцию передал своим сотрудникам и коллегам.

КСТАТИ

"Меня назвали коррупционером и даже не извинились"

- В 2018 НАПК вас обвинило в выдаче поощрительных премий сестре (Мария Ильенко - начальник отдела государственного регулирования киновидеопроката – Авт.). Чем закончилась эта история?

- Я выиграл два судебных дела в связи с их обвинениями. Все фантазии НАПК суд не поддержал и установил, что я не нарушал закон. Я очень много времени, сил и нервов потратил. Вся эта история продолжалась пять месяцев.

После суда представители НАПК даже не подошли и не извинились за то, что назвали меня коррупционером. И новость о том, что проиграли суд не опубликовали на своем сайте. Я потратил 5 месяцев своей жизни, много сил и нервов на эту историю. Кстати, я мог бы потом на них подать в суд какой-то гражданский иск, но тогда у меня бы времени на работу не осталось.

Какие сериалы смотрит Ильенко

5 фильмов, которые советует посмотреть

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дети-двойняшки из "Сватов" рассказали о судьбе нового сезона