Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук переживает за парламент, если наступит день Ч: если, к примеру, по причине болезни под куполом Рады не смогут собраться 226 депутатов или что-то случится с залом пленарных заседаний (военная агрессия, блокирование из-за массовых акций протеста и т.д.). Потому и заговорил о введении системы онлайн-голосований в Верховной Раде. Причем уже не в первый раз.
Два года назад Руслан Стефанчук со своим братом Николаем (тоже парламентарий от партии «Слуга народа») предлагали в исключительных случаях проводить пленарные заседания и заседания парламентских комитетов в режиме видеоконференции.
Однако этот законопроект умер спустя полгода с момента регистрации в Верховной Раде: авторы его отозвали. Их идею забраковало Главное научно-экспертное управление парламента.
Во-первых, законодательная инициатива о внедрении онлайн-голосования депутатов перечит четким формулировкам Основного закона страны.
- Возникают определенные сомнения относительного того, может ли способ рассмотрения и принятия законопроектов в режиме видеоконференции считаться пленарным заседаниям Верховной Рады в том смысле, в котором это словосочетание употребляется в Конституции, - сказано в выводе парламентских юристов.
Во-вторых, непонятно, в каких условиях будет находиться депутат во время онлайн-голосования. Где гарантия, что депутат не сидит в этот момент под дулом пистолета? Только публичное голосование в стенах Рады дает гарантию отсутствия давления на депутата.
- Режим видеоконференции таит определенный риск, поскольку не дает гарантий защиты народного депутата от внешнего давления и не позволяет выяснить, насколько свободно происходит его волеизъявление во время видеоконференционного голосования, - заключили юристы.
Свои пять копеек вставили в бюджетном комитете Верховной Рады. Члены комитета поинтересовались, во сколько обойдется госбюджету задумка братьев Стефанчуков. Речь идет о сотнях тысяч или сотнях миллионов гривен? В сопроводительных документах к законопроекту авторы отметили, что использование онлайн-голосования не обременит госбюджет. Депутаты из профильного комитета усомнились и попросили предоставить четкое «финансово-экономическое обоснование». Стефанчуки этого не сделали.
Кстати, в смете Верховной Рады на 2022 год нет статьи расходов на обеспечение голосования в режиме видеоконференции. В документ заложили только 106 млн грн на «реставрационный ремонт зала пленарных заседаний с заменой системы электронного голосования и интегрированных с ней подсистем с использованием ID-карты народного депутата».
А пока в Верховной Раде только мечтают об онлайн-голосовании для депутатов, в Минцифре уже разрабатывают соответствующее приложение. Об этом еще в апреле этого года «КП в Украине» рассказал вице-премьер-министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Он сообщил, что получил задачу от президента - «сделать голосование и в Кабинете министров, и в Верховной Раде с помощью специального приложения и по электронной подписи».
Приложение будет иметь отменную процедуру идентификации личности. К примеру, с помощью FaceID (такая же система применяется в «Дії»). Также специалисты Минцифры нарабатывают «понятную IT-архитектуру, которая на каждом этапе пройдет серьезный аудит» и исключит вмешательство в систему извне и защитит от условного «вируса Петя».
- Каждый имеет право на голосование при принятии решения, но парламентарий лишается его, если заболел или пребывает в командировке. Все европейские парламентарии уже отошли от этой традиционной процедуры. Даже британский парламент: относительно некоторых законопроектов там предусмотрена возможность голосовать при помощи системы или электронных листов, или системы онлайн-голосования, или видеоизображения. И я бы очень хотел, чтобы у нас был предохранитель на случай чего и мы сохранили функцию и институционность парламента. Ведь это стабильность власти, стабильность принятия решений в государстве, - сказал в интервью «Интерфакс-Украина» Руслан Стефанчук.