У чиновников в Украине новые обязанности: с 23 июля, после публикации указа президента Владимира Зеленского, они обязаны указывать в декларациях отсутствие гражданства или подданства другого государства, а также документов, дающих право на проживание на территории чужой страны. Параллельно трое депутатов внесли в Раду
С начала 2021 года это уже пятая или шестая попытка закрепить вопрос о двойном гражданстве, и предложения колеблются от разрешения с ограничениями до введения уголовной ответственности за иностранный паспорт.
Почему эта проблема встала так остро и чем может помочь декларирование, выясняла "КП в Украине".
Указ президента вводит в действие решение Совета по национальной безопасности и обороне от 16 июля, но сама идея декларирования возникла раньше. В частности, она была прописана в законопроекте
|
- Нынешнее законодательство по двойному гражданству не дает ответов на все вопросы. Необходимо четко определить, кто может получить на него право, при каких условиях и когда. А для этого нужно декларирование, - говорит один из авторов законопроекта депутат Олег Дунда. – Моя команда убедила в этом Национальное агентство по противодействию коррупции полтора месяца тому назад. И я рад, что в СНБО поддержали такое решение.
В то же время депутат обращает внимание, что 4 марта президент уже подписывал указ, которым вводил в действие решение СНБО от 26 февраля 2021 "О неотложных мерах по противодействию угрозам национальной безопасности в сфере гражданства". Тогда Кабмину предписывалось в двухмесячный срок урегулировать вопросы двойного гражданства. Теперь правительство получает похожее наставление.
- Кабмину поручают выполнить то, что не выполнили, - констатирует Олег Дунда.
Тема двойного гражданства поднималась в разные времена, и толкование немного изменилось. Если лет восемь назад юристы апеллировали к Конституции, которая гласит, что никто не может быть лишен украинского гражданства принудительно, а только по доброй воле, то сейчас напирают на
К чиновникам другой подход - Закон "О государственный службе" прямо запрещает им быть бипатридами. В то же время…
|
- Обязанности чиновников декларировать второе гражданство нигде не записаны. Чтобы норма получила силу, это должно регулироваться законами, но не решениями Совбеза. В Конституции сказано - все государственные органы обязаны действовать исключительно в рамках закона. А у нас СНБО как отдельное государство и выше Конституции. Если закона нет, Совет не имеет права ничего сам себе придумывать. Или вносите поправки в действующие акты, или принимайте новый закон, - говорит профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Украинско-американского университета "Конкордия" Сергей Панасюк. – Иначе все инициативы очень легко оспорить в суде. Достаточно сослаться на статью Конституции о том, что госорганы обязаны действовать в рамках закона. И на, что в законах не прописано требование о декларировании.
Что касается лишения украинского подданства за гражданство России, то, по мнению специалиста по конституционному праву, действующий закон о гражданстве уже решает этот вопрос. А если выделить одну страну, то это будет избирательное право, которое не признается европейскими нормами.
- У нас каждый раз говорят про агрессора и войну, но в Евросуде будет принято во внимание, что дипломатические отношения не разорваны, война официально не объявлена, военного положения нет, - отмечает Сергей Панасюк.
Отчитаться о создании и внесении новых законопроектов по гражданству Кабинет министров должен в августе. Будут ли отражены в них декларации, неизвестно, потому что задача эта не из легких. Внести новую графу в электронную форму – пустяки, а вот как быть с контролем за внесенными в нее сведениями?
|
- Механизма получения информации о втором гражданстве нет. В международных договорах прописано, что государства могут не отвечать на запросы, если это противоречит их интересам. И Израиль, и Америка, и страны Европы обычно так и поступают, когда речь идет о бипатридах, - говорит бывший замдиректора Госбюро расследований, доцент кафедры уголовного права и процесса Киевского университета права НАНУ Александр Бабиков. - Допустим, даже нашли второй паспорт – не отвертеться. Но человек всегда может сказать, что вчера отослал заявление об отказе от гражданства этой страны. Проверить, правда это или нет, практически невозможно.
Юрист отмечает, что спецорганы могут получить информацию, получив доступ к реестру другого государства. В первую очередь это касается России или Беларуси. Там будет видно, что при совершении нотариальных действий гражданин пользовался не украинским паспортом.
- Но всегда возникнет вопрос о легальности получения такой информации. Она не легальная. Легальная предоставляется только по международному запросу, на который не дадут ответа. Каждая страна максимально охраняет такие сведения в собственных геополитических интересах, - констатирует правовед.
В то же время Александр Бабиков считает, что недооценивать проблему нельзя.
- Если смотреть комплексно, то двойное, тройное гражданство однозначно представляет опасность для государства и его суверенитета. Вопрос упирается в то, что все предложения пока выборочно били по тем, кто является мишенью для личной или политической расправы. Поэтому сначала нужно не водить декларирование, а продумать ответственность за недостоверные данные. Сейчас она существует только за сведения, которые имеют денежное выражение. Сначала нужно создать механизм контроля и решить, как и кто его будет осуществлять – миграционная служба, СБУ или какой-то другой орган, - продолжает Александр Бабиков. – А главное - установить для всех, без исключения, одинаковые правила игры. Потому что я уже сейчас вижу угрозу использования нового инструмента. Права одних будут ограничены, а другие продолжат хвастаться двумя – тремя паспортами и никак за это не пострадают.
Напомним, что декларирование имущества чиновника распространяется на его жену и детей, а декларирование гражданства – нет.
- А это не такой уж малозначимый момент. Многие высокопоставленные чиновники отправляют жен рожать в страны, например Америку, где гражданство ребенок получает автоматически. Он даже может не получать второй паспорт, пока это не будет нужно семье. И вот насколько мы можем уверены, что чиновник заинтересован в выполнении своих обязанностей, а не готовит себе новый плацдарм за рубежом? – ставит вопрос Александр Бабиков. - Если требуете для чиновников декларации, то идите до конца. Потому что через жену - гражданку другой страны его могут заинтересовать в сотрудничестве спецслужбы этого государства. Или оказывать давление. Если мы говорим о рисках, то давайте оценивать их все.
Отметим, что дискуссия пока разворачивается вокруг чиновников и граждан со вторым российским паспортом. Вопрос о разрешении двойного гражданства для обычных людей с повестки дня не снят. В марте министр иностранных дел Дмитрий Кулеба говорил, что он может решиться в пользу стран ЕС, чтобы "не мешать интеграции украинцев в общество".
КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТОЛОГА
По разным оценкам, сегодня двойное гражданство либо право на проживание в другой стране могут иметь от 3 до 5 миллионов украинцев. Но очевидно, что проблема упирается не в карту поляка на руках у просто заробитчанина, а в людей, имеющих доступ к деньгам и власти.
|
- Я думаю, муссируя тему бипатридов, хотят "подвесить" часть олигархов и политиков. Украинское гражданство защищает от депортации и возможной выдачи в другую страну, если там открыто уголовное дело, - говорит политолог Алексей Якубин. – С другой стороны, эти дискуссии могут преследовать и другие цели. Простому электорату нравится власть, которая хочет что-то отобрать у богачей. Да хоть бы два иностранных паспорта! Или фактор рынка земли. Сейчас иностранцы не имеют к нему доступа, но ничего не сказано о бипатридах.
Что касается российского гражданства, то кроме политической здесь также может быть практическая цель. Если гражданство РФ категорически запретят и найдут механизм обнаружения паспортов, часть людей может быть не допущена к выборам. Особенно, если будет решен вопрос о возврате неподконтрольных территорий.
БДИ
Когда говорят, что ответственности за двойное гражданство в Украине нет, это не совсем так. В 2012 году в Кодекс об административных нарушениях была внесена статья 197-прим, которая устанавливает наказание за нарушение обязанности сообщать об иностранном гражданстве.
Для обычного гражданина это штраф в размере от 10 до 30 не облагаемого доходом минимума (170 - 510 гривен). Для чиновников от 50 до 100 минимумов - 850 - 1700 гривен.
Кроме того, п.2 ч.1 ст.84 закона "О государственной службе", определяет второе гражданство как основание для увольнения чиновника в трехдневный срок со дня наступления или установления факта наличия такого гражданства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ