Николай Кулеба обновил свой Фейсбук-пост о суррогатном материнстве. Уполномоченный президента по правам ребенка объяснил, почему написал, что "супругами" могут оказаться и гомосексуальные пары, и насильники". Кулеба попросил не воспринимать его слова как дискриминацию. Чиновник сослался на законодательство, согласно которому воспользоваться услугами суррогатного материнства в Украине могут супруги, а по Семейному Кодексу - это мужчина и женщина.
- Для тех, кто воспринял текст как дискриминацию, хочу разъяснить, что именно я имел в виду. В соответствии с законодательством Украины, воспользоваться услугами суррогатного материнства в Украине может супружеская пара, согласно Семейному Кодексу Украины - это мужчина и женщина, брак которых зарегистрирован в органе государственной регистрации актов гражданского состояния. И поэтому те лица, которые не имеют соответствующего свидетельства, идут на обман, чтобы получить ребенка. Они создают фиктивные браки, подделывают документы, идут на другие "схемы", чтобы получить ребенка незаконным способом. При этом они нарушают как законодательство Украины, так и законодательство тех стран, куда они вывозят ребенка. И Украина не имеет доступа к достоверной информации о всех лицах, кто пользуется услугами суррогатного материнства. И дальнейшей судьбы детей. Здесь есть множество манипуляций и нарушений, о которых заявляют и представители посольств иностранных государств в Украине. Каждый имеет право выбирать свой путь жизни, но при этом не нарушая законодательство, - считает Кулеба.
Пост "Суррогатное материнство - шанс для родителей или торговля детьми?" Кулеба написал утром 28 мая. Пользователи оставили под записью более полутысячи комментариев. Уполномоченный по правам ребенка отметил, что в Украине суррогатное материнство – не контролированный рынок, в следствие чего ребенка можно сравнить с товаром, а суррогатную мать - с рабыней, так как она подписывается договор из десятков пунктов.
Правозащитный центр ZMINA
Ирина Мазур посоветовала чиновнику "не лезть в постель других людей". Игорь Легедза считает, что по логике Кулебы нужно запретить "продавать" футболистов, ведь это тоже может показаться рабством. Адвокат Сергей Антонов написал, что суррогатные матери подписывают "своего рода трудовой контракт", где прописаны все условия.
Анна Довгопол отметила, что после своего поста Кулеба и вовсе должен подать в отставку: "Если вы публично приравниваете гомосексуальные пары к насильникам, вам стоит просто уйти в отставку. Это, по меньшей мере, стыдно. А вообще это разжигание вражды и ужасный непрофессионализм. Попробуйте такое иностранным партнерам сказать".
|
В Украине снова начали говорить о суррогатном материнстве после того, как стало известно, что из-за карантина и закрытых границ страну не могут покинуть десятки младенцев, родившихся с помощью украинских суррогатных матерей. Уполномоченная по правам человека Людмила Денисова считает, что предоставление услуг суррогатного материнства иностранцам нарушает права детей. Главной проблемой является то, что Украина не может проконтролировать их дальнейшую судьбу. В июле 2018 года генпрокурор Юрий Луценко назвал суррогатное материнство в Украине "торговлей младенцами". Он заявил, что представителю медицинского центра "БиоТехКом" в Украине сообщили о подозрении по статье о торговле людьми, а главному врачу также по статье о подделке документов.