В ночь 3 января США нанесли ракетные удары по военной базе рядом с международным аэропортом Багдада. Погибло одиннадцать человек. Среди них: иранский генерал, командующий специальным подразделением "Аль-Кудс" в структуре Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Иране Касем Сулеймани и заместитель командующего Силами народной мобилизации Ирака Абу Махди аль-Мухандис.
Сулеймани отвечал за внешнюю военно-разведывательную деятельность Ирана. Иранцы называли генерала легендарной личностью. Его уважали, героизировали, восторгались - едва не боготворили. Чего стоит только тот факт, что похорон Сулеймани пришлось переносить на один день из-за огромного количества желающих попрощаться с ни ним. В давке погибли 56 человек, 213 получили различные травмы.
Абу Махди аль-Мухандис на родине известен как один из самых популярных борцов с терроризмом. Тесно сотрудничал с Сулеймани. Вел активную политику по сдерживанию США, "Исламского государства".
В Пентагоне заявили, что Сулеймани убили по указанию президента США Дональда Трампа. В США считают КСИР террористической организацией, а Сулеймани – причастным к атакам на американское посольство и военные базы США в Ираке.
"Сулеймани виновен в гибели миллионов невинных людей…Его надо было убрать давным-давно", -написал в "Твиттер" Дональд Трамп. The New York Times сообщила, что решение Трампа о ликвидации Сулеймани было спонтанным и принятым на эмоциях "за несколько минут".
Конгресс раскритиковал решение Трампа. В частности, спикер Палаты представителей США Нэнси Пэлоси заявила, что Конгресс не был уведомлен о готовящемся воздушном ударе по Сулеймани, потребовала от администрации Трампа немедленно проинформировать их о дальнейших шагах США в связи с последствиями убийства иранского генерала. Кроме того, на днях Палата представителей намерена принять решение об ограничении военных полномочий Трампа по Ирану – запретить без одобрения Конгресса проводить любые операции в восточном регионе.
Эксперты называют несколько внутренних причин, почему Трамп отдал приказ на уничтожение иранского генерала. Первая – перебить негативный эффект от скандала с импичментом. Сейчас информационный фокус переведен с темы возможной отставки Трампа на составление прогнозов о том, чем грозит ситуация на Ближнем Востоке, стоит ли ждать большой войны. Вторая - элемент предвыборной кампании, попытка создать Дональду Трампу образ борца с международным терроризмом.
Тем временем американские власти попросили своих граждан как можно быстрее выехать из Ирака, воспользовавшись любой доступной возможностью. Параллельно направили на Ближний Восток еще 3 тысячи военных (там уже находится около 5 тысяч).
Дочь убитого иранского генерала Зайнаб Касем Сулеймани заявила, что смерть отца вызовет еще большее пробуждение на фронте сопротивления" и "принесет более мрачные дни" для США.
- Трамп, ты навязчивый игрок, твой злой план вызвать разделение между двумя народами Ирака и Ирана с твоей стратегической ошибкой в убийстве как Хадж Касема, так и Абу Махди потерпел неудачу, и это только вызвало историческое единство между двумя нациями и их взаимную вечную ненависть к Соединенным Штатам, - заявила Зейнаб Сулеймани.
5 января правительство страны заявило о выходе из "ядерной" сделки от 2015 года. 7 января парламент Ирана провел внеочередное заседание, на котором признал армию США и Пентагон террористическими организациями. Прозвучало обещание "суровой мести за смерть генерала". За "голову Трампа" Иран, якобы, готов заплатить 80 миллионов долларов.
В ночь на 8 января Иран обстрелял две американские военные базы в Ираке. Погибли 80 человек.
- Этой ночью мы дали им пощечину… Это не было эквивалентно тому, что они (США, авт.) сделали (убийство Сулеймани, авт.), - заявил лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи. Высказалось и правительство Ирана. Представитель иранского правительства Али Рабии заявил, если США ответят на удары по базам в Ираке, то Тегеран примет еще более серьезные меры. Он также уточнил, что если США "больше не будут проводить безжалостные операции, в регионе наступит мир".
- У нас же нет никаких планов операций против других стран, в особенности мусульманских. Эти государства заявили, что не позволят США действовать против Ирана, - сказал Рабии. Такое уточнение было сделано неспроста. Накануне CNN со ссылкой на свои источники в КСИР, распространила информацию о том, что если американцы будут бомбардировать Иран, Тегеран нанесет удары по Хайфе (Израиль) и Дубае (ОАЭ). Израильский премьер Биньямин Нетаньяху уже предупредил: "Любой удар по Израилю спровоцирует сокрушительный ответ".
5 января парламент Ирака проголосовал за резолюцию, обязывающую правительство попросить о выводе войск США с территории страны.
- Несмотря на внутренние и внешние трудности, с которыми мы можем столкнуться, это остается лучшим для Ирака в принципе и практически, - заявил премьер-министр Ирака Адилия Абду-Махди. Реакция США на такое решение последовала незамедлительно. Трамп ответил: США не уйдет, пока им не заплатят за авиабазу, находящуюся в стране.
- У нас там очень дорогая авиабаза. Строительство стоило миллиарды долларов задолго до моего времени. Мы не уйдем, если они не заплатят нам за это, - заявил Трамп и пригрозил санкциями на случай, если Багдад предпримет "враждебные действия" в отношении Вашингтона. - Иранские санкции покажутся Багдаду мелочью.
Еще 5 января Дональл Трамп демонстрировал воинственность, заявляя, что если Тегеран "ударит по американцам или имуществу американцев", то 52 иранских объекта станут целями США.
- Число объектов, по которым США готовы бить быстро и сильно, равно количеству американских заложников, захваченных Ираном много лет назад", - отметил американский президент. Тегеран ударил 8 января. Первая реакция Трампа в "Твиттер": "Все идет нормально. Идет оценка жертв и повреждений". Американский президент пообещал сделать утром важное заявление. Многие расценили эти слова, как подготовку к обращению к нации, в котором Трамп официально сообщит о начале войны с Ираном. Но в Белом Доме отметили, что в ближайшее время Трамп не планировала общаться со СМИ.
Эксперты осторожно прогнозируют, что дело до новой большой войны не дойдет, все ограничится только ответными ударами.
- Ни одна сторона конфликта не желает полномасштабной войны. Если США не ответят на удар Ирана по своим базам, то эскалации не произойдет. Важно и как поведет себя Иран, ограничится ли он уже совершенным "ответным" ударом, - говорит директор Центра близковосточных исследований Игорь Семиволос. - Ситуация очень шаткая.
Саудовская Аравия предоставила доказательства причастности Ирана к атаке на ее нефтеперерабатывающие объекты.