Целесообразности в достройке ракетного крейсера "Украина", который в настоящее время простаивает на верфях Николаевского судостроительного завода, нет. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность продажи корабля. Такое мнение высказал гендиректор "Укроборонпрома" Айварас Абромавичус. Об этом сообщается на официальном сайте концерна.
"В Украине нет необходимости в крейсере такого масштаба, поэтому мы будем рассматривать возможность продажи этого крейсера. Мы будем строить новые корабли: меньшего масштаба и в большем количестве, исходя из потребностей наших Вооруженных сил", - сообщил Абромавичус.
Как известно, ракетный крейсер, который разрабатывался в 70-х годах XX столетия для уничтожения авианосцев в океанах, уже устарел морально и физически и не способен эффективно действовать в современных условиях. Кроме того, он не пригоден для применения в Черном и Азовском морях. В "Укроборонпроме" подчеркнули, что содержание недостроенного корабля обходится бюджету достаточно дорого, а если он затонет, то это приведет к экологической катастрофе, загрязнению акватории реки Ингул, Южный Буг и Черного моря.
О судьбе ракетного крейсера "Украина", который уже третье десятилетие стоит без дела у причальной стены ГП "Николаевский судостроительный завод", вновь заговорили после визита Владимира Зеленского в Николаев. Заржавевший ракетный крейсер президенту показал министр обороны Степан Полторак. Заявил, что корабль нужно разоружить. Само судно для военно-морских сил Украины ценности не представляет, хоть оборудование пристроим - для других кораблей.
- Задачи, которые возложены на данный крейсер - сопровождение авиаударных группировок на большие расстояния. Задач таких в Украине нет, потому его использование в качестве крейсера считаем нецелесообразным и предлагаем рассмотреть возможность его демилитаризировать, - определил долю крейсер Полторак.
Очень оперативно, 23 июля, уже через неделю после заявления министра обороны, гендиректор Николаевского судостроительного завода Валерий Калашников сообщил, поручение относительно демилитаризации уже подписано и в скором времени начнется демонтаж оборудования. Правда сам процесс не быстрый - займет порядка трех лет.
Крейсер "Украина", спущенный на воду в августе 1990 года, он так и остался стоять у причала Николаевского кораблестроительного завода.
До 1994 года крейсер достраивали и даже сформировали для него экипаж, но прекратилось финансирование, и людей распустили.
Вторую попытку достроить крейсер предпринял президент Леонид Кучма в 1998 году. "Украину" довели до состояния готовности 95%, но деньги снова закончились. В августе 2004 года было принято решение об открытии крейсера для экскурсионного посещения, однако и эта затея требовала средств, которых не нашли.
В июне 2010-го "Украину" захотела купить Россия, но через год тогдашний министр обороны РФ заявил, что возьмет корабль только даром.
В феврале 2016 года корабелы Николаева подали президенту петицию с просьбой сохранить "Украине" жизнь и дать возможность ее достроить. Воззвание собрало всего 87 голосов.
5 декабря 2017 года Министерство обороны Украины письмом № 220/8483 сообщило, что отказывается от ракетного крейсера "Украина".
В "Укроборонпроме" добавили, что готовы достроить корабль, однако для этого нужно будет заложить средства в гособоронзаказе.
Абромавичус родился и жил в Литве, но украинцам он хорошо знаком. В декабре 2014 года он возглавил министерство экономики Украины. Тогда же ему предоставили украинское гражданство. Чиновник говорит на русском языке и понимает украинский.
Именно в период его работы была запущена система электронных публичных закупок ProZorro. Также он начал большую реформу Государственных предприятий, которая включала обновленный процесс назначения директоров.
В феврале 2016 года Абромавичус подал в отставку и заявил, что не желает "быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами". Тогда же он обвинил первого заместителя главы парламентской фракции "Блок Петра Порошенко" Игоря Кононенко в блокировании работы его министерства.