Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что может передать США свой проект строительства "Стены", чтоб те отгородились от Мексики. По его словам, это позволит Вашингтону хорошенько сэкономить.
- Что интересно, фактически по нашему проекту балтийские страны так же начали строить границу... Если надо, то можем передать проект в Соединенные Штаты Америки - будет дешевле и эффективнее. Я, кстати, посчитал: по их расчетам, у них 1 км границы стоит около 10 миллионов долларов. Это в 30-40 раз дороже, чем тот проект, который имеется в Украине, - цитирует Яценюка агентство "Укринформ".
Стена имени Арсения Яценюка
Ограждение на украинско-российской границе строят третий год и все никак не могут достроить. Ведать, уж сильно это прибыльное дело. Стройкой десятилетия заинтересовались в Антикоррупционном бюро и прокуратура Черниговской области, заявив о хищении 1,8 миллионов гривен.
Тем временем пограничная служба просит дать ей еще 3,4 миллиардов гривен, чтобы достроить стену к 2020 году.
- В прошлом году (2016. - Авт.) было 200 млн гривен на реализацию проекта, на следующий год (2017. - Авт.) бюджет уже принят – выделено 200 млн гривен, поэтому проект будет продолжаться и пауз тормозящих не будет, - рассказал "КП в Украине" Олег Слободян, спикер Государственной пограничной службы Украины.
В 2014 году Арсений Яценюк заявил, что "Стена" обойдется бюджету в четыре миллиарда гривен, (133 миллиона евро по сегодняшнему курсу). По его словам, она должна была помочь защитить Украину от возможного вторжения России. Но из-за отсутствия денег в бюджете, от первоначальный проект удешевили, заменив сплошную стену противотанковыми рвами, минами, и забором. Цена упала до 66 миллионов евро. Затем из проекта решили убрать мины и упростить некоторые системы безопасности, снизив цену до 33 миллионов.
Строят медленно, но основательно?
Первым делом отгораживаться от соседей начали со стороны Харьковщины. В январе 2015 года корреспондент "КП" в Украине" увидел на границе лишь 30 метров "забора Яценюка", то в апреле 2016 года готово было 75 км ограждений. Начиналась работа в Черниговской и в неоккупированной части Луганской области.
|
Перед "Стеной" (она же "Европейский вал") - рокадная дорога, не размывается даже после сильного дождя.
Еще один элемент "умной границы" - сенсорный кабель: если нарушитель приближается к нему на 10 метров, в штабе сразу об этом узнают. Мало того - "разумности" кабеля хватает, чтобы распознать, человек это или животное. На интерактивной карте он выглядит, как огромная зеленая гусеница, сегментированная по участкам. На краю сенсорного кабеля стоит автомобиль "Тритон", который также транслирует картинку, - в Харьковской области таких всего два. Стоят они, к слову, по 14,8 млн гривен.
Вдруг в штабе завыли сирены - одна из частей гусеницы светится красным. Мы прикипаем глазами к монитору - нарушитель! Штабисты оперативно выводят на экран укрупненное изображение участка... Невысокий мужичок в кепке и светлой куртке пытается пролезть под забором, каким-то чудом не запутываясь в колючей проволоке.
- 304, прием! - пограничник из штаба тут же звонит коллегам "в поле", передает координаты.
Мужичок тем временем отчаянно пытается уже в третий раз атаковать неприступный забор... Но тут вылетает машина с пограничниками, две овчарки с громким лаем срываются с места и бросаются на нарушителя. В ужасе закрываю глаза, а когда решаюсь открыть - мужчину уже повязали.
- Да что ж вы так переживаете! - смеются в штабе. - Это учебный нарушитель, и костюм у него специальный - собачки-то работают по-настоящему, могут и укусить.
- Ого, прямо как в Голливуде! - восхищаюсь я. - Вы, наверное, дома и боевики не смотрите, на работе хватает?
Пограничники в ответ улыбаются.