Загрузить еще

Константин Красовский: "Власти хотят перекроить систему налогообложения в угоду производителям дорогих сигарет"

Константин Красовский:
Фото: Константин Красовский, заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ.

 Столь уважаемые ведомства, похоже, сочли возможным исковеркать принципы налогообложения сигарет в угоду производителям дорогой табачной продукции – считает Константин Красовский, заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ.

 Он комментирует: "авторы законопроекта заявляют, что его цель – борьба с контрабандой сигарет в Украину. Но с этой точки зрения, все нужно делать с точностью до наоборот, т.е. увеличивать адвалорную составляющую акцизного налога и не трогать специфическую". Дальнейший анализ ситуации экспертом показывает, что в результате снижении адвалорной составляющей акцизного сбора, дешевые сигареты дорожают, а более дорогие, наоборот, подешевеют. "Что-то бюджет выиграет на дешевой группе, что-то – потеряет на дорогой. Для наполнения казны смысла в этом нет никакого. Эти предложения, скорее, направлены на защиту интересов производителей дорогой табачной продукции. Если снижать адвалорную составляющую, производители дорогой продукции начинают платить сбор, вообще исходя из минимального акцизного обязательства", - говорит Константин Красовский.

 Напомним, что сейчас акцизный сбор на табачные изделия (основной налог на сигареты) состоит из двух частей – так называемой специфической и адвалорной. Специфическая ставка устанавливается в гривнях (в расчете за 1 тыс. сигарет), а адвалорная – как процент от максимальной розничной цены (ее размер каждый из нас может увидеть на пачке и она декларируется производителями). При этом во избежание занижения цен производителями (для уменьшения суммы адвалора) законодательно установлено минимальное акцизное обязательство, т.е. сумма, ниже которой акцизный сбор с каждой пачки быть не может. Не сложно заметить, что такая система налогообложения построена по принципу – чем дороже сигареты, тем больший налог с них взимается.

 Но законотворцы приняли решение поставить систему с ног на голову. В указанных проектах предлагается увеличить на 25% специфические ставки, а адвалорные, наоборот, уменьшить с нынешних 20% до 12% от максимальной розничной цены – это одна из самых минимальных адвалорных ставок в Европе. Эта мера, по мнению авторов законопроекта, поможет снизить контрабанду табачных изделий на территорию нашей страны и наполнить украинскую казну.

 Примечательно, но подобная логика поставила в тупик даже экспертов, которые всегда настаивали на том, что производство табака нужно держать "в ежовых рукавицах".

 Действительно, некоторые участники табачного рынка также небезосновательно считают этот проект закона элементом конкурентной борьбы.  "Законопроектом предложено ввести дополнительный налог на одну ценовую категорию продукции и освободить от налогообложения другую ценовую категорию той же самой продукции. Создается благоприятная конкурентная среда для конкретных брендов и определенных компаний", - рассказал источник в одной из табачных компаний. Кроме того, по мнению экспертов табачного рынка, неизбежное (в силу увеличения налоговой нагрузки) повышение цен на дешевые сигареты неизбежно приведет к увеличению контрабанды примерно в два раза от нынешнего уровня. А ведь даже сейчас проблема контрабанды табачных изделий стоит очень остро. Скажем, только за 9 месяцев текущего года из незаконного оборота было изъято 4,7 млн пачек контрабандных сигарет на общую суму 40,4 млн грн. Это были преимущественно дешевые табачные изделия производства Беларуси, Молдовы и Российской Федерации без украинских акцизных марок. И, как говорят эксперты – это лишь официальная статистика, а значит лиш малая верхушка айсберга.