Продолжать ли дрейф на Европу, чем мы, по сути, занимаемся вот уже два десятка лет при разных президентах? Или, наконец, вернуться к России и войти в создаваемый ею Таможенный союз?
Все диалоги с Западом заканчивались обещаниями больших "пряников" с одной оговоркой - в неопределенном будущем. Да еще и при условии выполнения встречных требований здесь и сейчас, болезненных для Украины. Параллельно нас удерживали от реальных интеграционных проектов на Востоке.
Полным ступором сейчас завершается очередной раунд переговоров Киева и Брюсселя о создании зоны свободной торговли. В конце сентября Украина формально присоединилась к другой зоне свободной торговли - в рамках СНГ. Что, по-видимому, означает, что на "перемовини" с ЕС мы опять впустую потратили время.
Судя по всему, наши власти резонно опасаются повтора 2008 года (а может, и более глубокого провала), когда вступление в ВТО, а также открытие рынков лишь наложились на мировой кризис. И именно все это в комплексе привело к известным результатам: наша экономика по объемам "сдулась" до состояния пятилетней давности, а гривна обесценилась почти вдвое, побив рекорды падения среди остальных валют мира. Потому, несмотря на очень серьезное лобби, наши переговорщики и поостереглись сдавать позиции, как того требовал ЕС. Уж очень высоки ставки и риски.
То, что углубление интеграции с ЕС не сулит Украине ничего хорошего и в первые же годы ЗСТ мы рискуем снова пережить 2008 г. (то есть произойдет очередной спад экономики, под давлением производителей из ЕС закроется ряд машиностроительных заводов, сократятся рабочие места), не раз прогнозировали отечественные экономисты. В исследовании, проведенном Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины в 2011 г. под руководством академика Валерия Гееца, в частности, указывалось, что от сотрудничества с ЕС выиграют только отдельные сырьевые аграрные отрасли, а также некоторые предприятия металлургической промышленности. Кстати, последние находятся в руках самых известных и влиятельных олигархов - видимо, только этим и можно объяснить столь закрытый формат как самих переговоров с ЕС, так и в целом упорство ряда украинских политиков в деле евроинтеграции.
Модель участия в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана иная – таков главный вывод НАН Украины. Вступая в ТС, мы получим прямые компенсации от РФ в виде преференций на уровне $11-12 млрд (это 1/3 годового бюджета Украины!), а также более дешевые кредиты и главное - инвестиции. Перед нами будут раскрыты прежде всего российские рынки, от чего выиграют наши машиностроительные (то есть высокотехнологические) предприятия - авиакосмический комплекс, ВПК, судостроение, приборостроение, производители оборудования для атомной энергетики и т. д.
Если Украина начнет интегрироваться в ТС, то по оценкам, которые признаются всеми, получит минимум вдвое более дешевый газ. То есть где-то на уровне Беларуси. Последнее означает восстановление конкурентоспособности базовых отраслей (новых рабочих мест в них), а также то, что тарифы ЖКХ можно будет не только не повышать (кстати, после выборов ожидается пока что их очередной скачок на 40-50%), но и сделать их более приемлемыми для простых граждан. За счет высвободившихся денег можно начать модернизировать и само ЖКХ - отремонтировать ржавеющие трубы и уменьшить перебои в городах с водой, электричеством, начать всерьез ремонтировать дороги. Наконец, выплачивать более высокие зарплаты, пенсии, стипендии.
Кстати, то, что средние зарплаты и пенсии в России сегодня примерно втрое выше, чем в Украине, - знают многие. Однако не всем известно, что за эти годы РФ удалось серьезно наверстать и в уровне жизни по сравнению со многими странами ЕС. По крайней мере международная статистика (МВФ, Всемирный банк) говорит, что в покупательной способности средних зарплат РФ сейчас где-то на уровне Польши, Балтии, Словакии и только вдвое уступает таким богатым странам, как Франция и Германия.
Итак, в бурно меняющемся мире перед Украиной сейчас простая дилемма. Наша страна может и дальше интегрироваться в Европу на правах "бедного родственника", постепенно превращаясь в "передовое" государство - поставщика на мировой и европейский рынки рапса или, например, семян подсолнечника. Другой вариант - вернуться в число технологичных государств с теми, с кем это уже не раз удавалось. А также с более доступными ценами на энергоресурсы и самое главное - без шоковых реформ, которые Украине пока только готовят.