Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Роман Васько: "Качественное образование - залог экономического развития государства"

Роман Васько:
Фото: - Следует создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно брать к себе на работу молодых специалистов, - уверен ректор Киевского национального лингвистического университета.

К сожалению, до сих пор отечественная система образования продолжает финансироваться государством по остаточному принципу. Выделяемых денег, как правило, хватает на скудные зарплаты педагогам и на удовлетворение самых скромных текущих потребностей учебных заведений. Конечно же, о развитии сферы образования в такой ситуации не может быть и речи. Чтобы Украина окончательно не осталась на обочине прогресса, ситуацию нужно менять незамедлительно. О проблемах системы образования и путях ее реформирования рассказал ректор Киевского национального лингвистического университета, четвертый номер предвыборного списка партии Наталии Королевской "Украина - Вперед!" Роман Васько.

А может, вернуться к традиционным экзаменам и конкурсам?

- Через несколько дней стартует новый учебный год. Довольны ли вы тем, как в этом году проходила вступительная кампания?

- Однозначно нет. Сегодняшние условия поступления полностью исключили из этого процесса сами вузы: школа выдает аттестат, государство проводит внешнее независимое тестирование, а нам оставили только функцию статистов, которые принимают документы. В порыве борьбы с коррупцией в вузах не заметили, как выплеснули младенца: учебные заведения должны влиять на качественный состав будущих первокурсников.

Для более наглядного понимания проблемы хочу вам привести один пример из жизни нашего учебного заведения. Мы - языковой вуз, но каждый год к нам поступают абитуриенты, которые объективно в нем не должны учиться. Речь идет о людях с серьезными дефектами речи. Они в родном языке не все звуки выговаривают правильно, а нам нужно научить их делать это на иностранном языке. И как нам подготовить из них высококачественных специалистов?

- То есть вы считаете правильным возвращение к экзаменам и конкурсам?

- Я считаю, что университеты, институты и академии должны проверять абитуриентов по профильным предметам. Сегодня по разным творческим специальностям - журналистика, изобразительное искусство, музыкальные и актерские специальности - проводятся творческие конкурсы. Это делают для того, чтобы отобрать наиболее талантливых абитуриентов. Но кто решил, что в политехнические вузы должны идти не самые талантливые? Разве нам не нужны талантливые и перспективные конструкторы авиатехники? В существующих условиях университеты не могут никак на это повлиять. Если будет определенная проверка по профильным предметам, то будет создан такой себе треугольник: школа - государство - вуз. Тогда можно будет говорить, что на первый курс любого учебного заведения поступают действительно лучшие абитуриенты, у которых есть необходимые способности.

- Насколько будет прозрачен такой процесс?

- С таким же успехом можно поставить под сомнение правдивость аттестатов выпускников либо результаты тестирования. Если будут учтены все три составляющие, о которых я говорил, в конечном итоге мы получим сбалансированное оценивание каждого абитуриента. По существующим же сегодня правилам мы видим абитуриента только во время так называемого "бумажного" поступления. Когда же документы приходят к нам по системе "электронного" поступления, то мы такого человека впервые видим во время посвящения в студенты и получения студенческого билета. 

Теплого места не искал

- По вашему мнению, за последние годы украинский абитуриент прогрессирует в уровне знаний? Он более мотивированный?

- Я бы так не сказал. Конечно, в этом году определенная видимость улучшения была за счет повышения до 140 баллов проходного уровня по профильным предметам, которые были получены во время внешнего тестирования. Однако когда я читаю лекции уже студентам, то вижу, что общий уровень подготовки даже по гуманитарным дисциплинам (литература, история, украинский язык) снизился. От коллег знаю, что в вопросе точных наук (физика, химия, математика) часто студентов приходится учить с нуля.

- Почему так получилось? В чем причина?

- Причина в общем качестве образования. За годы независимости мы потеряли то позитивное, что у нас было раньше. У нас было очень качественное среднее образование, и среднестатистический выпускник школы был более подготовленным, чем его нынешний "коллега". У нас почему-то забыли, что заложенное школой на 90 процентов определяет судьбу и успех человека. Первого учителя помнят всю жизнь. К некоторым любимым учителям приходят за советом, даже повзрослев. К школе надо относиться как к храму образования, а к учителям - как к гуру. Поэтому любые изменения в системе образования надо начинать со школы. 

- Чем тогда заинтересовывать учеников? Чем их мотивировать?

- Если, к примеру, брать изучение иностранных языков, то это нельзя делать только по учебникам. Для качественного изучения нужно общаться с носителями языка. Если нет такой возможности, то должны быть какие-то информационные и коммуникационные технологии, которые бы в этом помогли. Но у нас не все столичные школы имеют такие возможности, не говоря уже о сельских. На это просто не выделяются средства. Ненамного лучше ситуация с изучением таких естественно-научных дисциплин, как физика, химия, биология… В большинстве украинских школ оборудование этих классов образца середины 80-х годов прошлого века. 

Не так давно у нас в университете был студент, который после получения степени бакалавра поехал в США учиться на врача. Так вот в вузе, где он учится, у каждого студента есть свое рабочее место, личный микроскоп, практически в свободном доступе все необходимые реактивы. В таких условиях, по его словам, хочется идти к микроскопу и работать. Наши студенты даже медицинских вузов, не говоря уже о технических специальностях, о таком могут только мечтать.

- Вы баллотируетесь в парламент по списку партии "Украина - Вперед!". С чем связан этот шаг?

- Всю жизнь после окончания службы в армии я работал в университете. Я не искал теплого места, хотя, когда заканчивал Институт иностранных языков, многие выпускники шли работать в органы безопасности. Я много лет работаю и вижу, в каком направлении развивается страна и образование. К сожалению, это путь развития не вперед, а в сторону. Именно потому, что я знаю изнутри, как изменить ситуацию, я и принял решение идти в политику.

Через 5-10 лет сможем поспорить с Европой

- Какие первые шаги по отношению, в частности, к вузам вы намерены предпринять? 

- Вуз, по сути, начинается с садика и школы. Поэтому и реформу надо начинать даже не с вузов, а со школы и системы раннего образования. Мы понимаем, как важно привлекать лучших из лучших для обучения детей, как важно инвестировать в педагогов, которые будут обучать будущих лидеров. Не может учитель держаться на голом энтузиазме, ему нужна мощная поддержка со стороны государства. Что же касается вузов, то я разделяю идею их автономии, что позволит им развиваться. Кроме того, одно из основных направлений, которые мы ставим перед собой, - обеспечение выпускников первым рабочим местом. Оно должно быть гарантированно государством.

- То есть вы за возврат госзаказов?

- Госзаказ как таковой на сегодняшний день существует. Но дело в том, что университет делает вид, что распределяет выпускников на места, которые предлагаются предприятиями и научными учреждениями. Выпускники же делают вид, что они работают, потому что им платят ровно столько, чтобы они делали вид. Этот замкнутый круг надо разорвать, нужно обеспечивать выпускников рабочими местами с достойной зарплатой. Для этого следует создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно брать к себе на работу молодых специалистов. Если не будут объединены образование, наука и бизнес, мы не сможем достичь позитивных результатов в нашей экономике.

- Какой ваш прогноз на ближайшие годы для отрасли образования?

- Если нашей партии удастся реализовать все задуманное, то прогноз позитивный. Через 5-10 лет украинское образование, в частности высшее, станет конкурентоспособным как в Европе, так и в мире.