Каждый человек рано или поздно сталкивается с лекарствами — будь то обычные фитопрепараты или сложные антибиотики. Благо сейчас фармакология процветает, а от любой, даже мелкой, болячки есть множество препаратов. Запутаться в таком изобилии совсем просто. Да и подделке гораздо легче затеряться среди десятков тысяч лекарств! К тому же всегда есть риск, что врач выпишет вам именно те препараты, за «проталкивание» которых ему платит фармацевтическая фирма. «Комсомолка» выяснила, как уберечься от такого надувательства, как определить фальсификат и куда обращаться за помощью.
Поймать за руку
На отечественном рынке сегодня множество препаратов иностранных фармацевтических фирм. Конечно, конкуренция между ними с каждым годом нарастает, поэтому отдельные фирмы идут на определенные уловки. В первую очередь они налаживают контакты с медиками! Например, за каждое назначение обезболивающего препарата «нужной» фирмы врач может получить бонус в виде обычной канцелярии... Не говоря уже о более существенных вознаграждениях. Факт, безусловно, официально недоказуемый.
Но тем не менее случаев, когда вместо проверенного годами отечественного лекарства назначают вдруг импортное (но такого же действия), множество. Обычно в таких случаях врачи оправдываются так: прежний медикамент устарел, в нем нашли какое-то вредное составляющее и т. д. Или другой пример: медик рекомендует более дорогостоящий препарат, чем необходимо. Зачем? Дать возможность новой фирме раскрутиться в городе!
— Да, я слышал, что подобное существует. Возможно, врачи на это идут из-за низкой зарплаты, — говорит директор одной из одесских фирм Артем Ратушный. — Но за руку пока никого не поймали. Бывает, фирма платит врачу, чтобы он выписывал именно те лекарства, которые она поставляет. Но чаще всего лекарь старается разобраться, что за лекарство предлагают, и работает только с проверенными. И если оно сомнительного качества, то не идет на сговор. Как я знаю, 85% медиков добросовестно подходят к своему делу. Пациент сам должен смотреть, какой доктор перед ним, насколько он правильно подходит к лечебному делу. Нормальный доктор не будет настаивать на лекарстве, а только рекомендовать: решайте сами, но я бы сделал так. Кроме того, он предложит несколько аналогов - дорогих и подешевле.
Медработники уходят в бизнес
Понятное дело, в официальных органах от подобных фактов тоже открестились. Мол, ни о чем таком в регионе никогда не слышали, и даже тень подозрений на медиков никогда не падала! Но выяснился один нюанс: оказывается, врачи могут сотрудничать с фармацевтами.
— Мы только контролируем деятельность врачей, — сказали нам юристы, — и можем лишь давать рекомендации. Обычно какой-то врач себя скомпрометировал. А на нас шишки валятся. Врачи - не госслужащие, и мы не имеем права их наказывать. Это дело той организации, которая их приняла на работу. Медики могут совмещать лечение с сотрудничеством с фармацевтическими фирмами. Но это уже не в нашей компетенции.
Кстати, предложения фармацевтических компаний становятся уже реальной проблемой для медицины. Не секрет, что зарплаты в государственных больницах невысокие, а дистрибьюция какого-либо препарата — это возможность получить достойный заработок. Вот и уходят медики в другой бизнес.
Где качество, а где фальсификат
На самом деле фальсификат в аптеках Одесской области обнаруживают в 30%. А приходит их ни много ни мало больше тысячи наименований! При этом, когда речь идет о некачественных пилюлях, это еще не означает, что в руки пациента попал фальсификат. Просто в купленном лекарстве содержание основных веществ немного отличается от того, что написано в аннотации. А фальсификат — это уже полностью подделка. Например, вы думаете, что купили обычный аспирин, а в вашей упаковке... обыкновенный глюконат кальция.
— К сожалению, препараты украинских производителей вызывают больше вопросов по качеству, чем лекарства иностранного производства, — говорит Артем Ратушный. — Поэтому врачи зачастую рекомендуют импортные лекарства. Иногда по действию они гораздо лучше отечественных. А подделывают как те, так и другие лекарства, особенно таблетки, наполняя их витаминами или кальцием. Недавно была обнаружена партия фальшивого супрастина. Упаковка была сделана один в один, ничем не отличишь от настоящего. Но была одна маленькая ошибка, по которой и вычислили фальсификат — на дате срока годности стоял другой год.
Фальсифицируют препараты в основном из стран СНГ, Польши или бывшей Югославии. У этих лекарств недостаточная степень защиты.
Подпольщики подменяют антибиотики
Кстати, поддельные лекарства — это совсем не плохой вид бизнеса. Если фармацевтические компании тратят на разработку нового препарата до 2 миллиардов долларов и 10-15 лет и окупают затраты примерно за 5 лет, то у фальсификатора затраты и время значительно сокращены. Тем более при нынешнем изобилии товаров подделке затеряться очень легко. Случается, что, если европейская компания заказывает какой-то компонент в Индии или Пакистане, там иногда сразу же изготавливают оригинальную упаковку и продают основу препарата как исходник.
Или другой распространенный приемчик: если в состав лекарства входит какой-нибудь антибиотик последнего поколения, подпольщики вместо него добавляют обычный пенициллин. Прямого ущерба для здоровья нет, но и помощи организму минимум. Интересный факт, если известный препарат, который производит определенная фирма, вдруг начинает выходить с логотипом другого производителя, пугаться не стоит. Дело в том, что в среднем через 5 лет компания, которая разработала лекарство, может продать патент другим фармацевтическим фирмам. Хотя тут нужно понимать, что копии редко бывают лучше оригинала.
В тему
За разглашение диагноза по проблемам психиатрии и онкозаболеваний могут лишить лицензии
Узнать диагноз человека — уже давно не проблема. Особенно если личность известная! Врачи не скрывают нюансы болячки. Правда, пока до уровня своих западный коллег, которые продают истории болезней звезд прессе, у нас пока не дошли. Или будем надеяться, что не дошли... К сожалению, мало кто вспоминает о врачебной тайне и конфиденциальности общения между врачом и пациентом. У нас разглашается все и всем — и ни один врач за это не наказан.
— Будь то публичный или непубличный человек, врач не имеет права разглашать его диагноз и говорить о сути заболевания с прессой или посторонними лицами, — говорит Алла Прохорова, заместитель начальника городского Управления охраны здоровья. — Если будет доказан факт разглашения врачебной тайны, такому медику грозит уголовная ответственность. Но такого я еще не встречала.
То есть в случае, если врач рассказал третьим лицам о заболевании и это было без согласия пациента, можно спокойно отправляться в прокуратуру.
На заметку
Стоит насторожиться, если в больнице:
— направляют на анализы в частную клинику;
— рекомендуют покупать лекарство в конкретной аптеке, хотя это известный препарат, который можно найти в других местах;
— выписывают рецепт на средство, которое продается и без него;
— назначают таблетки без обследования или анализов;
— назначают огромное количество препаратов и даже не объясняют, зачем они нужны.
Доктор может на полставки работать в клинике, а основной его доход будет от работы с фармацевтической фирмы (500-1000 долларов в месяц).
Фальсифицируют препараты в основном из стран СНГ, Польши или бывшей Югославии. У них недостаточная степень защиты.
Важно
По статье 145 «Незаконное разглашение врачебной тайны» Уголовного кодекса Украины врачу, который, используя профессиональные или служебные обязанности, предал огласке диагноз пациента, грозит: штраф до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или общественные работы на срок до 240 часов, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет.
Кстати
Нет записи в карточке — иди жаловаться!
А участковые врачи в последнее время ввели новую «моду»: они не делают записей в амбулаторные карточки! Зачастую медики наспех пишут названия лекарств на клочке бумаги, впихивают в руки пациенту и спешат отделаться, пока тот не заметил, что визит и назначение не отражены документально. Если больному повезло (он выжил и выздоровел), тогда врач задним числом заполняет его карту. Если нет — с участкового медика взятки гладки: попробуй докажи, что несчастный пациент был у него на приеме да ему еще и что-то выписали!
Так вот, запомните: это одно из строжайших нарушений, поскольку врачи, к которым в дальнейшем будет приходить пациент, попросту не будут иметь полной картины заболеваний человека. И если врач, к которому вы обратились, боится заполнить карточку, смело идите в городское или областное управление здравоохранения и там сообщите (желательно письменно и с регистрацией в журнале) о нарушении ваших прав. Правда, для врача это закончится не более чем обыкновенным дисциплинарным выговором.
Куда обращаться
На качество медицинского обслуживания — в городское управление здравоохранения: тел. 32-78-44, Коблевская, 13.
По вопросу качества лекарственных препаратов — в Государственную инспекцию по контролю качества лекарственных средств в Одесской области: тел. 786-90-40.
Комментарий специалиста
— Много ли подделок лекарств продается в Одессе? — спросили мы у доктора медицинских наук, профессора, академика Виктора Рафаиловича Файтельберга-Бланка.
— К сожалению, подделок не только в Одессе, но и во всей Украине хватает. В 2002 году я и мои коллеги обнаружили, что тампалгин не вызывает обезболивания при простатитах, и тут же обратились в отдел контроля качества лекарственных препаратов. Были сделаны анализы и обнаружено, что в нем отсутствует кодеин. Представьте себе, сколько тысяч тонн наркотика ушло налево. И ведь кто-то заработал на этом миллиард долларов. Об этом мы поставили в известность Министерство здравоохранения Украины и СБУ. Я не знаю, были ли найдены виновники. Но, чтобы произвести такое количество фальсификата, нужно несколько заводов. Имеется много препаратов (анальгин, папаверин, дибазол), которые подделываются нечестными фирмами, и вместо папаверина в ампулах продают дистиллированную воду.
Поэтому я считаю, что необходимо придавать большое значение организации контроля качества лекарственных препаратов, которую возглавляет Валентин Решетняк, кандидат медицинских наук. Также активно действует наша организация медиков фармацевтической ассоциации Богомольца. Провизоры и фармацевты, обнаружив подделку, немедленно информируют официальные власти и помогают выявить сфальсифицированный препарат в аптечной сети. Подобные «лекарства» обнаруживаются несколько раз в месяц.
— Кто же занимается подделками?
— Обычно левые «цеха» крупных промышленных фармацевтических фирм, в том числе украинских. Выявить их очень сложно. Они ничем по внешним качествам не отличаются от истинных лекарств. И только иногда случается прокол, который приводит к разоблачению.
— Виктор Рафаилович, действительно медики сотрудничают с фармацевтами?
— Да. И я в этом ничего плохого не вижу. Ведь часто врачи выбирают солидные фирмы, которые сами борются с подделками. И сами медики, наблюдая, что у больного не наступает улучшения, заключают, что это фальсификация.
— А верно ли, что врачи иногда выписывают дорогие лекарства вместо дешевых, сотрудничая с фармацевтическими фирмами?
— Вот в этом, с моей точки зрения, глубокое заблуждение журналистов и самих больных. Ведь дорогостоящее лекарство по своему действию выгодно отличается от дешевого. Разве можно сравнивать устаревший адельфан, понижающий давление, с новыми норваском или ринетеком.
— А как могут пенсионеры купить эти лекарства?
— В настоящее время могут. По просьбе заместителя председателя облсовета товарища Петросяна, курирующего пенсионеров, наша организация медиков фармацевтической ассоциации Богомольца, фирмы «Нитка Ариадны», «Мир», «Панацея» заключили договор и в своих аптеках отпускают лекарства со скидками. Перечень этих аптек, кстати, публиковался в «Комсомолке».
— По вашему мнению, какие лекарства лучше: импортные или отечественные?
— У нас в Украине почти не развита фармацевтическая промышленность. И техника далека от совершенства. Отечественные лекарства менее активны, чем импортные. Самыми качественными считаются препараты производства США, Франции, Италии, Болгарии.
— И все-таки можно ли каким-то образом избежать подделки?
— Нет. Если есть нечестные люди, то фальсификат будет везде. Будь это джинсы или лекарства.
— Вы сами как руководитель фармацевтической фирмы можете определить ненастоящее?
— Определить подделку можно только лабораторным методом. И я считаю, что за преступную деятельность по изготовлению фальшивых лекарств надо наказывать строже, так как здесь наносится вред здоровью людей.
Фото Александра Шепелева из архива «КП».