С утра на причале № 16 выстроилась очередь из желающих попасть на «Сан Джусто». Документы не требовались, но итальянцы внимательно досматривали посетителей, особенно… девушек.
— Мне нравится, какие они подтянутые, — призналась Лена. — У нас редко встретишь моряка, который так тянет спинку. И все похожи на Челентано.
— Меня зовут Леонардо, так же как и Винчи, — представился гид на английском языке, — вы находитесь на десантном корабле типа амфибии. На его борту могут находиться 515 человек.
По бортам — спасательные лодки. В одной такой может поместиться 18 человек. Пока гид рассказывал, мы познакомились с Джованни.
— На корабле проходят практику курсанты военно-морской академии Ливорно, — рассказал моряк, — 120 человек. Среди нас, кстати, есть даже украинец из Севастополя и азербайджанец.
Мы сначала, конечно, заинтересовались украинцем. Но наш соотечественник так, видимо, обрадовался прибытию к родным берегам, что на борту его не оказалось.
— Игорь гуляет в городе, — широко улыбнулся Джованни. Зато с Джафаром мы пообщались:
— Я здесь по договору, — сказал азербайджанец, — так сказать по обмену. Мы учимся у них, они у нас. Отличаются не только оснащение, но и принципы подхода к военно-морскому делу. Так, если в нашей армии за провинность меня бы отправили в наряд, то тут… лишают увольнения.
Джафар познакомил нас со своими коллегами, юношами и девушками.
— Мне нравится служить в военно-морских силах, — улыбается Франческа, — я люблю море и посещать разные страны.
Джованни уже выучил несколько русских слов: добрый день, спасибо. Особенно ему понравилось «пока» и махать ручкой. За урок языка он раскрыл нам страшный секрет — что едят итальянские моряки.
— День начинается с ланча, потом второй ланч, обед и ужин, — говорит итальянец. — Подают пиццу, яичницу, бекон. Из напитков кофе и вино. Кофе пьют крепкий и маленькими чашечками. Вино и пиво по праздникам. Как и пирожные, и торты.
На капитанском мостике могут одновременно находиться 8 человек. Если вдруг офицер, выполняя свою работу, сядет на место капитана, он обязан угостить кофе… всех офицеров. Вот такая итальянская традиция.
В кают-компании — своеобразный музей памятных знаков.
— А вот здесь наша самая дорогая реликвия, — говорит капитан корабля Андреа Тони, — флаг, который был поднят на «Сан Джусто» во время спуска на воду. А само имя корабль получил от святого Джусто, покровителя города Триеста.
На флаге корабля изображены гербы четырех провинций, которые составляют республику. Само судно состоит из 8 этажей: 5 выше палубы и три ниже. С мостика капитана хорошо видны морвокзал и море.
— Ваше Черное море темней, чем Средиземное, — поделился Андреа, — такого мы еще не видели, — оно солонее и осадка корабля выше. Но попасть в другие условия нам полезно. Дальше мы следуем на Средиземку.
На выходе посетителям раздавали плакаты и альбомы. Леонардо подавал руку женщинам и детям, помогая сойти по трапу.
— Ариведерчи, — прощались экскурсанты, тоже немного подучившись итальянскому.
— Пока! — отвечали гости. — До встречи!
В экипаже оказались украинец и азербайджанец
ТТХ
Длина 133 м
Ширина 20,5 м
Водоизмещение 8000 тонн
Запас хода 10000 морских миль
Год постройки 1994
Скорость 20 узлов
Экипаж 180 человек
Вооружение: пушка OTO-MELARA 76/62. На палубе может находиться одновременно 4 вертолета.
А как вы относитесь к визитам иностранных моряков в Одессу? Свои мнения можете высказать сегодня, 21 августа, с 12 до 13 часов по телефону 728-80-39.