На вопросы читателей «Комсомолки» отвечает Наталья Николова, начальник отдела организации работы вокзалов, пассажирских станций, перевозки багажа и тарифов пассажирской службы Одесской железной дороги.
Что делать, если проездные документы остались у провожающего? У вас есть три часа
— Провожающий, у которого остались билеты, не позднее трех часов с момента отправления поезда обязан сдать билеты начальнику станции (вокзала), — говорит Наталья Николова. — Тот сообщит начальнику поезда и начальнику станции (вокзала) на пути следования. Во время остановки поезда пассажиру выдадут новые проездные документы. Но телеграмму или телефонограмму оплачивает провожающий, у которого остался билет. Проездные документы, предъявленные провожающим, гасятся штемпелем «Чинність проїзного документа припинена по станції...» и остаются у провожающего.
Возвращение платежей за вторично приобретенный проездной билет осуществляется по заявлению, поданному в Управление железной дороги при предъявлении погашенного и вторично приобретенного проездного билета. Если на протяжении четырех часов после отправления пассажира не будет получена телефонограмма от начальника станции (вокзала) отправления, то пассажир считается безбилетным и обязан заплатить штраф и стоимость проезда от станции посадки до станции назначения и покинуть поезд.
Если вы отстали от поезда
— То должны обратиться к начальнику станции. Он обязан телеграфировать начальнику станции по ходу поезда, на которой расписанием предусмотрена не менее чем десятиминутная остановка. Про снятие вещей и проездного документа оповещается и начальник поезда. После этого пассажиру бесплатно выдается билет до станции, где находятся его вещи, а оттуда он также бесплатно может продолжить свое путешествие на следующем поезде.
Проводник, который обнаружил, что его пассажир отстал от поезда, обязан немедленно оповестить начальника поезда и обеспечить сохранность вещей отставшего пассажира по акту. О снятии вещей телеграммой или телефонограммой оповещается пассажир и начальник той станции, на которой он остался. Телеграмма дает право пассажиру бесплатно доехать первым попутным поездом до станции, на которой находятся его вещи и проездные документы. Далее пассажир оформляет в кассе билет для дальнейшего проезда до станции назначения за свои деньги.
Если вы проехали станцию
— Проводник вагона обязан предупреждать пассажиров о прибытии поезда на станцию, указанную в проездном документе, не позднее чем за 30 минут. В случае проезда пассажиром станции назначения составляется акт, который подписывают начальник поезда, проводник вагона и пассажир. Акт удостоверяется штампом станции. Этот акт дает право пассажиру доехать до станции назначения бесплатно.
При посадке в вагон выясняется, что на одно место проданы два билета
— При возникновении подобных ситуаций начальник поезда и проводник вагона обязаны допустить пассажиров в вагон и принять меры для предоставления им места, — говорит госпожа Николова. — В случае отсутствия мест в вагоне начальник поезда обязан найти пассажиру место в другом вагоне этого же состава, если пассажир не возражает.
В случае предоставления места в вагоне более высокой категории доплата за разницу в цене проездного билета не производится. Если пассажиру вместо купейного предоставлено место в плацкартном вагоне — ему должна быть возвращена разница в стоимости проезда. В случае невозможности предоставления пассажиру места в этом же поезде при его согласии — предоставляется место в ином поезде с бесплатным переоформлением проездных документов. Если вы отказались от предложенных мест, вам обязаны возвратить стоимость проезда и услуг.
Можно ли следовать своим маршрутом, если у вас украдены, утеряны проездные документы
— Вы должны сообщить о случившемся милиции железнодорожной станции и получить соответствующую справку. Сама справка, выданная милицией, не дает право на получение бесплатного билета, но позволяет приобрести билет вне очереди. Если же проездные документы украдены у пассажира по пути следования или потеряны им при пересадке, а приобрести новые билеты нет средств, пассажир может поручить телефоном, факсом любому физическому или юридическому лицу оплатить стоимость билета в любой железнодорожной кассе.
Начальник станции, на которой оплачен проезд, телеграммой сообщает начальнику станции пребывания пассажира об оформлении проезда. На основании этой телеграммы пассажиру выдается проездной документ до места назначения.
Пассажир много должен. А на что он имеет право?
— Мало кто знает, что пассажир имеет право прервать путешествие на любой станции по маршруту своей поездки и задержаться там на срок до десяти дней. Для этого в течение четырех часов с момента прибытия на промежуточную станцию пассажир должен обратиться к начальнику вокзала, чтобы тот поставил специальный штамп в железнодорожном билете. Затем в кассе можно потребовать новый билет до места назначения, оплатив при этом лишь стоимость плацкарта.
В «Правилах перевозки пассажиров» указано, что за задержку отправления поезда или его опоздание железная дорога обязана выплатить пассажиру штраф за каждый час задержки в размере 3% стоимости проездного документа. Однако размер штрафа не должен превысить стоимости проезда. Стоит помнить, что железная дорога вправе не платить штраф, если докажет, что задержка поезда произошла из-за непреодолимой силы, или устранения какой-либо неисправности, угрожающей жизни и здоровью пассажира, или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.
Пассажирам стоит знать, что если они сдают билет за 15 часов до отправления поезда, то им возвращают стопроцентную стоимость билета. При возврате билета не позднее, чем за четыре часа до отправления поезда, вам возместят стоимость билета и половину стоимости плацкарты. При сдаче билета менее чем за четыре часа до отправления поезда вернуть удастся лишь деньги за билет, цена плацкарты в таком случае не выплачивается. Такую же компенсацию можно получить в случае опоздания к поезду не более чем на три часа или, в случае болезни, не позже трех суток с момента отправления поезда.
Согласно правилам работы привокзальных туалетов, право на бесплатное их посещение, кроме списка льготников (военные, инвалиды и т. д.), имеет также категория лиц, обозначенная как «пассажиры». Так что если у вас есть билет на поезд, отходящий не более чем через полчаса, или на поезд, прибывший менее получаса назад, вы можете посетить туалет совершенно бесплатно.
А что входит в обязанности проводника?
— Несмотря на то, что проводник перед прибытием на конечную станцию чаще всего требует от пассажиров занести ему «постель», согласно «Правилам перевозки пассажиров», он обязан за полчаса до прибытия поезда самостоятельно забрать белье у пассажиров. Эта работа оплачивается из поступлений от продажи билетов. Кстати, теперь пассажиры на межгосударственные железнодорожные рейсы смогут оплатить постельное белье только через билетную кассу.
Какие еще услуги обязана предоставить пассажирам «Укрзализныця»
— Во время проезда можно послушать музыку, а в оборудованном поезде — просмотреть теле- и видеопрограммы. Не описана, правда, в правах обратная сторона услуги — имеет ли пассажир право не слушать музыку в случае неприятия, например, серии «Звезды русского шансона». Зато сказано, что проводник может предоставить настольные игры (шашки, шахматы), газеты и журналы. Также пассажир вправе попросить нитки, иголку и ножницы у проводника. Также по закону пассажир может получить бесплатно (все входит в стоимость билета) дорожный набор продуктов питания, постель и санитарно-гигиенические приборы, если он едет в купе и СВ-вагонах повышенной комфортности. Людям, нуждающимся в помощи, проводник обязан застелить постель. Также пассажир вправе потребовать уборки купе, вагона или санузла.