Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

...Таким, возможно, будет. Фото из архива «КП».

Соперничали наиболее достойные

Что ж, удивляться здесь нечему. Начать хотя бы с того, что конкурс вообще состоялся. Еще год назад потенциальные инвесторы едва ли не в очередь выстраивались, чтобы поучаствовать в намечающемся проекте – расширить воздушные ворота Одессы. Ее географическое положение, климатические условия, а также все возрастающие объемы грузовых и пассажирских перевозок давали перспективу стать важным перевалочным пунктом для стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Значит, сулили хорошую выгоду. Потому и предложения поступали отовсюду – из Австрии, Швейцарии, Китая, России и других стран. В общей сложности их набралось около двух десятков. А на заключительном этапе, когда настала пора выбрать наиболее достойного из соискателей, дело застопорилось: в мире разразился финансовый кризис.

– Пришлось дважды продлевать сроки проведения конкурса, – рассказывает «Комсомолке» член горисполкома Николай Андриенко, возглавивший конкурсную комиссию. – На этом настаивали конкурсанты. Им требовалось время, чтобы заново пересчитать и оценить свои возможности.

 

Город начинал своими силами

К слову сказать, цена вопроса была 250 млн. долл. США. В итоге ряды инвесторов дрогнули. Кто-то сразу предпочел сойти с дистанции. А кто-то попытался диктовать свои условия, неприемлемые для города. Более того, раз за разом наносили болезненные удары чиновники из высоких кабинетов. Речь идет о попытках Министерства транспорта и связи и других государственных структур вернуть аэропорт из коммунальной собственности в государственную. Стоит напомнить, в 2000 году Одесса получила глубоко убыточный объект. А уже через 5 лет предприятие расплатилось с долгами и стало приносить прибыль. Теперь ее хватает уже на то, чтобы своими силами начать реконструкцию аэропорта. Только в прошлом году на это ушло около 10 млн. грн. Поэтому неслучайно реакция депутатов горсовета была однозначной: аэропорт должен оставаться в коммунальной собственности и возврату государству не подлежит.

– В итоге предпочтение было отдано компании «Гепард плюс», – продолжает профессор Андриенко. – Она приняла все наши требования, в том числе и по совместной деятельности, размерам инвестиций. Более того, предложила увеличить затраты до 265 млн. долл.

 

Новосибирск, Астрахань, Алматы, а теперь Одесса

Тот факт, что фирма имеет одесскую прописку и мало кому известна, не должен вводить в заблуждение, пояснил Николай Николаевич. Данное предприятие было создано в июле 2007 года. Учредителем «Гепард плюс» является компания «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», которая специализируется на осуществлении инвестиционной политики в области строительства и эксплуатации аэропортов. Она принимает участие в реконструкции и эксплуатации аэропортов «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Компания также является акционером международного аэропорта «Алма-Ата» (Алматы). Управление активами, принадлежащими компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», осуществляется через управляющую компанию «Новапорт».

Компания, являющаяся учредителем ООО «Гепард плюс», отвечает условиям конкурса и имеет успешный опыт участия финансирования, эксплуатации, развития и реконструкции аэропортов. Компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД» и «Новапорт», которая также будет принимать участие в модернизации и управлении МАО, входят в группу компаний «AEON Corporation». Суммарный пассажиропоток, программы развития которых реализует группа компаний «AEON Corporation», по итогам 2008 года составил около 4 миллионов пассажиров.

 

Программа отвечает всем требованиям

Программа инвестиций, предложенная группой компаний «AEON Corporation» через «Гепард плюс», полностью отвечает требованиям технико-экономического обоснования плана стратегического развития коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», который был разработан Украинским государственным проектно-технологическим научно-исследовательским институтом «Украэропроект» и согласован с государственной авиационной администрацией Украины.

– Инвестор проявил определенную гибкость и пошел навстречу городу, – объяснил Николай Андриенко сам факт одесской регистрации фирмы-победительницы. Иными словами, налоги с доходов компании останутся в городе. А если учитывать некоторые особенности нашего законодательства, такой шаг выглядит вполне оправданным.

– В то же время были и спорные моменты, – продолжает профессор. – Хотя они и не носили принципиального характера и касались главным образом сроков окончания тех или иных работ, подогнанных под Евро-2012. Кроме того, инвестор в своих предложениях не предусмотрел строительства выставочного комплекса. А его планировалось использовать как временный терминал для пропуска пассажиров во время проведения футбольного чемпионата.

 

Кстати

В предстоящие три года воздушная гавань Одессы практически полностью преобразится. Ожидается, что после первого этапа реконструкции, рассчитанного до 2012 года, транспортный комплекс приобретет статус международного транзитного аэропорта 2-й категории ИКАО. Запланировано построить новую ВПП длиной 3 200 м, рулежные дорожки, аэровокзальный комплекс. Реконструкция предусматривает также увеличение до 80 мест стоянок воздушных судов, модернизацию светосигнального и метеооборудования, цеха бортового питания, внутренних сетей и сооружений. Будут возведены выставочный комплекс, отель на 250 мест, паркинг, рассчитанный на тысячу машин.

Да, у некоторых складывается впечатление, что аэропорт реконструируется специально под Евро-2012. Это не так. Город инициировал проект еще до того, как было принято решение о месте проведения футбольного чемпионата. Другое дело, что это событие заставило пересмотреть сроки выполнения некоторых работ, сдвинуть планы. Но развитие событий – увеличение грузопотоков, привлекательность региона – сделало этот процесс неизбежным.

– Мы исходили из того: примет Одесса Евро-2012 – отлично. Не будет этого – все равно будет развиваться в соответствии с ранее намеченными планами.

 

Мы помним, как все начиналось

Конкурсу предшествовала напряженная работа на протяжении двух лет. В конце 2006 г. распоряжением городского головы была создана рабочая группа по выработке предложений по реконструкции аэропорта. Ее целью было наметить перспективу и стратегию развития аэропорта, определить критерии поиска инвесторов. С самого начала было ясно, что город не осилит такой объем работ и требуется некое компромиссное решение, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности.

Рабочая группа многое успела сделать. Это теперь многое устаканилось. А тогда... Уже на начальном этапе выяснилось: требуется уточнить границы территории аэропорта и прилегающих земельных участков и оформить все в государственном акте на землю. Позже столкнулись с тем, что в первоначальном варианте Генплана Одессы аэропорт попросту... отсутствует. И чем дальше, тем больше возникало проблем, больших и малых. Плодотворным было сотрудничество с институтом «Украэропроект», который разработал поэтапный план стратегического развития аэропорта. Удалось привлечь и архитекторов во главе с Юрием Беликовым. Его специалисты сделали серьезные разработки по новому аэровокзальному комплексу. Определено, где будут располагаться те или иные объекты. Предстоящие планы были одобрены на градостроительном совете, утверждены депутатами.

– В итоге мы сэкономили почти полтора года, – не скрывает удовлетворения председатель жюри. – Время, которое особенно дорого сейчас, в ходе подготовки к чемпионату Европы. Удалось снять огромный пласт проблем, что сделало объект еще более привлекательным для инвестора и тоже повлияло на принятое решение.

 

Хороший шанс в преодолении кризиса

Более двух миллиардов гривен – столько намерен вложить стратегический инвестор в реконструкцию международного аэропорта «Одесса» в течение ближайших трех лет. Это практически годовой бюджет нашего миллионного города. Именно столько денег в год уходит на социальные нужды одесситов, на образование, здравоохранение, капитальный ремонт зданий и т.д. Не меньше средств будет потрачено на дальнейшую реконструкцию, рассчитанную до 2020 года. Это означает, что будут создаваться новые рабочие места, привлекаться все больше техники. Сегодня в аэропорту работает около тысячи человек.

– А будет трудиться в несколько раз больше, – утверждает профессор Николай Андриенко.

Его оптимизм вполне обоснован. Ведь речь не только о строительных работах. С увеличением масштабов грузовых и пассажирских перевозок возрастет и потребность в персонале. Значит, в дополнительном транспорте. В новых дорогах. Иначе говоря, одно вытекает из другого. И хочется надеяться, что предстоящая реконструкция станет тем локомотивом, который вытащит Одессу из нынешнего кризиса. Во всяком случае за событием этим видится хороший шанс. К тому же Одесса всегда славилась своим умением с честью выходить из сложных ситуаций. Здесь неожиданностей тоже хоть отбавляй.

Политика

На судью, освободившую Саакашвили подали, две жалобы
На судью, освободившую Саакашвили подали, две жалобы 36

Высший совет правосудия может открыть дисциплинарное дело.

В Совбез ООН внесли резолюцию по Иерусалиму
В Совбез ООН внесли резолюцию по Иерусалиму 72

В документе осуждается решение о смене юридического статуса города.

Собчак заявила о возможности снятия своей кандидатуры на выборах президента России
Собчак заявила о возможности снятия своей кандидатуры на выборах президента России 937 1

Российская телеведущая Ксения Собчак откажется от посягательств на пост президента Российской Федерации, но при одном условии.

Происшествия

В Украине 50 населенных пунктов остались без света
В Украине 50 населенных пунктов остались без света 44

Проблемы возникли в двух областях.

Из-за потопа на Закарпатье эвакуировали 170 человек
Из-за потопа на Закарпатье эвакуировали 170 человек 192

Ситуация с выходом рек на Закарпатье ухудшается, людей вынуждены вывозить из залитых водой домов.

После урагана в Луганской области восстановили энергоснабжение
После урагана в Луганской области восстановили энергоснабжение 103

Электрики восстановили энергоснабжение четырех населенных пунктов на подконтрольной Киеву территории Луганской области.

Экономика

Южная Корея обвинила КНДР в краже биткоинов
Южная Корея обвинила КНДР в краже биткоинов 102 1

Атака была совершена почти год назад, но узнали спустя много месяцев.

Курс биткоина превысил 18 тысяч долларов
Курс биткоина превысил 18 тысяч долларов 164

16 декабря стоимость биткоина превысила 18 тысяч долларов, побив предыдущий рекорд в 17 тысяч.

МВФ заявил о рисках в украинском Госбюджете-2018
МВФ заявил о рисках в украинском Госбюджете-2018 696

Проблемы обнаружились в статьях, как доходов, так и расходов.

Общество

В Киеве нарядили главную новогоднюю елку
В Киеве нарядили главную новогоднюю елку [фото] 242

Открытие городка состоится уже спустя несколько дней.

На МКС отправилась очередная группа астронавтов
На МКС отправилась очередная группа астронавтов [видео] 189

Ракета стартовала с космодрома Байконур.

GoPro показали лучшее экшен-видео 2017 года
GoPro показали лучшее экшен-видео 2017 года 133

Клип наполнен яркими пейзажами и трюками.

Светская хроника и ТВ

Стала известна официальная причина смерти звезды  Дома-2  Политовой
Стала известна официальная причина смерти звезды "Дома-2" Политовой 3733

Судмедэкспертам удалось установить причину смерти звезды "Дома-2" Марии Политовой.

Певец Алексей Глызин признался в пристрастии к алкоголю
Певец Алексей Глызин признался в пристрастии к алкоголю 1111 3

Певец Алексей Глызин, популярный в 80-е, прославился в составе культовой группы "Веселые ребята", сознался в любви к спиртному.

Лев Лещенко обиделся на Максима Галкина
Лев Лещенко обиделся на Максима Галкина [видео] 3404

Артист Лев Лещенко высказал Максиму Галкину свое недовольство по поводу того, что тот пародирует знаменитого певца.

Спорт

Украинский боксер Редкач проиграл американцу
Украинский боксер Редкач проиграл американцу [видео] 258

Украинский боксер-профессионал, чемпион USBA в легком весе Иван Редкач проиграл американцу Джону Молине в первом бое в полусреднем весе.

Фьюри вызвал на бой Ломаченко:  Я надеру ему зад
Фьюри вызвал на бой Ломаченко: "Я надеру ему зад" 1227 1

Британский боксер Тайсон Фьюри заявил, что без труда победил бы украинского бойца Василия Ломаченко.

Украинский пловец завоевал золотую медаль в Копенгагене
Украинский пловец завоевал золотую медаль в Копенгагене 160

Украинец Михаил Романчук стал чемпионом Европы по плаванию на дистанции 1500 метром вольным стилем.