Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

...Таким, возможно, будет. Фото из архива «КП».

Соперничали наиболее достойные

Что ж, удивляться здесь нечему. Начать хотя бы с того, что конкурс вообще состоялся. Еще год назад потенциальные инвесторы едва ли не в очередь выстраивались, чтобы поучаствовать в намечающемся проекте – расширить воздушные ворота Одессы. Ее географическое положение, климатические условия, а также все возрастающие объемы грузовых и пассажирских перевозок давали перспективу стать важным перевалочным пунктом для стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Значит, сулили хорошую выгоду. Потому и предложения поступали отовсюду – из Австрии, Швейцарии, Китая, России и других стран. В общей сложности их набралось около двух десятков. А на заключительном этапе, когда настала пора выбрать наиболее достойного из соискателей, дело застопорилось: в мире разразился финансовый кризис.

– Пришлось дважды продлевать сроки проведения конкурса, – рассказывает «Комсомолке» член горисполкома Николай Андриенко, возглавивший конкурсную комиссию. – На этом настаивали конкурсанты. Им требовалось время, чтобы заново пересчитать и оценить свои возможности.

 

Город начинал своими силами

К слову сказать, цена вопроса была 250 млн. долл. США. В итоге ряды инвесторов дрогнули. Кто-то сразу предпочел сойти с дистанции. А кто-то попытался диктовать свои условия, неприемлемые для города. Более того, раз за разом наносили болезненные удары чиновники из высоких кабинетов. Речь идет о попытках Министерства транспорта и связи и других государственных структур вернуть аэропорт из коммунальной собственности в государственную. Стоит напомнить, в 2000 году Одесса получила глубоко убыточный объект. А уже через 5 лет предприятие расплатилось с долгами и стало приносить прибыль. Теперь ее хватает уже на то, чтобы своими силами начать реконструкцию аэропорта. Только в прошлом году на это ушло около 10 млн. грн. Поэтому неслучайно реакция депутатов горсовета была однозначной: аэропорт должен оставаться в коммунальной собственности и возврату государству не подлежит.

– В итоге предпочтение было отдано компании «Гепард плюс», – продолжает профессор Андриенко. – Она приняла все наши требования, в том числе и по совместной деятельности, размерам инвестиций. Более того, предложила увеличить затраты до 265 млн. долл.

 

Новосибирск, Астрахань, Алматы, а теперь Одесса

Тот факт, что фирма имеет одесскую прописку и мало кому известна, не должен вводить в заблуждение, пояснил Николай Николаевич. Данное предприятие было создано в июле 2007 года. Учредителем «Гепард плюс» является компания «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», которая специализируется на осуществлении инвестиционной политики в области строительства и эксплуатации аэропортов. Она принимает участие в реконструкции и эксплуатации аэропортов «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Компания также является акционером международного аэропорта «Алма-Ата» (Алматы). Управление активами, принадлежащими компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», осуществляется через управляющую компанию «Новапорт».

Компания, являющаяся учредителем ООО «Гепард плюс», отвечает условиям конкурса и имеет успешный опыт участия финансирования, эксплуатации, развития и реконструкции аэропортов. Компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД» и «Новапорт», которая также будет принимать участие в модернизации и управлении МАО, входят в группу компаний «AEON Corporation». Суммарный пассажиропоток, программы развития которых реализует группа компаний «AEON Corporation», по итогам 2008 года составил около 4 миллионов пассажиров.

 

Программа отвечает всем требованиям

Программа инвестиций, предложенная группой компаний «AEON Corporation» через «Гепард плюс», полностью отвечает требованиям технико-экономического обоснования плана стратегического развития коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», который был разработан Украинским государственным проектно-технологическим научно-исследовательским институтом «Украэропроект» и согласован с государственной авиационной администрацией Украины.

– Инвестор проявил определенную гибкость и пошел навстречу городу, – объяснил Николай Андриенко сам факт одесской регистрации фирмы-победительницы. Иными словами, налоги с доходов компании останутся в городе. А если учитывать некоторые особенности нашего законодательства, такой шаг выглядит вполне оправданным.

– В то же время были и спорные моменты, – продолжает профессор. – Хотя они и не носили принципиального характера и касались главным образом сроков окончания тех или иных работ, подогнанных под Евро-2012. Кроме того, инвестор в своих предложениях не предусмотрел строительства выставочного комплекса. А его планировалось использовать как временный терминал для пропуска пассажиров во время проведения футбольного чемпионата.

 

Кстати

В предстоящие три года воздушная гавань Одессы практически полностью преобразится. Ожидается, что после первого этапа реконструкции, рассчитанного до 2012 года, транспортный комплекс приобретет статус международного транзитного аэропорта 2-й категории ИКАО. Запланировано построить новую ВПП длиной 3 200 м, рулежные дорожки, аэровокзальный комплекс. Реконструкция предусматривает также увеличение до 80 мест стоянок воздушных судов, модернизацию светосигнального и метеооборудования, цеха бортового питания, внутренних сетей и сооружений. Будут возведены выставочный комплекс, отель на 250 мест, паркинг, рассчитанный на тысячу машин.

Да, у некоторых складывается впечатление, что аэропорт реконструируется специально под Евро-2012. Это не так. Город инициировал проект еще до того, как было принято решение о месте проведения футбольного чемпионата. Другое дело, что это событие заставило пересмотреть сроки выполнения некоторых работ, сдвинуть планы. Но развитие событий – увеличение грузопотоков, привлекательность региона – сделало этот процесс неизбежным.

– Мы исходили из того: примет Одесса Евро-2012 – отлично. Не будет этого – все равно будет развиваться в соответствии с ранее намеченными планами.

 

Мы помним, как все начиналось

Конкурсу предшествовала напряженная работа на протяжении двух лет. В конце 2006 г. распоряжением городского головы была создана рабочая группа по выработке предложений по реконструкции аэропорта. Ее целью было наметить перспективу и стратегию развития аэропорта, определить критерии поиска инвесторов. С самого начала было ясно, что город не осилит такой объем работ и требуется некое компромиссное решение, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности.

Рабочая группа многое успела сделать. Это теперь многое устаканилось. А тогда... Уже на начальном этапе выяснилось: требуется уточнить границы территории аэропорта и прилегающих земельных участков и оформить все в государственном акте на землю. Позже столкнулись с тем, что в первоначальном варианте Генплана Одессы аэропорт попросту... отсутствует. И чем дальше, тем больше возникало проблем, больших и малых. Плодотворным было сотрудничество с институтом «Украэропроект», который разработал поэтапный план стратегического развития аэропорта. Удалось привлечь и архитекторов во главе с Юрием Беликовым. Его специалисты сделали серьезные разработки по новому аэровокзальному комплексу. Определено, где будут располагаться те или иные объекты. Предстоящие планы были одобрены на градостроительном совете, утверждены депутатами.

– В итоге мы сэкономили почти полтора года, – не скрывает удовлетворения председатель жюри. – Время, которое особенно дорого сейчас, в ходе подготовки к чемпионату Европы. Удалось снять огромный пласт проблем, что сделало объект еще более привлекательным для инвестора и тоже повлияло на принятое решение.

 

Хороший шанс в преодолении кризиса

Более двух миллиардов гривен – столько намерен вложить стратегический инвестор в реконструкцию международного аэропорта «Одесса» в течение ближайших трех лет. Это практически годовой бюджет нашего миллионного города. Именно столько денег в год уходит на социальные нужды одесситов, на образование, здравоохранение, капитальный ремонт зданий и т.д. Не меньше средств будет потрачено на дальнейшую реконструкцию, рассчитанную до 2020 года. Это означает, что будут создаваться новые рабочие места, привлекаться все больше техники. Сегодня в аэропорту работает около тысячи человек.

– А будет трудиться в несколько раз больше, – утверждает профессор Николай Андриенко.

Его оптимизм вполне обоснован. Ведь речь не только о строительных работах. С увеличением масштабов грузовых и пассажирских перевозок возрастет и потребность в персонале. Значит, в дополнительном транспорте. В новых дорогах. Иначе говоря, одно вытекает из другого. И хочется надеяться, что предстоящая реконструкция станет тем локомотивом, который вытащит Одессу из нынешнего кризиса. Во всяком случае за событием этим видится хороший шанс. К тому же Одесса всегда славилась своим умением с честью выходить из сложных ситуаций. Здесь неожиданностей тоже хоть отбавляй.

Политика

 На ПМЖ : Польша предложила разместить у себя бронетанковую дивизию США
"На ПМЖ": Польша предложила разместить у себя бронетанковую дивизию США 287 1

Дивизию предлагается разместить на постоянной основе на новой военной базе, на которую поляки готовы потратить два миллиарда долларов.

В понедельник журналисту Сущенко дадут последнее слово в суде
В понедельник журналисту Сущенко дадут последнее слово в суде 145

После прений сторон украинский журналист сможет сказать последнее слово перед вынесением приговора.

Еврокомиссия запретит использовать посуду из пластика
Еврокомиссия запретит использовать посуду из пластика 930

Пакет необходимых документов планируют подписать уже 28 мая.

Происшествия

В Киеве на Троицу  заминировали  церковь,  минера  нашли в течение часа
В Киеве на Троицу "заминировали" церковь, "минера" нашли в течение часа [фото] 214 1

Телефонный "шутник" наблюдал за работой полиции после звонка о бомбе в церкви. Наблюдал недолго, на нем застегнули наручники.

 Сбежал от бандитов в белых халатах : Стерненко прооперируют в Киеве
"Сбежал от бандитов в белых халатах": Стерненко прооперируют в Киеве [видео] 703 4

Одесский экс-активист "Правого сектора" также требует, чтобы изменили подсудность дела по нападению на него.

В Париже мигрант из Мали стал героем, забравшись по стене на четвертый этаж спасая ребенка
В Париже мигрант из Мали стал героем, забравшись по стене на четвертый этаж спасая ребенка [видео] 692

Мальчик весел на руках, зацепившись за строительные леса. Молодой человек залез к нему за полминуты и спас.

Экономика

Мир без наличных
Мир без наличных 838 2

Уже через несколько лет некоторые страны полностью перейдут на безналичные платежи.

Может ли в Украине закончиться своя картошка
Может ли в Украине закончиться своя картошка 1397

Эксперты успокаивают: бояться нам нечего. Ведь основная часть картофеля выращивается частниками.

Нацбанк исключил WebMoney из реестра платежных систем Украины
Нацбанк исключил WebMoney из реестра платежных систем Украины 653 2

Решение принято в связи с применением персональных санкций к WebMoney.UAсогласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Общество

Супрун развенчала миф о работе мозга не на 100%
Супрун развенчала миф о работе мозга не на 100% [видео] 1206 4

Один из самых стойких мифов о работе мозга - он не задействует свои ресурсы в полном объеме. Хотя это не совсем так.

В Лондоне уличным музыкантам будут платить банковской картой
В Лондоне уличным музыкантам будут платить банковской картой 224

Британская столица уже испытала новую систему.

Астрологи: июнь подарит волну позитива и романтические знакомства
Астрологи: июнь подарит волну позитива и романтические знакомства 1883

Венера и Солнце, покровительствующие первому летнему месяцу, будут способствовать любви и увлекательным путешествиям.

Светская хроника и ТВ

Все фестивали лета: на пляже с Дорном и Morcheeba
Все фестивали лета: на пляже с Дорном и Morcheeba 281

"КП" выясняла, где этим летом пройдут в Украине лучшие нестоличные музыкальные фестивали и сколько это стоит.

Ники Минаж встречается с Эминемом?
Ники Минаж встречается с Эминемом? 584

35-летняя рэп-исполнительница заявила, что у нее отношения с известным коллегой.

 Холостяк  Рожден Ануси расставил все точки над  і
"Холостяк" Рожден Ануси расставил все точки над "і" 11206

Почему в финале главный герой реалити отдал предпочтение Иванне?

Спорт

Голкиперу Кариусу начали угрожать после финала Лиги чемпионов
Голкиперу Кариусу начали угрожать после финала Лиги чемпионов 1081

Сообщения поступают не только в адрес спортсмена, но и в адрес его близких.

Лечили Кариус и растерзали Роналду: что осталось за кадром финала Лиги чемпионов в Киеве
Лечили Кариус и растерзали Роналду: что осталось за кадром финала Лиги чемпионов в Киеве 3017 1

"Реал" выиграл на "Олимпийском" 13-й Кубок чемпионов, а "КП" в Украине" собрала эпизоды финала, которые остались скрыты от глаз болельщиков

Оливер Кан раскритиковал современных футболистов за слезы
Оливер Кан раскритиковал современных футболистов за слезы 677

Голкипер считает, что спортсмены стали слишком сентиментальными.