Одесский гитарист Анатолий Шевченко первым «пригласил» фламенко на советскую эстраду. 30 ноября в Большом зале Одесском филармонии состоится концерт маэстро. В рамках юбилейного вечера живописные портреты волшебника гитары представят одесские и крымские фотохудожники.
Художник и Ученый
Еще в начале своего творческого пути юбиляр мог бы ограничиться тем багажом гитарной музыки, который был у всех на слуху: романтизмом, классицизмом и, разумеется, романсами... И даже в этом случае блистательная техника маэстро не позволила бы популярности обойти его стороной. Но Анатолию Шевченко оказалось тесно в чисто импровизационных рамках.
В притихшем зале заметалось
Неукротимое фламенко.
Я слушал музыку из зала,
Как голос правды из застенка...
Именно так, как в этих строках Юрия Отнельченко, воспринимались в далекие семидесятые искусство Шевченко. Тем не менее, он не побоялся «пригласить» фламенко на советскую эстраду. Доказал, что столь непохожая на европейскую андалузская культура достойна аплодисментов широкой публики.
– Фламенко – это искусство импровизации, – считает музыкант, которому пришлось обучаться ему по некачественным аудиозаписям. – На своей родине, в Андалузии, фламенко передается от учителя к ученику, от отца к сыну.
Параллельно с практикой Шевченко занялся теоретическим исследованием культуры фламенко. В 1975 году музыкант выпускает в свет «Неукротимые игры фламенко». Его более зрелая книга «Школа фламенко» стала прецедентом советской печати и разошлась за считанные... часы. Удивительно, но в нем одном переплетаются Художник и Ученый с неуемной жаждой импровизации и познания.
«Ветвь» Востока на «ткани» Запада
От каждого выступления поклонники Шевченко неизменно ожидают сюрприза.
Угадав желания своих слушателей, маэстро неожиданно разбавил репертуар европейской классики античными мотивами. При этом его «Музыка Эллады» – это отнюдь не перепевы, а совершенно новый взгляд на музыкальную культуру, от которой нас отделяют целых два тысячелетия.
А в недавней своей программе виртуоз уже играет со звуками природы, в который раз переворачивая с ног на голову мир классической музыки.
Как композитор маэстро Шевченко экспериментирует не менее смело: гармонично вплетает утонченную «ветвь» Востока в причудливую «ткань» Запада.
Но, пожалуй, самая уникальная его композиция – концерт фламенко для гитары, гобоя и камерного оркестра, когда на строгую форму классического западноевропейского концерта накладывается строгая классическая форма фламенко.
P.S. Творческий дуэт Волшебника и его семиструнной спутницы, похоже, вдохновляет не только фотохудожников, но и многих поэтов, таких как Николай Степанов, Владимир Невмытый, Дмитрий Шупта, Геннадий Тарасуль, Алена Кочук... Весьма точно определил гений музыканта в своей «Корриде. Монолог быка» Анатолий Баконурский:
Я в красно-черном.
В руках мулета.
Медальный профиль
И торс атлета...
Мне после схватки
Вина налейте.
Ты бык мой сотый.
Ты – юбилейный.