Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Так вот и встретилась война…

— Какая дата будет отмечаться в четверг, 22 июня?
И только трое из них, пожилых людей, сказали то, что я желал от них услышать: началась Великая Отечественная война. Потому само собой возникло желание встретиться с человеком, который знает о ней не понаслышке, с чужих слов, а столкнулся с нею лицом к лицу, благо журналистская профессия свела меня со многими ветеранами.

Выбор пал на капитана дальнего плавания Владимира Сергеевича Ланг, которого знаю много лет.

Он, как и тысячи одесских мальчишек, мечтал стать моряком. Охотно занимался в пионерском кружке, делал модели кораблей. После окончания школы сдал экзамены в морской техникум. А тут она… проклятая война!
— Владимир Сергеевич, а как и где вы встретили известие о войне?
— Как сегодня помню тот погожий летний день. Я гулял с друзьями по Приморскому бульвару. Он, как всегда, был людным. Старики сидели на скамеечках, а молодежь прогуливалась веселыми компаниями. На рейде стояли корабли. Все дышало миром и покоем. О том, что уже началась война, мы еще ничего не знали. Эта гнетущая весть пришла ко мне во второй половине дня. Все вокруг помрачнело. Исчезли улыбки с лиц. Женщины не сдерживали слез. У меня было такое ощущение, что война будет идти там, на западе, далеко от Одессы. Немцы далеко не пройдут. Их просто не пустят дальше границы наши войска. Но когда вечером увидел с Приморского бульвара, как где-то над Дофиновкой небо расцветили трассирующие снаряды зенитных установок, понял, как ошибался. Это летели к Одессе немецкие самолеты. Конечно же, многие тогда растерялись — война-то ведь уже рядом.

Как сегодня слышу вой сирены, вижу разбегающихся с улиц перепуганных людей. Зенитные пулеметы с крыш домов открыли беспорядочную стрельбу. Я побежал домой. Мать — в слезах. Соседи — угрюмые. На второй день — мужчины подались в военкомат. В общем, началась новая жизнь…

Какой была эта жизнь для тысяч одесситов, вынужденно оставшихся в Одессе, куда после 73 дней героической обороны вошли румынско-немецкие захватчики? Сошлюсь на строки архивного документа — отчета Ильичевского районного комитета комсомола о работе комсомольских организаций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: «Хозяйничание немцев и румын в городе ознаменовалось прежде всего террором, массовыми арестами, поголовными обысками. Все лучшее оборудование заводов было вывезено в Германию и Румынию. Клубы и школы были превращены в конюшни, гаражи, казармы и концлагеря. Например, в школе № 103 по ул. Болгарской был концлагерь, в котором было до 350 военнопленных и заложников. В клубе им. Иванова был склад боеприпасов, в здании библиотеки консервного института — конюшня…

С 22 октября 1941 г. по 25 октября было проведено массовое истребление жителей города. Так, только 23 октября были расстреляны 160 мирных жителей. В Михайловском саду повесили комсомолку Катю за то, что она скрывала майора Красной Армии. На всех перекрестках улиц — на телеграфных и телефонных столбах висели трупы. В районе 2-го кладбища оккупанты убили около 3 тысяч мужчин, женщин и детей. В пороховых складах на Люстдорфской дороге было сожжено 12 тысяч женщин и детей.

С целью разложения молодежи были открыты притоны, рестораны, публичные дома. В районе было более 110 притонов, 25 ресторанов и ряд неофициальных публичных домов. С целью агитации против советской власти было открыто только в нашем районе 5 церквей, где восхваляли немцев и румын, короля Михаила, Елену и Гитлера и остальных румынских макаронников. Школы более года были закрыты. Потом было открыто 3 школы, где в центре внимания были румынский язык и Закон Божий.

Я привожу эти документальные факты как подтверждение настоятельной необходимости не предавать забвению скорбные даты нашей истории, каковой является и 22 июня 1941 года, когда началась самая истребительная война за всю эпоху существования человечества.

А как же сложилась дальнейшая судьба Володи Ланг, грезившего морем и встретившего ее на морском берегу?

Он, как и все, кто остался в оккупированной Одессе, верил в скорое ее освобождение. Потому вместе с товарищами согласился пойти на учебу в школу торгового мореплавания, зная, что не для работы на фашистов будет накапливать знания, а на своих, родных судах.

День, когда растерзанная врагом Одесса встречала освободителей, стал днем настоящего взросления Володи Ланг. После неспокойной ночи освобождения он 11 апреля 1944 вместе с товарищами побежал в Кагановический полевой военкомат проситься на фронт. Его вместе с Кимом Голубенко, впоследствии ставшим знаменитым капитаном дальнего плавания, Героем Социалистического Труда, и другими добровольцами направили в действующую 380 стрелковую Енакиевскую дивизию 5-й Ударной армии, которая готовилась к форсированию Днестра.

Владимир Сергеевич не особо охотно рассказывает о своих фронтовых буднях. После краткой, но изнуряющей подготовки в батальон прибыл комдив и заявил: «Вам выпала великая честь — смыть позор оккупации собственной кровью! Вы направляетесь туда, где идут бои!» (Долго еще будут испытывать потом на себе печать оккупации Ланг и его сверстники, будто бы спрашивали за нее не с ребят, а со взрослых людей, которые осознанно остались в оккупационном городе).

Потом был первый бой, захват плацдарма на Днестре…

Однажды во время отдыха после очередного боя ротный объявил Лангу и еще десятерым одесситам: «Вы направляетесь в Одессу в школу младших командиров». Но вскоре в адрес командира части пришел вызов из Кагановического военкомата на тех, кто занимался в школе торгового мореплавания, для дальнейшей учебы в Одесской мореходке: флот остро нуждался в пополнении.

Так мечта о море обрела новую жизнь. Морская судьба Владимира Сергеевича Ланг требует особого рассказа. Он стал прославленным капитаном дальнего плавания, воспитал плеяду прекрасных морских специалистов, удостоен многих боевых наград и отличий за трудовые достижения, почетных званий. Он стоял у истоков создания в независимой Украине системы посредничества по трудоустройству украинских моряков на суда иностранных судовладельцев, которая получила международное признание. Его избрали председателем Общества содействия трудоустройству моряков и защиты их социально-трудовых интересов, членом Координационного совета по вопросам развития и поддержки предпринимательства Одесской облгосадминистрации. Сегодня Владимир Сергеевич возглавляет предприятие «Адриатико-Бриг», которое осуществляет посредническую деятельность по трудоустройству на иностранные суда и завоевало высокий авторитет у тысяч морских специалистов.