Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

В Южной Пальмире открыли «бабушкины шкатулки»

В Южной Пальмире открыли «бабушкины шкатулки»

В Одессе состоялся фестиваль-конкурс «Народный костюм: прошлое и современность». Его цель – сохранение многонациональных культурных традиций Одесской области, исследование этнографических материалов, развитие декоративно-прикладных искусств, привлечение людей к аматорскому творчеству. Представленные там образцы удивили уникальностью и разнообразием.

Сорочка «отметила» 150 лет


Наш город в который уж раз собрал самобытные творческие личности разных возрастов и профессий со всех районов области, а также представителей Львовской, Винницкой областей. Сами за себя говорят номинации: «Из бабушкиной шкатулки», «Национальный колорит в современной одежде», «Этнический костюм».


Во все времена украинцы стремились к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследие, что-то, увы, бесследно затерялось... Радует, что все же многое из накопленного дошло до нас. В рамках фестиваля-конкурса были представлены действительно уникальные экспонаты. Сорочку, которой более 150 лет, сегодня не воссоздаст ни один мастер. Мы любовались традиционными народными костюмами, стилизованными концертными экземплярами и моделями, разработанными современными модельерами с элементами народной одежды.

Не посрамили имя Ушинского


Так, студенты Одесского профессионального лицея технологий и дизайна Южноукраинского педагогического университета имени Ушинского представили коллекцию своих работ «Венок Украины». Радует, что молодежь ценит украинскую песню, живет в ней украинский дух. Юноши и девушки народного ансамбля села Дальник Беляевского района выдали представление на тему «Украинские вечорницы».
Лилия Гальчевская – старший научный сотрудник Винницкого областного краеведческого музея – рассказала, как по облачению можно прочесть даже историю семьи.


– Каждый район имеет свои особенности, – говорит Лилия Анатольевна. – Самая характерная черта народного искусства во всех его видах – праздничность. Трудно себе представить, что такое искусство рождалось в простых избах руками мастериц, которые вкладывали в свои работы любовь, печаль и радость. Что примечательно: даже простой люд никогда не появлялся в праздник в одинаковой одежде!

Что именно носили?


Например, женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки – туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски; в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пестрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже – платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время – войлочные или каракулевые, часто так называемые смушковые (из смушек), цилиндрообразные шапки. Наиболее распространенной обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье – лычаки (лапти), среди зажиточных – сапоги. В осенне-зимний период и мужчины, и женщины носили свиту и опанчу – однотипную с кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой – длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян – покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.


Как уже подчеркивала Лилия Гальчевская, женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов.

С возрастом костюм становился более сдержанным


Согласно этическим нормам больше внимания отводилось одежде девушек и молодых женщин. Для них шили рубашки из тончайшего полотна, украшенные пышной вышивкой. С возрастом женщины, особенно замужней, костюм постепенно становился сдержанным, главным образом благодаря уравновешенности декора напольной плахты с равным количеством красных и синих нитей. Женщина среднего возраста могла донашивать некоторые вещи своего девичьего костюма, за исключением своеобразных символов девичества: венков, красных лент. Силуэт одежды лишь в общих чертах подражал фигуре. Мужской костюм также имел свою систему соответствующих признаков, тем не менее она была более простой. Вековые отличия, кроме колористики одежды, в которой с годами уменьшалось количество ярких тонов и контрастных соединений, подчеркивались отдельными элементами костюма (поясом, шапкой) и его аксессуарами (колыбелью, палкой), особенностями прически, усами и бородой.

Рушники являются талисманом дома и семьи


А украинская вышивка! Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета тоже передавались из поколения в поколение. Украшали также рушники, фиранки. Особое внимание уделялось рушникам – древним талисманам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с ним приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.


Особое внимание привлекла выставка кукол в национальной одежде народов, проживающих на территории Одесской области. Ее представили студенты Одесской национальной академии пищевых технологий. Здесь уже несколько лет работает студенческий кружок «Витоки слов’янськоi культури», где ребята под руководством преподавателя истории Украины и курортологии Светланы Полевой изучают и прослеживают историю народов, проживавших в разные времена на юге Украины.
Во время обсуждения итогов конкурса председатель жюри Зоя Пасичная отметила высокую ценность представленных костюмов. В итоге, первое место в номинации «Из бабушкиной шкатулки» завоевала Тамара Затынченко (Измаил), «Национальный колорит в современной одежде» – Елена Зелинская (Котовск), «Этнический костюм» – Юрий Планчинта (Саратский район), «Сценический костюм» – мастерская ансамбля танца «Дана» (Ильичевск).