Житель Херсонской области Сергей Воропаев работал водителем, до того как облачился в камуфляж, попал под мобилизацию, а затем и в зону боевых действий.
- Я служил в нашей 28-й бригаде, - рассказывает он. - Сначала находились на полигоне "Широкий лан", а потом быстро, буквально через месяц, нас отправили на восток, а там сами понимаете что...
В декабре прошлого года во время боевых действий Сергей потерял правую руку. Говорит, оторвало гранатой под Донецком. С тех пор госпитали, переезды, бумажная волокита и раздумья о будущей работе, ведь водителя с одной рукой никто не возьмет. Наконец в начале лета боец первый раз приехал в Одессу, чтобы по социальной госпрограмме сделать слепок для протеза. И вот на днях он, смущаясь от непривычного внимания, демонстрировал перед камерами возможности новой руки, которую ему сделали в Одесском центре протезно-ортопедической помощи.
Герой АТО получил суперсовременный бионический протез. Таких раньше в нашей стране не делали, поэтому для настройки агрегата привлекли иностранного специалиста. Техник по протезированию верхних конечностей Айхан Гюндогу приехал из Турции, чтобы настроить протез конкретно под Сергея и передать знания местным специалистам.
Протез должен прослужить 10 лет. По словам директора центра Марии Толпиной, бионическая рука обошлась в 668 тысяч гривен. Такой механизм должен стоить еще больше, но цену снизило то, что рука была собрана из иностранных деталей в Украине.
Главная особенность агрегата в том, что "умный" протез реагирует на нервный импульс, посылаемый мышцами.
- Бионический протез - это одна из передовых технологий протезирования в мире, - говорит техник-протезист центра "Теллус" Ярослав Мизерный. - Такой прибор способен восстановить большинство функций человеческой руки. У него 14 алгоритмов работы пальцев для захвата предметов и других операций. Например, бионической рукой можно завязать шнурки, расписываться, работать с клавиатурой и компьютером.
Улыбающийся Сергей демонстрирует - протез работает идеально. Он поднимает стакан, делая вид, что пьет, держит ручку и даже перекладывает "кубик Рубика".
- Протез тяжелее руки. Посылать сигналы еще нужно тренироваться, - говорит Сергей Воропаев. - Окончательно я привыкнуть должен через год, когда культя заживет, можно будет на нее давить, а пока больно. Но главное - я смогу вернуться к работе!
Первое, что сделал Сергей с новой рукой, - исписал весь листик формата А4. Заново учился выводить цифры и даже нарисовал пару цветочков.