5 января
Загрузить еще

Виктор Мережко довел Дмитрия Нагиева до слез

Виктор Мережко довел Дмитрия Нагиева до слез

Недавно на экраны стран СНГ вышел 12-тисерийный фильм «Сонька Золотая ручка», снятый режиссером Виктором Мережко по собственному сценарию. Его брат Юрий, проживающий в Днепропетровске, рассказал «Комсомолке» о подробностях съемок, не известных широкой аудитории.

 

Мережко носил  Соньке на могилу цветы

 

Тему фильма Мережко подсказал продюсер Владимир Досталь.

- Он как-то произнес «Почему бы не снять что-то о Соньке Золотой ручке», - припоминает Юрий Иванович. – И Виктор загорелся.

До начала работы над сценарием ему мало что было известно о легендарной авантюристке. Из Интернета и полицейских архивов он почерпнул 9 эпизодов из ее жизни, которые и легли в основу сценария. А его Мережко написал за полтора месяца, на одном дыхании.

- Факты существования в 19 веке воровского сообщества «Червонный Валет» взяты из архивных материалов, - рассказывает Юрий. - Всё остальное – художественный вымысел. Даже жизнь еврейской общины выписана Виктором интуитивно.

 

Узнав, что Сонька похоронена на Ваганьковском кладбище, он часто ездил с сыном и дочкой к ее могиле. Люди думали, что цветы возлагают воры.

 

Микульчина чуть не сошла с ума

 

Актерскую команду набирали с пристрастием. На роль Соньки пробовались около 70 актрис. Но, увидев 21-летнюю Анастасию Микульчину, выпускницу театральной Академии Санкт-Петербурга, Мережко сразу понял: она!

- Его сразили глаза, - признается Юрий Иванович, - он сказал мне, что таких выразительных еще не видел никогда. Настин магический взгляд гарантировал успех киноленте.

 

Украинка Анастасия была уроженкой приднестровского городка Бендеры. Мать – одесситка, отец – с Дальнего Востока. Своим особым  произношением она окончательно очаровала Мережко, семья которого с 1952 года тоже жила в Украине, в Русской Поляне под Черкассами.

 

- Особенно тяжелыми для актрисы были сцена встречи с возлюбленным вором Кочубчиком. А еще сцены пребывания в тюремном карцере, - вздыхает Юрий Иванович. - Она переживала, как Сонька может так унижаться. Даже играть отказывалась.

 

Виктору приходилось каждый раз объяснять ей, что страстная любовь к мерзавцу – это плата за то, что Сонька столько раз крутила достойными людьми. И вообще все ее авантюрные проделки - прелюдия к тяжелой расплате.

 

- А сцены на каторге вообще сняты на грани нервного срыва актрисы, - восклицает Мережко. - Когда она закованными ногами двигала кровать, Виктор думал, что еще немного – и она в самом деле сойдет с ума.

 

Дмитрий Нагиев не хотел реветь

 

Нелегко далась работа с Дмитрием Нагиевым, сыгравшем роль начальника каторги. Выбить слезу из этого супермена и любимца женщин оказалось не легким делом.

- Дмитрий не хотел портить свой имидж сильного и остроумного человека, - объясняет Юрий Иванович. – Потому в фильме предстал не тупым надсмотрщиком, а больным и по-своему справедливым человеком, который любит каторжан, как собственных детей, и в то же время обожает демонстрировать свою власть.

 

Эпизод с Манькой Портовой был написан специально для выдающейся актрисы Зинаиды Шарко. На вопрос «Ну как Вам текст?» она ответила «Маэстро, обижаете. Я таких текстов еще не держала в руках. Скажите, а можно я буду читать его в своем БДТ (Большом Драматическом Театре Санкт-Петербурга)?». На что Виктор Мережко ответил «Без проблем».

 

Небольшая роль досталась Богдану Ступке – он сыграл отца Соньки, который в первой серии умер от жандармских побоев.

- Виктору жалко было лишаться такого мощного образа, - вздыхает его брат, - но того требовал сценарий. Лучше же, чем Богдан, создать ту среду, из которой выросла Сонька, было трудно. А в этом – вся соль. Ступка все понял и не обиделся.

 

Цена серии - 250 тысяч долларов

 

В качестве главного художника сериала заявил о себе сын Виктора Мережко – Иван.

- Очень способный парень, - хвалит племянника Юрий Иванович. – На редкость целеустремленный и преданный отцу.

Сложность его работы состояла в том, что действие фильма происходит в позабытом 19 веке. Пришлось поднимать массу материалов, рисунков.

За время съемок только для Анастасии Микульчиной было пошито 50 костюмов.

Поэтому каждая серия обходилась заказчикам в 250 тысяч долларов.

Мистика, но когда после окончания съемок Виктору показали фото реальной Соньки, он ахнул: Микульчина походила на нее как две капли воды.

Сам же Мережко так полюбил музыку к своему фильму (композитор Дмитрий….), что она постоянно сопровождает его в поездках на автомобиле.

- Не собирается ли он вновь что-нибудь снять в нашем городе? Ведь отсюда, с фильма «Родня», собственно, и началась его известность.

- Всё зависит от сценария. В принципе ему хотелось бы вернуться. Тем более что тут живу я. Может, это скоро и случится, - загадочно подмигнул Юрий Иванович.


Из личного дела

Сонька Золотая ручка (1846 - ?) – знаменитая авантюристка 19 века

Настоящее имя - Шейндля-Сура Лейбова Соломошак-Блювштейн. Ее называли "дьяволом в юбке", "демонической красавицей, глаза которой очаровывают и гипнотизируют". Чехов уделил ей внимание в книге "Сахалин".

Сонька изобрела метод гостиничных краж под названием "гутен морген". Она надевала на свою обувь войлочные туфли и рано утром бесшумно проникала в чужой номер. Под крепкий сон хозяина "вычищала" его наличность. Если же тот неожиданно просыпался - нарядная дама в дорогих украшениях начинала раздеваться, как бы по ошибке приняв номер за свой... Кончалось все мастерски разыгранным смущением и взаимными расшаркиваниями.

Сонька не отличалась красотой: небольшой рост, изящная фигура, правильные черты лица; и глаза, излучающие сексуально-гипнотическое притяжение.

Умерла на Сахалина во время очередного побега.

 

Справка «КП»

О чем фильм?

Об истории жизни великой аферистки, королевы воровского мира 70-х годов 19 века Соньке Золотой ручке, чей редкий криминальный талант превратил ее жизнь в опасную игру. Долгое время женщина гастролировала по России и загранице, поражая воровской изобретательностью, убегая от преследования полиции. Увлечения, любовь и предательство стали неизбежными атрибутами ее жизни. А пребывание на каторге - закономерным завершением судьбы.

Виктор Мережко назвал фильм возвращением к «достоевщине». Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Одессе, Ялте, Карелии.

В фильме задействованы актеры: Олег Басилашвили, Иван Бортник, Анна Банщикова, Ирина Алфёрова, Ирина Шевчук, Богдан Ступка, Анастасия Микульчина, Виктор Мережко, Зинаида Шарко, Дмитрий Нагиев, Игорь Ботвин.